ИОАКИМ V

 001   002   003
В начало текстаВ конец текста
После смерти Антиохийского патриарха Иоакима IV ибн Джумы (1576) Дорофей наряду с митрополитами Макарием Евхаитским и Григорием Халебским выдвигался кандидатом на патриарший престол. После того как Григорий отказался от престола в пользу Макария (Михаил VII) , Дорофею пришлось сделать то же. В патриаршество Михаила Дорофей играл видную роль на правосл. Востоке. В кон. 1578 - нач. 1579 г. он, как экзарх К-польского патриарха Иеремии II, выступал третейским судьей в конфликте Иерусалимского патриарха Германа, монахов лавры св. Саввы Освященного и митр. Иоакима Вифлеемского. От этого времени сохранилась рукопись, переписанная Дорофеем в Архангельском мон-ре Иерусалима ( СПбФИВ РАН С 869; янв. -март 1579 ) ; в колофонах Дорофей упоминает своих спутников священников Ису и Михаила, впосл. занимавших заметное место в его окружении.

Приблизительно в нач. 1581 г. произошел конфликт между патриархом Михаилом и христ. общиной Дамаска, под давлением к-рой патриарх отрекся от престола и покинул Дамаск. Дамасские христиане призвали митр. Дорофея и провозгласили его патриархом с именем Иоаким (ранее 25 мая 1581 - Legrand. Bibl. hell. XVe-XVIe. T. 4. P. 257) . Однако вскоре Михаил отказался от своего отречения и совместно с верными ему епископами предал анафеме И. и его сторонников (по сведениям ряда хронистов, отлучение, наложенное Михаилом на дамасских христиан, предшествовало избранию И.) . В свою очередь И. вместе с примкнувшей к нему частью клира отлучил Михаила. Антиохийский Патриархат был ввергнут в смуту: юж. епархии поддержали И., северные - Михаила. Конфликт сопровождался сильнейшим взаимным ожесточением. Позднейшие хронисты, не приводя подробностей, пишут об убийствах нек-рых именитых христиан.

В 1582 г. Михаил ездил в К-поль, где получил признание патриарха Иеремии II, а также фирман султана, подтверждавший его полномочия. Однако жители Дамаска, подкупив местные османские власти, проигнорировали султанское повеление и не приняли Михаила. И. сумел привлечь на свою сторону Иерусалимского и Александрийского патриархов, с к-рыми должен был поддерживать тесные отношения со времен своего пребывания в Иерусалиме в 1579 г., и задействовал связи с к-польскими греками. В результате Высокая Порта по ходатайству 3 патриархов издала 25 июня 1583 г. указ о высылке Михаила из Сирии. Михаил снова отправился в К-поль, однако уже не нашел там поддержки. Свящ. Синод К-польской Церкви предложил ему окончательно отречься от престола. По одним данным, Михаил умер на обратном пути на о-ве Родос ок. 1583 84 г., по другим - дожил до кон. 1592 г., однако отказался от дальнейшей борьбы за престол.

Т. о., к 1584 г. И. остался единственным законным Антиохийским патриархом. Борьба претендентов за Патриарший престол сильно разорила христиан Сирии, Церковь была обременена долгами. И., очевидно, пообещал османским властям за поддержку больше, чем мог заплатить. Уже в 1583 г. он вынужден был скрываться от дамасского паши, требовавшего с него денежных выплат, в долине Бекаа, слабо контролируемой османской администрацией.

Противостояние патриархов совпало с активным проникновением в посл. трети XVI в. на Ближ. Восток католических миссий, стимулировавших дальнейшее сближение с Римом маронитов и призывавших к тому же православных и монофизитов (миссии Ж. Б. Элиано в 1578-1579 и 1580-1582) . Раскол в Антиохийской Церкви вызвал живейший интерес в Риме, т. к. давал возможность привлечь к унии хотя бы одного из патриархов-соперников. В 1583 г. папа Григорий XIII направил на Восток посольство во главе с иезуитом Леонардом Абелем, титулярным еп. Сидонским, которому предписывалось провести переговоры с лидерами Вост. Церквей и склонить их к унии на условии признания Ферраро-Флорентийского Собора и реформы календаря 1582 г. Абель неоднократно встречался в Халебе с патриархом Михаилом, к-рый, чувствуя, что проигрывает борьбу за Патриаршество, пытался опереться на поддержку католиков и заявил о готовности принять унию. Не позже лета 1584 г. Абель встречался с И. в дер. Айта в Бекаа. И., находившийся в катастрофическом финансовом положении и избегавший появляться в Дамаске и Триполи, не мог вступить в конфликт еще и с католич. миром. Он встретил Абеля любезно, но на предложение принять унию отвечал уклончиво, заявив о необходимости обсудить этот вопрос с церковной иерархией, паствой и главами соседних Церквей. И. назначил легату следующую встречу в Триполи, однако уже в сент. 1584 г. покинул Сирию и отбыл в К-поль, где надеялся получить финансовую поддержку К-польского патриарха. Для католич. дипломатии фактический отказ И. от продолжения переговоров означал неудачу миссии. Антилат. позиция И. проявилась достаточно очевидно; в силу этого в позднейшей католич. историографии он назывался антипатриархом, а легитимным Антиохийским патриархом в 1576-1592 гг. считался Михаил VII.

Возобновление контактов с католиками вызвало оживление интеллектуальной жизни в Антиохийской Церкви. Появились как прокатолич.
 001   002   003
В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

святители герасим питирим иона епископы пермские роспись вмц варвары кон скоропослушнический богородицкий мон-рь печора республика коми | авгарь икона фаддей царь авгарь избранными святыми мон-рь вмц екатерины синае фрагмент | прп ефрем сирин фрагмент иконы фаддей царь авгарь избранными святыми сер мон-рь вмц екатерины синае | декабря 2017 года девятую годовщину дня кончины приснопамятного патриарха московского всея руси алексия домовом храме всех святых земле русской просиявших патриаршей синодальной резиденции даниловом ставропигиальном мужском монастыре москвы святейший | декабря десятую годовщину дня кончины приснопамятного святейшего патриарха алексия святейший патриарх московский всея руси кирилл совершил заупокойную литию гробницы пятнадцатого предстоятеля русской православной церкви благовещенском приделе богоявл |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: ИОАКИМ V
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера