> Помогите ребёнку на реабилитацию <

ЗЛАТОУСТ • Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха ...

 001   002
В начало текстаВ конец текста
ЗЛАТОУСТ Содержание Текстология древнерус. учительный сборник устойчивого состава, в к-рый входят дидактические и гомилетические сочинения, расположенные в соответствии с годовым кругом богослужения. Известны 3 основные разновидности сборника: З. постный, содержащий статьи на дни, приготовительные к Великому посту, и на дни Великого поста; З. пятидесятный, включающий постный З., к-рый продолжен статьями на воскресные и нек-рые будние дни от Антипасхи до Недели всех святых; З. годовой, содержащий статьи на весь год начиная с Недели о мытаре и фарисее. Название сборник получил, вероятно, потому, что большинство Слов, вошедших в его состав, надписывалось именем свт.

Материалы и заметки из истории древней рус. письменности: К вопросу о «Златых цепях». К., 1894 (. Первоначально тексты З., по-видимому, читались за богослужением, со временем сборник перешел в домашний обиход и стал одной из самых читаемых книг в XVI-XVIII вв. В Стоглаве З. упоминается среди «божественных», «святых душеполезных книг», к-рые следует читать «на поучение, и на просвещение, и на истинное покаяние, и на добрыа дела всем православным християном в душевную ползу») Емченко Е. Б.

Стоглав: Исслед. и текст. М., 2000. С. 268 (. Известно большое количество списков З. 2-й пол. XV-XVIII в. : в картотеке, хранящейся в ОР ГИМ, названо 173 сборника XV-XVIII вв., в БАН) согласно картотеке Н. К. Никольского (числятся 7 списков З. рубежа XV и XVI вв. и 131 сборник XVI-XVII вв. Тематика большинства статей З. постного и З. пятидесятного связана с богослужебными евангельскими чтениями от Недели о мытаре и фарисее до Недели всех святых. Др. группа сочинений в составе З. годового посвящена вопросам христ. этики, напр. поучения: «как лепо христианину жити», «о почитании книжном», «о смирении», «о зависти», «о пьянстве», «о чистоте душевной») против грабительства, душегубства (, «о пользе душевной». Ряд Слов направлен против пережитков язычества: «о лечащихся от болезней волхвованием», «о христианском житии») осуждение «глумления», «плясания», «срамословия», «сатанинских песен» и т. п. (. Содержатся в З. статьи о поведении в храме, сказания о мироустройстве: «о твари небесной», «о небесных силах, и чего ради создан человек на земли», сведения о Вселенских Соборах и т. д. Эти сочинения встречаются среди статей на евангельские темы, но в основном они составляют 2-ю ч. З. годового - от Пятидесятницы до приготовительных недель к Великому посту. По свидетельству А. С. Архангельского) Архангельский.

1888. С. 213-214 (, многие из данных текстов являются поздними добавлениями к прототипу и были извлечены из древнерус. сб. «Измарагд». Слова З. просты, обычно лишены риторической украшенности, невелики по объему: задача назидания определяет манеру изложения.)

Несмотря на то что в З. вошли Слова и поучения визант. и болг. авторов, исследователи единодушны во мнении, что З. в традиц. форме был составлен на Руси (Горский. 1858. С. 35-36, 44; Петухов. 1886. С. XI; Архангельский.)

1888. С. 213-214 (. Относительно происхождения прототипа сборника и времени его окончательного оформления единого мнения нет. А. И. Соболевский связывал появление З. и др. четьих сборников постоянного состава с заменой в рус. богослужении Студийского устава Иерусалимским, начавшейся в кон. XIV в.) Соболевский А. И.

Южнослав. влияние на рус. письменность в XIV-XV вв. СПб., 1894. С. LIV (. А. С. Орлов, опираясь на работы прот. А. В. Горского и Е. В. Петухова, предлагал считать лит. ядром, из к-рого образовался З., собрание южнослав. дидактических Слов на время с Недели о мытаре и фарисее до 5-й недели поста включительно. Шесть редакций З., к-рые выделял Орлов, отражают, по мнению ученого, процесс постепенного складывания сборника в XIV-XVII вв. Т. В. Черторицкая высказала мысль, что З. формировался в кон. XV - нач. XVI в. на основе триодного четьего сборника) примером такого сборника может служить ркп. РГБ. Троиц. № 9 (за счет увеличения числа дидактических сочинений, приуроченных к будним дням триодного круга, постепенного вытеснения ими торжественных гомилий, расширения календаря сборника до конца литургического года) Черторицкая Т. В.

Торжественник - памятник рус. лит-ры XIV-XVI вв. : Лит. история сб. : АКД. М., 1979. С. 22-23 (. В основе общего прототипа З. и триодных Торжественников, как доказала Черторицкая, лежит группа переводных визант. эпидейктических гомилий, дополненная оригинальными слав. сочинениями - Словами свт. Климента Охридского, свт. Серапиона Владимирского, др. слав. авторов. Текстология Книга, глаголемая Златоуст. Почаев; Клинцы, после 1796. Л. 1) РГБ (Основной состав статей каждой из разновидностей З. достаточно устойчив, большинство Слов на великопостные и приготовительные к Великому посту дни одинаково в З. всех разновидностей.
 001   002
В начало текстаВ конец текста

Источник текста

Вам может быть интересно:

византийское южнославянское правовое наследие руси xi-xiii | во дни печальные великого поста | история составления катехизисов православной церкви | великого поста | русская католическая церковь |
Постоянная ссылка: ЗЛАТОУСТ • Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, мобильная версия
> Помогите ребёнку на реабилитацию <
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера