> Дело дня: Помогите ребёнку <

Лекции по истории Греко-Восточной Церкви, Том 2 - читать, скачать - ...

  132   133   134   135   136   137   138   139   140   141   142   143   144  145   146   147   148   149   150   151   152
В начало текстаВ конец текста
закончились подготовительные работы, и началось самое строительство Града Божьего. И только это интересует И. Соколова. Даже не сам результат (любой историк изначально знает его) , а именно работа в её деталях и подробностях. В данном случае важны лишь цель и средства, а не итог. И. Соколов верит в Византию, любит Византию и знает её. Свои чувства и все свои знания он пытается передать нам, унаследовавшим от Византии самое её главное и нетленное сокровище – Православие. «Православие» – ключевое слово не только всего научного метода И. Соколова, но и всего его миропонимания. Без Православия нет ничего: ни Византии, ни знания о ней, ни любви к ней, ни нас, сегодняшних. Нет – как будто бы и не было.

Можно много обсуждать основные идеи, высказанные И. Соколовым в этой работе, большинство из них, скорее всего, нетрудно будет «научно опровергнуть». История всегда даёт будущим поколениям многовариантность своего толкования. Но главный завет, оставленный нам замечательным русским учёным, состоит не в сумме научных знаний, а в мотивации и самом смысле научных исследований. Мало кто знает, что И. Соколов в день избрания святейшего патриарха Тихона, 5 ноября 1917г., в переполненном храме Христа Спасителя, вместе профессором Казанской Духовной академии Лапиным и сибирским крестьянином Маловым во всё время Божественной литургии, чтения Апостола и молебна неотлучно находился при ковчежце со жребиями, запечатанном сургучной печатью и поставленном на особый столик (тетрапод) с левой стороны от Царских врат перед малой иконой Владимирской Божией Матери; на этом же столике, рядом с ковчежцем, была поставлена и специально принесённая по этому случаю из Успенского собора чудотворная икона Владимирской Божией Матери. Вот в чём, по И. Соколову, должно быть предназначение православного учёного. Стоять близ алтаря, пред иконами, исполнять волю Божью. Всё остальное приложится.

Несколько слов об основных принципах издания. Текст «Лекций... » в литературном отношении практически не подвергался правке. Указания на русскоязычную научную литературу по возможности проверялись и уточнялись, также даются полное название книг, год и место их издания. В ссылках автора на А. П. Лебедева всегда имеются в виду две его книги: «Очерки внутренней истории Византийско-Восточной церкви в IX-XII вв. » ( М., 1902 ) и «Исторические очерки состояния Византийско-Восточной церкви с конца XI до середины XV в. » ( М., 1902, 2-е издание ) . Византийские историки цитируются в основном по боннскому изданию Corpus Scriptorum Historiae Byzantinaë это Георгий Кедрин, Иоанн Киннам, Иоанн Скилица, Продолжатель Феофана, Ефремий Монах, Лев Диакон, Михаил Атталиат, Георгий Амартол, Константин Порфирородный (De cerimoniis auiae byzantinae и De thematibus) , Георгий Пахимер, Георгий Сфрандзи и др. Михаил Пселл цитируется по изданию: Bibliotheca Graeca Medii Aevi. Ed. С. Sathas. Vol. IV-V, Paris, 1874. Анна Комнина – пo изданию: Comnena Anna.

The Alexiad. Ed. A. Reifferscheid. Vol. 1–2. Leipzig, 1884. Об остальных изданиях есть информация в тексте самих «Лекций... ». Имена собственные приводятся в транскрипции И. Соколова (редкое исключение – «Иоанн Тцетци» пишется в более принятой сегодня форме «Иоанн Цец») . Годы правления Константинопольских патриархов, указанные И. Соколовым, также оставлены без изменений. Уточнённые даты даны (по книге: Grumel V. La chronologie. Paris, 1958. P. 434–438) во втором томе трёхтомной энциклопедии «Христианство» на стр. 318–320 ( М., 1995 ) , с которыми каждый желающий без особого труда может ознакомиться. В квадратные скобки взяты слова редактора.

Послесловие А. В. Маркидонова Иван Иванович Соколов (1865–1939) – выдающийся русский историк Церкви и канонического права, блестящий представитель отечественного византиноведения, церковно-политический деятель, профессор Санкт-Петербургской Духовной академии. Его имя и труды уже достаточно хорошо известны современному российскому читателю. В настоящий том его сочинений вошли одни из самых лучших его византологических работ по истории поздней Византии. Опубликованные в сборнике исследования отражают трактовку И. Соколовым одной из стержневых проблем средневековой истории: проблему взаимоотношений Церкви со светской властью в Византии IX-XV вв.

Для всех интересующихся историей Церкви и историческими судьбами Православия. 377 Neander. Allgemeine Geschichte der Religion. Gotha, 1856. Bd. II 2. S. 616. 378 Psellus, V, 491–492. 379 Ibid., 508–513. 380 Хорошая статья о Плифоне принадлежит проф. Н. Казази (Ἐθνικὸν πανεπιστήμιον. Ἐπιστημονικὴ Ἐπετηρίς. 1902–1903. Ἀθῆναι, 1904. Σ. 4–43) . Другую литературу см. у Крумбахера (§ 45 и 181) . О Виссарионе см. : Садов А. И., проф.

Histoire de Photius. Paris, 1845. P. 20–22. 396 Подробности об этом – в нашей статье, помещённой в «Церковных Ведомостях» за 1900г. № 5. 397 В сочинении содержатся и другие доводы от разума в пользу православного Учения об исхождении Св. Духа – вытекающие из указанных главных положений писателя ( см. гл. 8, 11, 15, 19, 36–37, 40, 46–47 ) .
  132   133   134   135   136   137   138   139   140   141   142   143   144  145   146   147   148   149   150   151   152
В начало текстаВ конец текста

Вам может быть интересно:

купальня вифезда иерусалиме иисус христос исцеляет расслабленного миниатюра четвероевангелия царя ивана александра болгарского 1356 brit lib add 39627 fol 225r | синайский кодекс brit lib add 43725 fol 206 | свт афанасий великий "слова против ариан слово 3-е 1488 ргб 113 437 138 | жены-мироносицы гроба господня миниатюра евангелия апостола ath dionys 587m fol 113v | вознесение господне миниатюра евангелия 1059 ath dionys 587m fol 31r |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: Лекции по истории Греко-Восточной Церкви, Том 2 - читать, скачать - профессор Иван Иванович Соколов
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера