Церковная цензура: прошлое и перспективы : Портал Богослов.Ru

  001  002   003   004   005   006   007   008
В начало текстаВ конец текста
Само возникновение духовной цензуры было вызвано тем же поводом [vi], что и в царствование ближайших предшественников первого российского императора: сенатским (sic!) указом было запрещено печатать церковные книги без предварительной цензуры священноначалия. На момент издания указа под последним понималась Духовная коллегия, преобразованная впоследствии в Синод. Собственно, определяющий полномочия этого нового органа высшего церковного управления документ санкционировал и цензурные правила.

В тексте Духовного Регламента однозначно говорится о жёсткой предварительной цензуре: «Аще кто о чем Богословское письмо сочинит, и тое б не печатать, но первее презентовать в Коллегиум. А Коллегиум рассмотреть должно, нет ли каковаго в письме оном погрешения, учению Православному противного» [vii] (Дух. Регл. Ч. 3. Должность 3) .

В течение всего 18-го столетия государственная власть стремилась обеспечить Православной Церкви своеобразную монополию на издание текста Священного Писания, богослужебных книг и в целом духовной литературы. Это стремление осуществлялось двумя путями: запретом на издание духовной литературы без синодальной санкции и ограничением ввоза богословской литературы из-за границы (в качестве примера можно указать на запрет 1743 года ввозить на территорию России богословские книги без разрешения Синода) . Эти меры особенно усилились к концу екатерининского царствования: так, в апреле 1786 года появился именной указ о препровождении к духовным властям для апробации книг, «касающихся до веры православной». Эта мера была подкреплена в том же году запретом на продажу светскими типографиями и книжными лавками молитвенников и вообще богословской литературы несинодального издания.

Вторая мера шла параллельно с институционализацией светской цензуры: после упразднения в сентябре 1796 года частных типографий в двух столицах, а также портах Риги и Одессы были введены особые цензуры, состоявшие «из трёх особ: одной духовной, одной гражданской и одной учёной» [viii]. Показательно, что духовные цензоры были уже в следующем году выведены из подчинения третьему департаменту Сената и вошли в синодальную структуру.

2. Цензура как духовно-академическая деятельность Вполне логичным шагом по осуществлению власти учения в синодальный период истории Русской Церкви стала передача цензурных функций в ведение высших богословских учебных заведений.

Первый российский Устав о цензуре был принят 9 июля 1804 года, на общей волне правовых реформ «дней александровых прекрасного начала». Этот Устав был существенно переработан в самом начале николаевского царствования (опубликован 10 июня 1826 года) , тогда же была начата работа над отдельным Уставом о духовной цензуре. До принятия последнего (22 апреля 1828 года) цензурные функции по богословским вопросам осуществлялись: для светских книг - губернаторами, для учебных пособий духовных училищ - цензурными комитетами, состоявшими из трёх членов Конференции столичных Духовных Академий. При этом «жаловаться на действия комитетов предоставлено в Комиссию духовных училищ» [ix]. Здесь видна полная параллель подчинению светской цензуры Министерству народного просвещения, введшему цензурные единицы в каждом из шести университетских округов.

Отметим этот важный момент: в самую, казалось бы, «глухую» пору николаевского царствования цензурой занималось Министерство народного просвещения, и, напротив, только в период либеральных Великих реформ (1863 год) цензура была передана в ведомство Министерства внутренних дел.

В цензурном уставе 1828 года государственная опека над учительной властью Церкви, естественно, сохранялась; как пишет исследователь, «николаевский устав 1828 года устанавливал право цензуры запрещать «произведения словесности, науки и искусств» в случае, если в них содержится что-либо, уклоняющееся к поколебанию учения Православной Церкви» [x]. В остальном же сохранялась политика патронажа российского духовного книгоиздательства (ср. запрет 1857 года на распространение изданного иностранными библейскими обществами текста Священного Писания) и взаимодействия духовной и светской цензур. При этом последняя оказывалась даже менее самостоятельной: в 1854 году именно светской цензуре было указано сноситься с духовною в случае сомнения о «принадлежности» подозрительного издания ведению светских или духовных властей.

Такова законодательная база осуществления цензурных функций церковной власти в России первой половины 19 века. Напомним, что в церковной историографии этот период зачастую именуется «филаретовским».

И само имя свт. Филарета, и названная этим именем эпоха заслуживают пусть и краткого, но отдельного разговора, даже в такой специальной теме как практика осуществления учительной власти Церкви. Ещё издатели наследия московского святителя отмечали, что «оценка лиц, подобных митр. Филарету, дело не современников, а истории. Очистительный процесс времени над действиями и трудами лиц исторических совершается медленно, и их нравственный облик воссоздаётся не сразу» [xi]. В этом смысле историкам Соловьёву и Голубинскому можно противопоставить принцип историка Марка Блока. По мнению последнего, не следует судить об исторической личности или событии до тех пор, пока жив хоть один его свидетель.

В этом отношении становится очевидным, что мысли и суждения свт.
  001  002   003   004   005   006   007   008
В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

комитет секретный цензурный при синоде | духовного регламента | правящий архиерей воскресным богослужением совершил особые молитвы новолетия | передача царевной анной послания владимиру советом скорее креститься чтоб избавиться болезни глаз получение владимиром послания миниатюра радзивиловской летописи кон бан.34.5.30 | иоанн петр алексеевичи гравюра иоллана 1685 частное собрание |

Источник текста


Постоянная ссылка: Церковная цензура: прошлое и перспективы : Портал Богослов.Ru
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера