Источник текста

Благоприятный момент для сближения / Православие.Ru


Благоприятный момент для сближения В мае 2001 года Священный Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви на своем рабочем заседании принял решение об образовании и восстановлении Будимлянско-Никшичской епархии, расположенной на севере Черногории. Тогда же администратором епархии был назначен викарный епископ Будимлянский Иоанникий (Мичович) . Спустя год на очередном заседании Собора в мае 2002 года владыка Иоанникий был назначен правящим епископом Будимлянско-Никшичским с резиденцией в монастыре Джурджеви Ступови (Георгиевы Столбы) в г. Беране. Владыка Иоанникий любезно согласился рассказать нам о жизни епархии и своем служении. - Владыка, в начале нашего разговора скажите, пожалуйства, несколько слов об устройстве и истории Сербской Православной Церкви на территории Черногории?

Христианство присутствует на территории Черногории еще с ранних веков своего существования. На Приморье и здесь на севере Черногории в долине Лима есть много древних храмов, но только со времени правления династии Неманичей, прп. Симеона Мироточивого и особенно со свт. Саввы церковная жизнь приобрела здесь свою полную форму. Святой Савва основал на территории Черногории две епархии. В то же время на территории сегодняшней Черногории их больше. Если говорить о епархиях, чьи кафедры расположены непосредственно в Черногории, то это Черногорско-Приморская митрополия и наша Будимлянско-Никшичская епархия. Это древние, как мы говорим, святосаввские епархии, которые связаны с Черногорией своими центрами, а древняя Хумская ( сегодняшняя Захолмско-Герцеговинская ) и Милешевская епархии захватывают некоторые западные районы Черногории. - Это вообще характерно для Сербской Церкви, что границы епархий не совпадают с современными административными границами?

Эти древние границы епархий, вероятно, были связаны в определенной степени с административным делением во времена правления Неманичей, и мы продолжаем, насколько возможно, сохранять эти епархиальные границы, чтобы это не было забыто. Это, естественно, имеет свои основания и смысл. Сербская Церковь всегда хранила память о временах Неманичей, когда мы действительно достигли и в церковном и в государственном отношении пика своего развития. Позднее, когда настали тяжелые времена и 500-летнее турецкое рабство, мы хранили эту память и благодаря этой памяти позднее и восстановили и восстанавливаем до сих пор церковную жизнь. Наша Будимлянско-Никшичская епархия жила полнокровной жизнью до середины XVII века, когда турки насильно упразднили ее, а с митрополита Паисия живого содрали кожу на воротах монастыря Джурджеви Ступови. Он почитается у нас как священномученик в то время как принятие решения о его канонизации нам еще предстоит. - Расскажите, пожалуйста, немного о восстановлении епархии. Как и когда это произошло?

Это произошло, только в новейшее время, когда церковная жизнь в нашей митрополии под руководством митрополита Амфилохия становилась все более активной. Тогда и появились условия необходимые для восстановления древней Будимлянско-Никшичской епархии, и, по предложению митрополита Амфилохия, это было сделано. Архиерейский Собор на своем заседании в 2001 году принял решение о ее восстановлении. Я был официально избран и назначен на эту епархию только в 2002 году, а до этого я год был ее администратором как викарный епископ митрополии.

Монастырь св. Георгия в Беране. Джурджви ступови. Фото: иером. Игнатий (Шестаков) Сейчас перед нами стоит важнейшая задача восстановления церквей, восстановления святынь, восстановления церковной жизни, потому что, в действительности, последствия турецкого рабства до сих пор дают о себе знать. До сих пор еще много разрушенных храмов. Народ еще не оправился от этого рабства. Нельзя забывать и о том, что во времена турок немалая часть сербского народа здесь была исламизирована, а те, кто не подвергся исламизации, сохранили христианство на неком самом элементарном уровне. Так что сейчас мы заняты обновлением священнических кадров, обновлением монашества и так происходит постепенное восстановление епархии. - А что бы вы могли сказать о расположенных на территории вашей епархии святынях? - У нас есть очень значимые святыни, которые мы потихоньку обновляем. На территории северной Черногории есть несколько святынь времен Неманичей, которые в последние годы вновь ожили. А есть у нас и много святынь, которые жили полноценной церковной жизнью и во времена турецкого владычества. Наше географическое положение делало это возможным, и монахи скрывались от турок в маленьких монастырях скитского типа и жили там, в горах, совершенно свободно. Так что во времена турецкого рабства здесь фактически расцветала сербская славянская письменность, переписывались книги, писались фрески, изучалось церковное пение. У нас были очень значимые связи и с Афоном и с Россией. В этом отношении центральное место занимает монастырь Пива, который раньше был на территории восточной Герцеговины, а сейчас в нашей епархии. Это единственный крупный сербский монастырь, который основан во времена турецкого рабства, благодаря тогдашнему относительно спокойному периоду сербской истории. Это произошло, когда один из визирей Порты Мехмед-паша Соколович был сербского происхождения и осознавал необходимость защищать сербский народ. Это было во время обновления Печской Патриархии, и в течение сорока лет после этого мы жили относительно спокойно. Это был очень благоприятный момент для развития нашей культуры, письменности, иконописи, живописи и тому подобного. - А сколько сейчас парохий в вашей епархии? - Сейчас у нас 25 парохий. - А народа? - У нас в епархии около 150 тысяч православных, но конечно они не все церковные, но все же с каждым днем все больше народа приходит в церковь. Особенно молодежь, и мы рады, что в наших церквях в Белом Поле, в Никшиче полно молодежи, много детей, молодых семей с детьми. Мы видим, что Церковь переживает свое обновление – омоложается. Это исключительно Божье благословение, потому что этих детей, эту молодежь некому было научить. Их родители, я думаю, скорее, учили их удаляться от Церкви и идти каким-то другим путем, а между тем Бог и ангелы, и святые, и наши мученики направили эту молодежь к Церкви. - На территории вашей епархии проживает и мусульманское население? - Да у нас есть мусульмане и немного меньше католиков, но в основном все они сербского происхождения. Дело в том, что здесь проходил очень сильный процесс исламизации. Особенно после восстания Карагеоргия. - Получается, что этот процесс исламизации проходил здесь сравнительно поздно? - Да, довольно поздно. Так что здесь все мусульманские семьи помнят свое сербское происхождение. - А возможна ли среди этого исламизированного населения какая-нибудь миссионерская деятельность? - Бывает, что кто-нибудь из мусульман хочет принять православие. Мы в этом вопросе не оказываем никакого давления. Если это лицо совершеннолетнее и хочет принять православие либо из-за вступления в брак, или по каким-нибудь другим мотивам, то мы их принимаем. - Сколько на вашей памяти было таких случаев? - Знаете, если принимают православие из-за вступления в брак с православным, то такие примеры есть, но здесь мы смотрим, насколько это искренне. Больше запоминаются примеры, когда человек приходит к православию, не по каким-то другим причинам, а по собственному желанию принять наше вероисповедание. Такие примеры есть. У нас в епархии есть даже один монах, который был мусульманином и принял православие, а позднее стал монахом. - А что бы Вы могли сказать об отношениях Церкви и государства в вашей епархии и в целом в Черногории? Оказывает ли государство какую-либо помощь Церкви? - У нас сейчас отношения между Церковью и государством находится на самом низком уровне. Прежде всего, положение Церкви не урегулировано законом. Существуют некие старые законы времен коммунизма, которые не соответствуют конституции, но и эти законы у нас не действуют. Так что отношение государства к Церкви зависит от того, как настроен некий государственный деятель или человек, который обладает определенными силами и возможностями – как он лично относится к Церкви. И это очень унизительное положение. Черногорский государственный аппарат оказывает сильное давление на Церковь, чтобы мы их поддерживали, чтобы мы были на службе у их политики, служили этой идеологии. - Какой? - Такой, что Черногория хочет некой самостоятельности. Государство хочет, чтобы в этот процесс включилась и Церковь, хочет провозгласить новую черногорскую нацию и так далее, но Церковь не собирается этим заниматься. Она служит Богу и не может служить политическим интересам. Много говорится о том, что Черногория хочет войти в Европу, принять европейские стандарты. И мы в действительности хотели бы этого, потому что, если бы мы приняли европейские стандарты, то Черногория должна была бы принять закон о реституции, вернуть имущество, здания и все, что отняло государство при коммунистах. Должен бы быть принят закон о религиозной свободе. Должно было бы улучшиться положение Сербской Православной Церкви в Черногории, но этого нынешние власти делать никак не хотят.

Что касается какой-то материальной помощи Церкви со стороны сегодняшнего правительства, то этой помощи практически нет, и это зависит исключительно от личного расположения некоторых людей на вершине власти.

В то же время Церковь живет своей полноценной жизнью, потому что народ любит свою Церковь, и присутствует великая Божья помощь, великая Божья милость, которая изливается на народ, и обязательно скоро все должно измениться, и власть или нынешняя или будущая должна изменить свое отношение к Церкви. Все последние анкетирования в Черногории показывают, что Сербская Православная Церковь обладает наибольшим авторитетом среди всех организаций, существующих в Черногории. - А что бы Вы могли сказать о так называемой «Черногорской православной церкви»? - Тут собственно и не о чем говорить. Эта группа не имеет никаких признаков Православной Церкви. Она сформирована при полиции и исключительно для временного использования нынешними властями для того, чтобы оказывать давление на Церковь, и таким образом наносить вред Сербской Православной Церкви. Если эта группа признана только со стороны полиции, то становиться совершенно ясно, о чем тут идет речь. Этот их раскольник Мираш Дедеич был когда-то священником при Константинопольской Патриархии. Он лишен сана из-за нарушения церковной дисциплины, и то, что болгарские раскольники хиротонисали его во епископа, не имеет никакой силы. Черногорские власти при этом, хотя и получили необходимые извещения от Константинопольской Патриархии и от Сербской Православной Церкви, все равно почитают его как священнослужителя, противно канонам и устроению Православной Церкви. Таким образом, наносится большой вред Сербской Православной Церкви и православию вообще. Черногория маленькая, и в ней все обо всем знают, и народ не считает эту группировку церковным организмом. Все знают, что это чисто политическое творение, используемое некоторыми партиями и силами в своих интересах. - И некоторыми средствами массовой информации? - Да. Телевидение и все официальные черногорские средства массовой информации почитают их как официальную Черногорскую Церковь. - А они сотрудничают и с другими раскольничьими группировками? - Больше всего они опирались на болгарских раскольников, но так как сейчас болгарские раскольники сами оказались в довольно тяжелом положении, то они переориентировались на украинских раскольников и, по-видимому, пытаются наладить какие-то связи с Денисенко. Таким образом, из Черногории устраивается некая малая Украина. В Черногории хотят устроить все те проблемы, которые существуют на Украине - и униатство и разные расколы - так, чтобы создать один большой хаос. Это, по сути дела, украинский рецепт.

Во время проповеди - А в чьих это, по вашему мнению, интересах? - Это довольно трудно объяснить, но мы знаем, что некоторые священники Римо-католической Церкви находятся неофициально, но открыто под управлением Дедеича – это довольно значимый факт. Во всяком случае, существуют очень влиятельные политические силы в Черногории, которые ориентированны проуниатски. Такие явления в Черногории были и в прошлом, но они никогда не могли дойти до чего-нибудь действительно серьезного. Между тем сейчас они осуществляют свои планы через самые ответственные государственные органы: через партии, через политиков, через скупщины, через министерства, через образование. Униаченье черногорцев осуществляется в культурологическом плане. - А что, по вашему мнению, можно противопоставить этому давлению? - Всякий нормальный образованный человек в Черногории понимает, что речь здесь идет о псевдо культуре и псевдо религии. В то же время, если за этим стоит политика, то это, все-таки, серьезная вещь. Народ вынесет, как вынес и многие другие испытания и народ останется православным, но важно, чтобы о наших проблемах были хорошо информированы и другие народы, и особенно православные народы, и в первую очередь народы славянские. Мы в наибольшей степени нашли это понимание у Русской Православной Церкви, и для нас большим утешением является то, что Святейший Патриарх Алексий II и вся Русская Православная Церковь всегда обладали полным пониманием наших проблем и всегда были готовы пойти нам навстречу, особенно, когда было необходимо оказать поддержку Черногорско-Приморской митрополии в то время, когда она испытывала сильное давление и со стороны проуниатски настроенных властей и со стороны упомянутой нами псевдо религиозной организации. Сейчас этот первый удар прошел, мы постепенно окрепли и чувствуем себя способными справится с этими проблемами. - И в конце нашего разговора не могли бы Вы сказать несколько слов русским читателям? - Хочу сказать, что сам я нашел у русских людей глубокое и сильное славянское чувство и глубокую потребность к сближению, прежде всего в духовном и культурном плане. Если смотреть глубже, то мы действительно один православный народ и одна культура, хотя между нами существуют различия, но, если мы будем беречь наши связи, то это будут различия, которые нас соединяют и которые составляют единое духовное богатство в своем разнообразии и духовном единстве. Нам очень дорого, что русские братья порой имеют намного больше понимания и интереса к нашей истории и нашим проблемам, чем наша общественность. Сербы в Сербии, а особенно в Черногории всегда хранят глубокую любовь к русскому народу и к русским святыням и святым. У нас есть глубокое понимание русской культуры, русской духовности. Интересно, что и во время коммунизма самым читаемым писателем у сербов был Достоевский, и остался таковым до сих пор. Это очень драгоценно и это не случайно.

Думаю, что сейчас самый подходящий момент, чтобы все эти наши связи на культурном, духовном, а если это необходимо и на экономическом плане и каком-нибудь еще другом все больше развивались и это будет нам на взаимную пользу. Это не значит, что мы как славяне, должны быть закрытыми в отношении других народов, но если мы хотим контактировать с другими культурами и народами, то, прежде всего, должны узнать свой народ и те народы, которые нам ближе всего в культурном и историческом плане.
Предыдущая страница

Источник текста


Ссылки на другие источники в источнике:

Епископ Будимлянско-Никшичский Иоанникий (Мичович) / Поместные Церкви // проект портала ... | Добрые пожелания со славянского юга / Православие.Ru | Благоприятный момент для сближения / Православие.Ru | «Новому мировому порядку мешает Православная Церковь Христова» / Православие.Ru |
Добрые пожелания со славянского юга / ... ... для еще большего и близкого сотрудничества есть очень много: от развития духовных, культурных и образовательный связей до совместной заботы о христианском наследии и христианских ценностях, укрепления единства между Поместными Православными Церквями и т. д. Необходимо помнить, что наши Церкви всегда могут способствовать сближению своих народов. Этот ответ, возможно, был слишком подробным с учетом того, что скоро произойдут важные церковные встречи на самом высшем уровне, поэтому примите его как выражение добрых пожеланий православного христианина со славянского юга. Смотри также Благоприятный момент для сближения Благоприятный момент для сближения Я нашел у русских людей глубокое и сильное славянское чувство и глубокую потребность к сближению, прежде всего в духовном и культурном плане. Мы действительно один православный народ, хотя между нами существуют различия, но, если мы будем беречь наши связи, то это будут различия, которые нас соединяют и которые составляют единое духовное богатство в своем разнообразии. Думаю, что сейчас самый подходящий момент, чтобы все эти наши связи на культурном, духовном, а если это необходимо и на экономическом уровне все больше развивались на ... Посмотреть другие результаты по теме ...

Постоянная ссылка: Благоприятный момент для сближения / Православие.Ru
Православный справочник - Источник из Источников "ПОИСКОВ.РФ"