> Дело дня: Помогите ребёнку <

Святитель Григорий Богослов. Сборник статей, Статья 6 - читать, ...

  001   002   003   004  005   006   007   008
В начало текстаВ конец текста
Христианин после крещения вступает в новую жизнь, совершеннейшую. Очищение Духом и водой, «вспомоществуя первому рождению, из ветхих делает нас новыми, из плотских, каковы мы ныне, богоподобными, разваряя без огня и воссозидая без разрушения. Ибо, кратко сказать, под силой крещения разуметь должно завет с Богом о вступлении в другую жизнь и о соблюдении большей чистоты» 521. Как Сыны Божий и сонаследники Христу, христиане составляют в Нем единый союз любви 522. Христос же, подобно магниту, привлекает к себе всех и «как человек (потому что еще с телом, какое воспринял) и ныне молится о моем спасении, пока не соделает меня богом» 523. Христианская проповедь о спасении человека во Христе завершается учением о будущей, загробной жизни, об имеющем некогда произойти полном восстановлении союза людей с Богом, нарушенного их падением. Конец нынешней мировой истории, по христианскому учению, будет началом вечного Царства славы. В этом учении дается новое основание христианской нравственности – основание эсхатологическое 524. «Мы получили бытие, чтобы благоденствовать, и благоденствовали после того, как получили бытие. Нам вверен был рай, чтоб насладиться» 525. Свойство Бога – сообщать Своим тварям блаженство в единении с Собой 526. Это же нужно сказать, в частности, и о человеке. «... Дар наибольший и наипаче свидетельствующий о Божием к нам человеколюбии есть наше к нему стремление и сродство с Ним. Что солнце для существ чувственных, то Бог для духовных: одно освещает мир видимый, Другой – невидимый; одно телесные взоры делает солнцевидными, Другой разумные естества – богоподобными» 527. Бог представляет Собой последний и высший предмет желаний, далее Его ничего нет 528. «... Мы, хотя узники земные, однако же поспешаем к разумному и небесному естеству» 529. Приближение к Богу, обожение и есть цель нашего бытия 530. «Для людей одно только благо, и благо прочное, – это небесные надежды» 531. Жизнь в теле есть отхождение от Господа, жизнь в узах и оковах 532. Впрочем, кто совершенствуется, преуспевает в слове и деле, тому возможно и в здешней жизни вкушать тамошнее блаженство: отблески небесной славы видимы и на земле 533. Потоки небесных благ в здешней жизни достигают тех, кто искренне стремится к последним 534. Земная жизнь начинается тлением, продолжается чрез тление и оканчивается тлением, тогда как смерть, «избавляющая нас от здешних бедствий и многих приводящая в жизнь горнюю, не знаю, – говорит св. Григорий, – может ли быть названа в собственном смысле смертью » 535. Последняя для истинного христианина есть «переселение» или восхождение к Богу, исполнение желания, разрешение от уз, сложение бремени; она не полагает предела жизни истинной, совершеннейшей, которая начата на земле 536. Поминающий здесь Бога выше смерти 537. Но полное озарение и просвещение Божеством возможно только после телесной смерти, когда Всевышняя Троица не сокрывается «от ума, как связанного и рассеваемого чувствами» 538. Посему тамошнее блаженство есть совершеннейшее познание Отца, Сына и Святого Духа 539. Небесное Царство «не иное что есть, как достижение чистейшего и совершеннейшего, а совершеннейшее из всего существующего есть ведение Бога», всецело сообщаемое Словом 540. « «Будет Бог всяческая во всех» ( 1Кор. 15: 28 ) ... притом когда и мы, которые теперь по своим движениям и страстям или вовсе не имеем в себе Бога, или мало имеем, перестанем быть многим, но соделаемся всецело богоподобными, вмещающими в себе Всецелого Бога и Его единого. Вот то совершенство, к которому мы поспешаем! » 541 Ожидается изменение и самого мира в лучший, потому что «все поспешает к единому» 542. Из этого учения о будущей судьбе мира и человека ясны выводы по отношению к нравственным началам жизни. Отечество христианина – небесный духовный Иерусалим. Но для достижения его требуется воспитание духа в добродетели путем борьбы с началом зла и порока, потому что к Богу может приближаться только тот, кто способен вместить славу Божию 543. Для будущей жизни требуется одно лишь благочестие 544. Христианин должен для возвращения к Богу облечься в нового человека 545. Потому-то возвышенные христианские души «не знают любви страстной, но горят любовью божественной, бесстрастной; их наследие – Источник света, и еще здесь – Его озарения, ангельские псалмопения, всенощное стояние, преселение к Богу ума предвосхищаемого; чистота и непрестанное очищение, как не знающих меры в восхождении и обожении» 546. Для них всякое земное благо не более, как сновидение, желать разрешиться от здешней жизни «есть первое и вернейшее благо и свойственно человеку подлинно здравомыслящему и умному» 547. «...
  001   002   003   004  005   006   007   008
В начало текстаВ конец текста

Вам может быть интересно:

561 пророк захария серповидец | церковь имя павла обухове 1804–1826 архит захаров фотография 10-е | церковь захарии елисаветы горетово | абдаллах захир | нмч захария патрский икона кон |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: Святитель Григорий Богослов. Сборник статей, Статья 6 - читать, скачать
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера