Протестантская этика и православная аскетика — прот. Михаил Дронов

  001   002   003   004   005   006   007   008  009   010   011   012
В начало текстаВ конец текста


Американские авторы учебника этики предпочитают рассматривать не то, как бороться со злом в себе самом, но — позитивные качества, составляющие “цельность характера” 25. Однако, всякая попытка достижения этих качеств неминуемо сталкивает человека с практическими препятствиями — страстями, раскалывающими “цельность”. Как с ними бороться? Об этом нет и речи у протестантских авторов. В уроке, специально посвященном мотивам нравственного поведения 26, названы два способа управлять своими побуждениями: 1 ( добровольное покорение необходимости; 2 ) тайная добродетель. Этим и ограничивается протестантская “аскетика”.

По каким же резонам протестанты отвергают святоотеческую аскетику? “Поскольку Иисус Христос обещал никогда не оставлять нас, сколько раз нужно приглашать Его войти в наше сердце? — ставят они вопрос и отвечают, — Христос не покинет того, кто искренне верует в Него, поэтому человеку достаточно обратиться к Нему один раз” 27. Довольно любопытное утверждение! Получается, что обращение Бога к человеку, которое так любят приводить протестанты: “Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною” ( Откр. 3, 20 ) , — актуально для человека только единожды. Значит ли это: однажды впустив Христа в свое сердце, человек на всю оставшуюся жизнь гарантирован иметь в нем Христа, не смотря на свои падения и даже, может быть, преступления? Остается ли Христос в сердце, в которое вернулся эгоизм и греховные страсти? — Очевидно, что нет. А если так, то человек, осознавший, что в его сердце Христа уже нет, снова должен Его приглашать в свое сердце.

Именно с этой повторной попытки открыть дверь сердца Христу, согласно древним и новым православным отцам, начинается подвиг духовной жизни-борьбы, начинается аскетика. Утверждение протестантских нравоучителей, что человеку достаточно обратиться к Христу один раз, противоречит христианской традиции. Представьте себе, Вы отправились в длительное неведомое путешествие, и только сделали два шага, Вас тут же останавливают: стоп! ты уже пришел, дальше пути нет. А что же тогда делать, если не идти по дороге, которая лежит перед тобой, куда себя девать? Такого абсурда не было даже в “Стране чудес” Льюиса Кэрролла.

Основное сотериологическое утверждение протестантов в следующем: “Став христианином, человек может быть уверен, что его грехи будут прощены и он вновь обретет связь с Богом, а это позволит ему воспитать в себе черты подлинно христианской нравственности” 28. “Уверенность”, к которой стремятся протестанты, невольно вызывает вопрос, а как же в таком случае понимать Евангельские блаженства нищеты духовной, плача и т. д. ( Мф. 5, 3—9 ) ? Ведь они слишком недвусмысленны! Сознание нищеты духовной, а не уверенность в своей прощенности, — вот что все считали главной чертой подлинно христианской нравственности до Реформации!

Но вот, что удивительно, блаженства Нагорной проповеди, взятые в американском учебнике отдельно от “уверенности”, трактуются на первый взгляд вполне православно: “В христианстве важно понять парадоксальную истину: лишь тогда, когда мы признаем тщетность своих устремлений к праведности, сила Божия начнет преображать нашу жизнь. Именно в этом смысл первой заповеди блаженства: «Блаженны нищие духом…» ( Мф. 5, 3 ) ” 29. Совместима ли эта заповедь с “уверенностью”? У протестантов остается единственная возможность снять неустранимое противоречие: “нищету духовную” следует поместить в контекст того их утверждения, что Христу достаточно только один раз войти в сердце человека. Только в этом случае всю оставшуюся жизнь протестант может быть уверен, что владеет “нищетой духовной” как собственным банковским счетом.

Итак, протестантская этика признает, что, став христианином, человек должен воспитывать в себе черты подлинно христианской нравственности. Но вот методы того, как вести это самовоспитание в протестантизме совершенно не разработаны, да и не могут быть принципиально разработаны внутри подобного мироощущения. Ведь если идти путем бытовых стереотипов, то самовоспитание заключается в моих и только моих усилиях. В то время как Евангелие и патристическая аскетика постоянно учат, что оно состоит в признании собственного бессилия и в просьбах Бога о помощи, не совместимых с протестантской “уверенностью”.

Вопрос о нравственных ценностях — это не простая проблема, поскольку это вопрос не о словах, а о внутреннем опыте, обозначаемом словами. Поэтому так не прост межконфессиональный диалог христиан, принадлежащих к разным деноминациям. Опыт не передать одними только словами. Однако не всё так безнадежно — духовный опыт можно получить и вообще без слов, только соприкоснувшись с жизнью того, кто его имеет! Тем не менее, очень важно раскрывать в словах смысл духовного опыта.

Суть православного мироощущения в том, что молитвенные просьбы к Богу — это не средство к достижению некоей абстрактной праведности, это — конечная цель жизни. В них реализуется общение с Богом уже в этой жизни прежде наступления нового эона.
  001   002   003   004   005   006   007   008  009   010   011   012
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

исцеление хромого гроба святых бориса глеба вверху трапеза изяслава случаю сооружения новой церкви имя князей-страстотерпцев миниатюра сильвестровского сборника 2-я пол xiv ргада ф.381 151 | сщмч лукиан киево-печерские святые фрагмент иконы все святые земле русской просиявшие 50-е иконописец мон иулиания соколова ризница тсл | свт феофил новгородский преподобные игнатий феодор киево-печерские фрагмент тонолитографии собор киево-печерских святых 11893 глм | блгв князья константин михаил феодор муромской иконой божией матери избранными святыми 1-я четв 2-я пол xviii гим | святые петр кнг феврония прав иулиания лазаревская фрагмент иконы божией матери звезда пресветлая 1690 иконописец казанцев михм |

Источник текста


Постоянная ссылка: Протестантская этика и православная аскетика — прот. Михаил Дронов
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера