Книга и книжное дело, Православная Богословская энциклопедия или ...

  001   002   003  004   005   006   007   008   009
В начало текстаВ конец текста
В Юго-Западной Руси книг было значительно меньше, чем в Московской; в ней книжное дело оживает в конце XVI в., вместе с появлением братских школ.

По содержанию большинство книг древней России – религиозно-нравственного характера. Для русских, только что просвещенных Христовою верой, нужны были более всего священные и богослужебный книги. Такие книги уже существовали на церковно-славянском языке у южных соплеменников наших – древних болгар. Они были доставлены в Россию и у нас стали переписываться. Из книг Свящ. Писания были распространены у нас в древности: Евангелие, Апостол, Псалтирь. Псалтирь была, между прочим, первой учебной книгой. Эти книги читались нередко с толкованиями отцов церкви; отсюда названия: толковое Евангелие, толковый апостол, толковая псалтирь. Кроме книг Св. Писания и богослужебных, к нам перешли из Болгарии переводы многих творений отцов церкви и произведения византийской литературы. Особой любовью у нас пользовались творения Иоанна Златоуста и Ефрема Сирина. Переводы творений отцов церкви иногда составляли отдельные книги, иногда входили в состав сборников, между прочим, Златоструя, Четьих-Миней, Торжественника. Наконец к нам перешли от древних болгар также многочисленные переводы житий святых, патериков, синаксаря (пролога) , апокрифических статей, о ветхозаветных и новозаветных лицах и событиях, исторических трудов (хронографы) , сборников изречений (так наз. «Пчелы») и т. д. Число перешедших из Болгарии увеличилось переводами, сделанными в России в разное время и сочинениями или оригинальными русскими, или скомпилированными из переводов. В итоге древнерусская литература представляла собою и значительное число, и значительное разнообразие произведений. Уже с древних времен началось у нас составление библиотек.

В настоящее время более значительные собрания рукописных книг находятся: 1 (в Московской Синодальной Типографии, и 2) в Моск. библиотеках. В основу их легла митрополичья библиотека. В XVII в. при патриархах Иоасафе, Никоне, Иоакиме и в XVIII в. при Петре В. к первоначальному собранию были присоединены книги, купленные на Востоке и вытребованные из разных мест Моск. Руси для справок при исправлении и печатании книг и для прений с раскольниками. Недавно к Синод, библиотеке присоединены собрание Чудова монастыря (1350 №№) и небольшие собрания Успенского и Архангельского соборов. Из древнейших рукописей замечателен сборник Святославов 1073 г. (Синод. Библ.) .

3 (Моск. Публичный и Румянцевский музеи, б библиотеку которого вошли рукописное собрание графа Румянцева) 800 №№ (, Ундольского) 1400 (, Пискарева) 200 (, Большакова) 200 (, арх. Амфилохия, Тихонравова и др. Здесь хранится Архангельское Евангелие 1092 г.)

4 (Императ. Публичн. Библиотека, заключающая в себе собрания гр. Толстого) ок. 1200 №№ (, Погодина) более 2000 (, Богданова, Буслаева, Дубровского, Титова и др. Древнейшие книги – Остромирово Ев. 1057 г. и Святославов сборник 1076 г.)

5 (Библиотеки Духовных Академий; они составились из переданных в Академии рукописных собраний больших монастырей и соборов: монастырей Кириллова Белозерского, Соловецкого, Иосифова Волоколамского, собора Софийского в Новгороде и др. Много рукописей сохраняется в монастырях – в Троице-Сергиевой лавре) 850 (, Воскресенском) Новый Иерусалим (, Спасском в Ярославле, Никольском единоверческом в Москве и др. ; в «древлехранилищах» и церковных музеях в разных губернских городах; сверх того: в Епархиальной библиотеке, в библиотеке раскольнич. Рогожского кладбища, в Архиве Минист. Иностранных Дел, в Обществе Истории и Древностей Российских, в Историческом музее, в Архиве Мин. Импер. Двора в Москве, в Архиве Св. Синода, в Археографической Комиссии, в Академии Наук, в Общ. Древней Письменности в Петербурге, в Публичной Библиотеке в Вильне, в университетских библиотеках, у частных лиц: гр. Уваровых) 2000 №№ (, Е. В. Барсова, Н. П. Лихачева, И. А. Вахрамеева и др. Сверх того, некоторые библиотеки за границей имеют русские рукописные книги; это главным образом Ставропигийский музей во Львове и музей кн. Чарторыйского в Кракове. Большая часть рукописных собраний имеет печатные описания или каталоги; здесь сделано уже много, хотя далеко не все. Московская Синод, библиотека имеет лишь часть печатного описания) Горского и Невоструева (и краткий указатель архим. Саввы; описание типографской библиотеки начато) 3 выпуска описания Орлова и Погорелова (; из собравший Румянцевского музея еще не имеет полного каталога собрание Ундольского и совсем не имеет каталога собрание Большакова; только рукописный каталог имеет часть собраний Импер. Публичной Библиотеки; описание рукописей С. -Петербургской Духовной Академии ведется Д. И. Абрамовичем; Московская и Киевская Духовные академии имеют печатные каталоги большей части своих собраний. Далее каталоги рукописей имеют собрания Троицкой Лавры, Воскресенского монастыря, Спасского монастыря в Ярославле, некоторых меньших монастырей и древлехранилищ, Общества Истории и Древностей, Археографич. Комиссии, Общества древней Письменности, Архива Св. Синода, Виленской Публичной Библиотеки, гр. Уваровых, Вахрамеева и др. Собрание Академии Наук имеет устаревший и крайне неполный каталог.)
  001   002   003  004   005   006   007   008   009
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

общества любителей древней письменности | алексий митр московский поставляет архим дионисия епископы роспись вознесенского собора печерского мон-ря новгороде 2003 | церковь николая чудотворца при 518-м госпитале императорского московского технического училища | католикос-патриарх грузии каллистрат цинцадзе патриархом московским всея руси алексием москве фотография 1948 | московских ведомостях |

Источник текста


Постоянная ссылка: Книга и книжное дело, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том XII - профессор Александр Павлович Лопухин
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера