> Помогите ребёнку на реабилитацию <

Село Никольское: Храм взорвали со второй попытки-Храм Святого ...

 001   002
В начало текстаВ конец текста
В 1782 году в Никольском священствовал Гавриил Михайлович Попов (+1816г.) . Дьячком храма был Григорий Михайлович Попов[2]. По всей видимости, брат священника.

В начале XIX века штат храма состоял из священника Феодора Гавриловича Попова (+1833г.) , диакона Афанасия Михайловича Попова (+1822г.) , дьячка Стефана Григорьевича Попова (+1830г.) , пономаря Лазаря Гавриловича Попова (в 1833 г. «исключен за пороки в гражданское ведомство») [3].

С 1827 года в никольской церкви служил диакон Андрей Савич Андреев. В этом же году в должности пономаря был утвержден Иоанн Лазаревич Попов.

В 1833 году настоятелем храма стал отец Михаил Фомич Трухманов, сын дьячка слободы Павловка Обоянского уезда. В 1834 году, во время восьмой ревизской переписи, ему было 25 лет, а его супруге Екатерине – 17 лет[4].

В «Исповедных книгах» никольской церкви от 1877 года упоминаются священник Василий Казмич Сабынин, уже знакомый нам по ранним источникам диакон Андрей Савич Андреев (овдовевший и достигший 73 лет) , дьячек Василий Иванович Попов и пономарь Василий Тимофеевич Попов[5].

В Никольском приходе, в который входили тогда деревня Нижняя Дорожня и северо-западная часть деревни Ржавец, одних детей «доисповедного возраста» (до семи лет) насчитывалось 557 человек[6]. Отец Василий Сабынин, который до 1892 года исполнял обязанности благочинного 4-го Старооскольского церковного округа, в одном только 1877 году крестил 166 детей и венчал 28 пар, а чин погребения совершил над 109 умершими[7].

В 1908 году штат прихода состоял из священника Иакова Петровича Попова, диакона Иакова Никитича Дагаева и псаломщика Ивана Никитовича Дагаева, служившего в Кунье с 1867 года, а 9 сентября 1888 года переведенного «по прошению» в Никольское[8]. Прихожан было 1929 человек[9].

В начале 1920-х годов в Никольском служил священник Иоанн Самойлов. В Государственном архиве Курской области хранятся рапорты отца Иоанна Курскому митрополиту Назарию, из которых можно заключить, что приход жил полнокровной церковной жизнью. В феврале 1922 года отец Иоанн Самойлов совершил чин присоединения к православию местного жителя Михаила Шишкина, ранее увлекавшегося учением секты адвентистов[11]. Владыка Назарий так откликнулся на рапорт настоятеля никольского храма: «Слава Богу за спасение души, бывшей в заблуждении и вне ограды церковной»[12].

Вторым рапортом отец Иоанн сообщал, что в 1921 году «на доброхотные пожертвования прихожан… на стенах храма исправлена штукатурка, а по местам сделана вновь, стены побелены известью, покрашены масляною краскою железные крышы на сторожке и надворных постройках, и кроме того в ограде вместо развалившихся сделаны новые ворота»[13].

В 1921 году епископ Белгородский Никон (Пурлевский) рукоположил в сан диакона Тихона Михайловича Баронина и определил его к Никольскому храму. Отец Тихон прослужил здесь около полутора лет. 25 января 1925 года владыка Никон рукоположил его в сан священника и назначил в Христорождественский храм села Стужень. Однако он еще возвращался в наши горшеченские края. С 12 ноября 1958 года по 29 октября 1959 года он был настоятелем храма Казанской иконы Божией Матери в селе Ключ[14].

Известны имена еще двух диаконов, служивших в Никольском в 1930-е годы. И того, и другого рукополагал в священный сан священномученик Онуфрий (Гагалюк) , в ту пору епископ Старооскольский. Отец Никита Ильич Котенев прибыл в Никольское в 1930 году и прослужил здесь около года. Затем уже в сане пресвитера служил в селах Нижнее Гурово (Кшенского района) и Дмитриевка (Старооскольского района) . Расстрелян он был в Воронеже осенью 1937 года[15].

В мае 1937 года приход в Никольском еще подавал признаки жизни. Епископ Старооскольский Митрофан (Русинов) в это время подписал указ о переводе из Кунье в Никольское диакона Михаила Ивановича Кирпичева, другого ставленника владыки Онуфрия. Однако вскоре отец Михаил подвергся репрессиям[16].

Церковная «двадцатка» и в отсутствии священника защищала храм, сколько это было возможно. Не менее трех писем с жалобами на незаконные притеснения отправили верующие только в Верховный Совет РСФСР. Многократно жаловались они и в Курск.

В 1938 году местные власти приказали ктитору никольской церкви Анне Григорьевне Турбиной открыть храм, якобы намереваясь провести простую проверку молитвенного здания. Едва Турбина отперла двери церкви, как от нее потребовали сдачи ключей. Та отказалась подчиниться требованию без согласия всего церковного совета. «Тогда председатель сельского совета вытолкал женщину из храма и замкнул двери своими замками. А церковные замки и ключи остались у ктитора. С этого момента верующих в храм уже не пускали. Церковную общину обвиняли в том, что она отказалась делать ремонт. А церковная община жаловалась, что ей не дают приступить к ремонту»[17].
 001   002
В начало текстаВ конец текста

Предыдущий текст

Источник текста

Вам может быть интересно:

соловецких исправительно-трудовых лагерей | геральда аврилакского | церковь александра невского тобольском исправительном отделении | архиепископ белгородский старооскольский иоанн | митрополит белгородский старооскольский иоанн |
Постоянная ссылка: Село Никольское: Храм взорвали со второй попытки-Храм Святого великомученика Димитрия Солунского в селе Средние Апочки
> Помогите ребёнку на реабилитацию <
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера