Церковная цензура: прошлое и перспективы : Портал Богослов.Ru

  001   002  003   004   005   006   007   008
В начало текстаВ конец текста
Филарета в той или иной области богословской науки актуальны не столько даже для конкретной ситуации, вызвавшей эти суждения, сколько для нашего времени. И в первую очередь это касается осуществления цензурной практики.

В своеобразную «вину» свт. Филарету обычно ставят его строгость к сочинениям на догматические и исторические темы (например, его явную нелюбовь к подробному анализу истории Вселенских Соборов) . Однако есть область, где эта строгость не только оправданна, но и сверхактуальна сегодня - область народного «литургического творчества». Здесь свят. Филарет был действительно беспощаден: в собрании его отзывов и резолюций по епархиальному управлению сохранилась масса запретов на печатание и распространение акафистов [xii], если последние являлись лишь парафразой образцовых текстов этого жанра литургической поэзии, буквально вытеснившего собою все остальные, подлинно церковные жанры. Более того, уже после кончины московского святителя это его отношение сказывалось и на вполне официальных синодальных решениях. Одно из них столь показательно, что рискнём привести из него пространную цитату. «Января 8 дня 1869 г. - О воспрещении печатать акафисты, скудные содержанием и не содержащие никаких особых указаний, приложимых к Святому, имени коего они посвящаются (Секретно) . Приказали: рассмотрев акафист Св. Великомученику Димитрию Солунскому, Святейший Синод находит, что он не представляет никаких особенных указаний, приложимых собственно к святому, имени коего посвящен, а содержит общие выражения, заимствованные из акафистов уже обнародованных, и вообще крайне скуден по содержанию и не представляет в себе назидательности; а потому Святейший Синод определяет: настоящий акафист святому великомученику Димитрию Солунскому к печатанию не разрешать, о чём и дать знать указом, с возвращением рукописи Московскому Духовно-Цензурному Комитету. Сверх сего, принимая во внимание, что большая часть поступающих на рассмотрение Святейшего Синода акафистов отличаются таковыми же свойствами, как и вышепоименованный, Святейший Синод находит необходимым предписать С. Петербургскому, Московскому и Киевскому Духовно-Цензурным Комитетам секретными указами, чтобы имеющие впредь поступать на рассмотрение их акафисты, подвергать более строгому разбору, и, в случае, если эти акафисты окажутся также скудными по содержанию, изобилующими общими местами и не содержащими никаких особенных указаний, приложимых к святому, имени коего будут посвящены, то таковых акафистов в рассмотрение Святейшего Синода не представлять, а собственною властью воспрещать их печатание, доводя только о том до сведения Святейшего Синода» [xiii]. Вероятно, если бы верность «филаретовым заветам» не только декларировалась, но и осуществлялась в нашей сегодняшней церковной жизни, б о льшую часть современных Акафистников не заполняли бы тексты, «скудные по содержанию и изобилующие общими местами»...

Впрочем, деятельность московского святителя не ограничивалась лишь практическим применением цензурного механизма. Интересно взглянуть на его замечания на проект цензурного устава, подготовленного в начале 1820-х гг. митрополитом Новгородским Михаилом. В частности, именно по его инициативе в раздел «О предметах цензурных комитетов» был добавлен пункт 20: «Предполагаемые к гравированию или литографированию при книгах духовного содержания изображения предметов, относящихся до веры, христианского богослужения и священной истории, также подлежат рассмотрению духовной цензуры, которая не должна допускать в оных ничего неприличного» [xiv]. Другие замечания свт. Филарета касались усиления контроля над цензорами со стороны правящего архиерея той епархии, на территории которой находится цензурный комитет. При этом рассмотрение учебных пособий вменялось в обязанность всей коллегии цензурного комитета, а «рассмотрение всех других духовных сочинений и переводов, предназначаемых для общественного употребления, комитет представляет своим определением или одному из членов своих, или всем членам» ( Устав духовной цензуры, п. 37 ) .

Иными словами, во всех вопросах, кроме учебников, полагались на добросовестность самих цензоров. К чему это приводило, можно видеть на примере прот. Ф. Голубинского, на протяжении четверти века бывшего членом цензурного комитета при МДА. Вся его цензурная деятельность и, так сказать, «пропускная способность» для цензурировавшихся им изданий зависели от его мировоззренческих предпочтений. Одной из традиций, оказавших влияние на мысль Голубинского, стал тот вариант соединённого с мистицизмом оригенизма, который являлся мировоззренческой основой различного рода российских обществ, сект и лож, появившихся в александровскую эпоху и тайно продолжавших свою деятельность в николаевское царствование.

Посему не приходится удивляться такому, к примеру, свидетельству: «В цензорской деятельности Голубинского «строгие статьи устава» прежде всего преломлялись сквозь призму личных его симпатий. И будучи сам склонен ко всему тёплому, задушевному, отдавая ему решительное предпочтение даже в философии, Голубинский особенно искал «одушевления» и в подлежавших его разбору сочинениях... Кажется, никакой цензор не в состоянии был оказать духовным виршам николаевской эпохи столь снисходительного приёма, как Голубинский. Они подкупляющим образом действовали на цензора-философа с поэтическою настроенностью» [xv]. Этот «снисходительный приём» вызывал иногда справедливое раздражение даже у свт. Филарета. Так, однажды Голубинский, полагаясь на свою поэтический вкус, дозволил публикацию некоего «Сионского песнопевца» с акафистом и каноном Гробу Господня.
  001   002  003   004   005   006   007   008
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

комитет духовно-цензурный | комитет секретный цензурный при синоде | иоанн петр алексеевичи гравюра иоллана 1685 частное собрание | алексеем михайловичем | алексее михайловиче |

Источник текста


Постоянная ссылка: Церковная цензура: прошлое и перспективы : Портал Богослов.Ru
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера