Церковная цензура: прошлое и перспективы : Портал Богослов.Ru

  001   002   003  004   005   006   007   008
В начало текстаВ конец текста
Поскольку сам цензор действовал в обход своего правящего архиерея, московский митрополит сухо просил через ректора МДА передать Голубинскому, что «Господь более взыщет с него ответа за то, прилежно ли он преподавал любомудрие и охранял учеников от лжемудрия, нежели за то, угождал ли он людям в издании сочинений, не обещающих пользы» [xvi]. Под «угождением людям» здесь следует понимать комплиментарность Голубинского Иерусалимскому Патриарху, по желанию которого злосчастный «Песнопевец» должен был быть напечатан в России, если бы не показался свт. Филарету «не обещающим пользы». Тем не менее, богословский авторитет самого Голубинского оставался для московского святителя непререкаем.

Сегодня академическая научная деятельность также должна включать в себя контроль над качеством публикуемых от имени Церкви изданий. «Наличие научно-практического направления деятельности Академий позволит обеспечить Высшую церковную власть необходимой поддержкой по актуальным вопросам церковной жизни и служения, требующим богословского обоснования», - сказал в своём докладе на Архиерейском Соборе Председатель Учебного комитета при Священном Синоде архиепископ Верейский Евгений.

3. Государственная цензура церковного книгоиздания В постфиларетовский период синодальной эпохи если в цензурный устав и вносились некие корректировки, то касались они, в основном, тех вопросов, что претерпевали изменения и в светской цензуре. Законодательная основа той и другой цензуры с сер. 60-х гг. 19 века сделалась общей и заключалась в Уставе о цензуре и печати, шестая глава ( в редакции 1895 года - четвёртая ) которого касалась именно духовной цензуры. Произошло это, как уже говорилось, вследствие передачи цензурных функций в ведение МВД.

В целом же рассмотрению духовных цензурных комитетов подлежали все вновь составляемые сочинения, относящиеся к церковному служению и жизнеописанию святых, экзегетические, гомилетические, нравоучительные и апологетические сочинения и переводы, а также работы по церковной истории. При этом, согласно Временным правилам по цензуре 1862 года, цензурному рассмотрению подвергались все сочинения и переводы, «назначенные к классическому употреблению в духовных училищах, по каким бы то ни было предметам» [xvii], а по Уставу о цензуре и печати 1886 года (редакции 1890 и 1895 гг.) сюда же относились и книги, «предназначаемые к классическому употреблению по духовным предметам в училищах светских» [xviii]. Каковы были реальные меры взыскания после отмены предварительной цензуры в годы Великих реформ, видно на примере «Церковно-Общественного Вестника», дважды (в 1878 и 1879 гг.) получившего письменное предостережение за «вредное направление», выразившееся в критических статьях о реформе консисторского суда и расколе. Наказывалось также и разглашение конфиденциальной информации: редакция журнала «Москва» в 1867 году вызвала нарекание за появившиеся в статье о церковно-государственных отношениях «неуместные отзывы о таких распоряжениях и сношениях высших духовных и гражданских властей, о которых редакции могли быть сообщены только частные и неполные известия» [xix]. Заметим, что сознательное продажа или иным образом распространение сочинений, содержащих порицание христианской веры или Православной Церкви, наказывались лишением всех прав состояния и ссылкой в отдаленнейшие места Сибири ( Уложение о наказаниях, ст. 197 ) , а выделка и распространение гравированных в соблазнительном виде икон наказывались: с умыслом поколебать уважение к святыне - той же мерой, без всякого злого намерения, а по невежеству - арестом на время от трёх суток до трёх недель (ст. 199 того же Уложения) [xx]. 4. Цензура, свобода слова и авторское право Принципиальные изменения в области цензуры произошли во время первой русской революции, когда Временные правила о повременной печати (введены 24 ноября 1905 года) отменили акты о залогах для периодических изданий, а также предварительную цензуру (светскую и духовную) всех изданий - периодических и непериодических. В этих правилах чувствуется тенденция вывести область цензуры обратно из ведения МВД в ведение Министерства народного просвещения; сами правила были составлены под редакцией директора Императорской публичной библиотеки и члена Госсовета Д. Ф. Кобеко. Временные правила были заменены 26 апреля 1906 года законом «О временных правилах для неповременной печати». Закон упразднял разрешительную предварительную цензуру, но сохранял предварительную запретительную, т. е. после напечатания, но до выхода издания в свет. Всякая цензура в синодальный период была отменена особым постановлением Временного правительства «О печати» 27 апреля 1917 года.

В двух публичных чтениях о свободе печати в марте 1882 года епископ Дмитровский Амвросий заявил: «Свобода слова в христианском смысле есть ревность и безбоязненное проповедание и исповедание истины с убеждением в её силе и с готовностью на все опасности и гонения со стороны решительных врагов её, или со стороны сильных земли, имеющих против неё свои предубеждения или неверные взгляды, и склонных оскорбляться противоречием защитников истины. А своеволие в области слова распространителей ложных и безнравственных учений есть явление в христианском мире ему чуждое и враждебное» [xxi]. В этом смысле еп.
  001   002   003  004   005   006   007   008
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

комитет духовно-цензурный | комитет секретный цензурный при синоде | иоанн петр алексеевичи гравюра иоллана 1685 частное собрание | алексеем михайловичем | алексее михайловиче |

Источник текста


Постоянная ссылка: Церковная цензура: прошлое и перспективы : Портал Богослов.Ru
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера