Церковная цензура: прошлое и перспективы : Портал Богослов.Ru

 001   002   003   004   005   006   007   008
В начало текстаВ конец текста
Задорнов Александр, протоиерей Прошедший на этой неделе Архиерейский собор Русской Православной Церкви в своем определении " о вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви " , в частности, постановил: " Собор полагает необходимым обязательное получение благословения епархиального Преосвященного на выпуск православных изданий, выходящих на территории его епархии " (п. 19) . Одной из форм контроля над издательской деятельностью на местах могла бы стать духовная цензура. Об истории этой практики и о возможностях её применения в наше время рассуждает преподаватель Московской духовной академии, кандидат богословия священник Александр Задорнов.

Сегодня всякая светская цензура на территории Российской Федерации рассматривается как антиконституционный акт. Однако как осуществление церковного судопроизводства не нарушает единство гражданской судебной системы России, так и духовная цензура является конкретным применением принципа учительной власти Церкви. Иными словами, мы сталкиваемся здесь не столько с юридическим, сколько с экклезиологическим явлением, что делает духовную цензуру необходимым явлением церковной жизни, приемлемым и с точки зрения гражданского права.

В частности, о перспективах такой деятельности говорилось и на последнем Архиерейском Соборе. Так, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви протоиерей Владимир Силовьев в докладе на заседании рабочей группы «Работа с молодежью, издательская и информационная деятельность Церкви» сказал следующее: «Как известно, цензуры у нас в стране нет, поэтому направление в Издательский Совет книг для экспертизы - дело сугубо добровольное, однако весьма необходимое. Издательскому Совету дано право ставить на проверенные издания гриф: " Разрешено к печати Издательским Советом Русской Православной Церкви " . И многие издательства активно пользуются возможностью провести свои издания через такую официальную экспертизу, что всегда способствует повышению их качества».

Какие конкретные шаги, с учётом исторического опыта и канонической базы, можно предпринять в этом направлении?

1. Цензура как осуществление церковной власти учения Церковные правила, из которых можно вывести каноническую норму относительно цензуры как проявления учительной власти Церкви, не знают цензуры в современном смысле (т. е. предварительной или последующей) . Каноны призваны лишь оградить проникновение в церковную ограду апокрифической литературы и установить библейский канон (Лаод., 59; правила свв. Амфилохия Икон., Григория Богослова) , а также защитить благоговейное употребление самих книг ( Трул., 68 [i] ) . В Византии мы видим только карательные меры против письменной фиксации еретических учений. Аналогично русская церковная власть лишь предупреждала читателей апокрифических писаний об ответственности их перед судом духовника [ii]. Историческим примером применения как предварительной, так и последующей церковной цензуры русской эпохи книгопечатания может служить кампания против книг польской печати в первой трети 17-го столетия [iii], которая явилась реакцией на униатскую пропаганду в течение Смутного времени. В это время Цензура возлагалась на справщиков, чью деятельность контролировало священноначалие, но не государственная власть. Именно в этом нам видится принципиальная разница между цензурной практикой в доимперскую эпоху и в синодальный период.

Осуществляя учительную власть посредством книгопечатания, Церковь вполне закономерно использовала обе цензурные меры, не опасаясь появления антицерковных или просто сомнительных с догматической точки зрения изданий по инициативе государственных структур. Интересно, что при самом появлении Славяно-греко-латинской академии на её руководство была частично возложена и духовная цензура (свидетельством чему служит известное дело Сильвестра Медведева) .

В случае увеличения объёма полномочий учительной власти (за счёт территориального расширения как Русского государства, так и, соответственно, Русской Церкви) цензурные функции оговаривались особо. Так, уже после своего избрания на кафедру (1685 г.) киевский митрополит Гедеон при поддержке гетмана Самойловича специально ходатайствовал перед московскими государственными и, особенно, церковными властями о праве продолжения свободного книгопечатания в Киево-Печерской лавре.

Опасения киевского митрополита понятны, если вспомнить, что одним из результатов русско-польской войны ещё при Алексее Михайловиче стало обязательство польской стороны «об истреблении печатных предосудительных для России книг». В число последних могли попасть и просто неугодные по различным причинам московским справщикам издания, необязательно погрешительные с догматической стороны [iv]: вспомним резко отрицательную реакцию Патриарха Иоакима на первую книгу Четьих Миней свят. Димитрия Ростовского, вышедшую именно в типографии Киево-Печерской лавры без предварительной московской цензуры.

Жёсткая связка церковного законодательства с государственным правом периода Российской империи лишь отчасти компенсировалась существованием формально самостоятельных церковных правовых институтов, к числу которых принадлежала и духовная цензура. Как справедливо указывает известный правовед В. Н. Латкин, «рассматривая юридическое положение Синода, необходимо констатировать факт крайней неопределённости последнего... становился в равноправное положение с Сенатом, на что, между прочим, указывали его титул «правительствующий» и многие акты, определявшие его юридическое положение... И вдруг оказывается, с другой стороны, что Синод «есть коллегия, как и прочие коллегии», и в силу этого права его далеко не одинаковы с Сенатом» [v].
 001   002   003   004   005   006   007   008
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

комитет духовно-цензурный | комитет секретный цензурный при синоде | иоанн петр алексеевичи гравюра иоллана 1685 частное собрание | алексеем михайловичем | алексее михайловиче |

Источник текста


Постоянная ссылка: Церковная цензура: прошлое и перспективы : Портал Богослов.Ru
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера