> Дело дня: Помогите ребёнку <

Повествование о творении мира и человека в 1, 2 и 5 главах кн. Бытия ...

  001  002   003   004   005   006   007
В начало текстаВ конец текста
X: 1 – бытие сынов Ноевых – Сима, Хама и Иафета и родивших им сынов после потопа и об разделении их... Но о сыновьях Ноевых и их потомстве говорилось в IX: 17; основная мысль – расселение народов взята буквально из предыдущего отдела IX: 19. Еще более такой порядок заметен в истории Сима XI: 10: бытие Симово... Это и следующее перечисление его потомства в большей части служит повторением предыдущего отдела ( Быт. X: 21–31 ) . Итак, elle toledot книги Бытия указывает на отделы и план, пронизывающий всю книгу, как историю спасения человечества.

Эти положения применимы и к рассматриваемому нами отделу – первому toledot. По-еврейски все написание читается так: elle toledot gasohschamaim vе haarez behibbaream bejom asot. Но первый стих той же главы, по общему мнению, принадлежащий к предыдущему отделу так заключает сказание о шестидневном творении: закончил Господь небо и землю – schamaim ve haarez; а во втором стихе даются другие составные части написания: и закончил Господь дела свои, которые сделал – asa (аса) – и благословил дела, которые сделал – asa, а в третьем стихе – и благословил Господь день седьмой и почил от дел, которые сотворил – bara. Итак, рассматриваемое написание буквально повторяет окончания предыдущих стихов другого отдела. Следовательно, вопреки Гупфельду и др. оно прямо и решительно указывает на свою связь с предыдущим отделом. Вот почему и заметно колебание в отношении первой половины 4 стиха к 1 или 2-му отделу, – в признании его заключением или надписанием ему. Вопреки Гунфельду, Туху, де-Ветте – Кнобель, Бунзен, Шрадер, Дильман – признают ее заключением предыдущего отдела, а новый отдел начинают, словами: bejom asot (также взятыми из предыдущего отдела) .

К чему же употреблено это написание? Разъяснение всей фразы дают след. слова: в то время как Господь Бог создал землю и небо. Господь Бог – Jehovah-Elohim. В первой главе употребляется имя Божиеe Elohim. во 2 и 3-й Jehovah-Elohim. На что указывает такое словоупотребление? Тертуллиан, Василий Великий, Златоуст и др. Отцы Церкви обращали внимание на различие имен Божьих, употребляющихся в Ветхом Завете и их значение. В последнее время, опираясь на это различие, построили гипотезы о различии писателей и времени написания ветхозаветных книг. Кнобель, Дильман, и Тух на употреблении имени Jehovah-Elohim, как в написании, так и во всем отделе, основывают свое мнение о различии писателей. Но последнее предположение всегда вызывало протесты. Мнение Кнобеля не согласно с попеременным употреблением в одном и том же отделе разных имен. Напр. со 2 по 4 стихи III главы в речи Евы со змеем употребляется Elohim нарядy с Jehovah-Elohim: V гл. 29 стих Jehovah-Elohim наряду с Elohim, Числ. в 23 гл. попеременно употребляются эти имена Божии сообразно смыслу известного выражения. Употребление различных имен Божиих с большим успехом оправдывается различным значением их сообразно содержанию известной речи. Разберем поэтому значение имен Божиих, употребляющихся в рассматриваемых отделах: Elohim, Jehovah и Jehovah-Elohim. Слово Elohim или Eloah от глагола ala – поднимать, возвышать, означает, возвышенное, всеобъемлющее Существо. Божество управляющее всем миром. Это истинный Бог в своем бесконечном величии, сотворивший небо и землю и управляющий как законодатель всем миром. Его признают египетские волхвы и язычники ( 1Цар. IV: 7 ) ; Его признает вселенная.

В несколько ином значении употребляется имя Jehovah. Известно время откровения этого имени Моисею в купине при горе Хорив и значение его.

Ehje ascher ehje есть Бог отцов Моисея и Иудейского народа, слышавший стоны египетских рабов и дававший обетования Аврааму и Исааку. К Нему могут обращаться, по словам Иисуса Христа, люди всех времен, родоначальники саддукеев не только живущие, но и умершие. Бог иудейского народа и дарованного ему спасения есть Иегова. Что же означает соединение обоих имен Иегова-Элогим? Давид, выслушав пророчество Наффана о величии его дома, взывает: кто есмь аз, Господи мой Господи ( Иегова-Элогим ) ? и что дом мой, яко возлюбил мя еси до сих. И мала сия пред тобою суть Господи мой Господи! Величия ради твоего сотворил еси Господи мой Господи: несть бо ин, якоже ты, и несть разве тебе во всех языцех ( 2Цар. VII: 18–25 ) . Он сам так смирен и ничтожен и, не смотря на это Иегова-Элогим, Бог всего человечества оказывает ему такую милость. Моисей ( Исх. IX: 23 ) говорить Фараону: ты и твои рабы не признают Иеговы-Элогима и за это страдают. т. е. Иудейский Бог должен быть признан вместе с тем Богом всего человечества. У Ионы ( IV: 6 ) Ниневия представляется городом Бога – Elohim, а Иона – посланником Иеговы, проповедующим от лица своего Бога.
  001  002   003   004   005   006   007
В начало текстаВ конец текста

Вам может быть интересно:

евлогитарии тропари непорочных иоакима салабасиса митр визийского фрагмент певческого сборника письма архим кирилла пелагонийского 1789 athen bibl nat sepulcri 810 fol 143 | план древнего киева десятинная 989–996 2–5 дворцы старокиевской горе собор феодора 1128 церковь андрея янчина мон-ря 1086 ротонда вмц екатерины хii–хiii васильевская трехсвятительская 1183 воздвиженская 1215 софийские ворота кон софийский собор 1037 | икосы акафиста пресв богородице vatop 1432 fol 120 1742 | автограф иоанна трапезундского акафист иоанна клады 1734 ath doch 342 fol | крещение господне миниатюра трапезундского арм евангелия venez mechit 1400 fol |

Источник текста


Постоянная ссылка: Повествование о творении мира и человека в 1, 2 и 5 главах кн. Бытия в отношении к вопросу о происхождении и писателе книги - читать, скачать - профессор Павел Александрович Юнгеров
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера