Источник текста

Киновия, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том X - профессор Александр Павлович Лопухин


Киновия или «общежитие» (?????? – общий и???? – жизнь) есть одна из форм монашеской жизни. Первичным и элементарным бытом иноческого мира было анахоретство или одиночный образ жизни. За ним следовало келлиотство. В противоположность анахоретам, подвизавшимся в совершенном одиночестве и уединении, келлиоты жили по двое, а иногда по трое в одно келии – небольшом обособленном помещении, – под руководством опытного в духовной жизни старца. Келлиотство, как вторая – после анахоретства – стадия в развитии иноческой системы, было как бы семейною жизнью в монашеском мире. Третью стадию в этом развитии составляла жизнь скитская. Скитом или лаврою называлась совокупность нескольких келий на определенной территории, находившихся под наблюдением и управлением общего аввы – руководителя. Значит, скит или лавра представляла своего рода товарищество в жизни иноческой. От жизни скитской – прямой переход к жизни монастырской или общинному быту в иноческом мире. Монастырь – это своего рода община, отдельная корпорация в ряду других подобных же корпораций иноческого мира. Монастырская жизнь в древнее время отлилась только в одну форму – общежитие или киновию. В византийскую же эпоху, – наряду с киновией, – в монастырях образовалась новая форма жизни, так называемый «идиоритм» или своежитие (См. о нём в статье «Афон»: «Энциклопедия» II, 216–217) . Начало общежитию положил преподобный

. Из ктиторских общежительных уставов византийской эпохи для примера можно отметить следующие: константинопольского патриарха Алексия Студита, написанный между 1034 – 1043 годами для монастыря Успения Богоматери, Михаила Атталиата (1077 г.) для обители Всемилостивого Спаса в г. Редесто, Григория Бакуриана для Бачковского монастыря Богородицы Петрицонитиссы (1084 г.) , св. Христодула (1091 г.) для патмосского монастыря Апостола Иоанна Богослова, императрицы Ирины для константинопольского монастыря Богородицы Блогодатной (1114 г.) , императора Иоанна Комнина для Пантократорского монастыря в Константинополе (1136 г.) , императора Мануила Комнина для монастыря??? ??????? в Константинополе (1162 г.) , иеромонаха Нила для монастыря Богородицы Махера на Кипре (1210 г.) и другие. Общежительные уставы святых Пахомия и Василия великих имели влияние на устройство киновий и на Западе, равно как в славянских странах и в России. В частности, у нас общежительный или истинно-монашеский устав был введен преподобным

Во главе киновии стоит настоятель или игумен (????????, ????????????, ?????????, ????????????) , в сане обыкновенно иеромонаха или архимандрита (а на Синае – архиепископа с IX в.) . Игумену принадлежит дисциплинарно-пасторская и административная власть. Игумен есть пастырь и учитель, а лучше сказать – отец и духовный предстоятель всех монахов. Обо всех их он должен заботиться, как о своих детях, как о членах собственной семьи, ко всем должен относиться с равною любовью и попечительностью. Прежде всего, главным образом он заботится о нравственном совершенстве монахов. Он главный руководитель всех вообще и каждого порознь в деле спасения, он – управитель их душ (????????? ??? ????) . Со всей заботой и прилежанием он должен убеждать монахов, увещевать, учить, призревать, больных врачевать, слабых поддерживать, малодушных укреплять, согрешивших возвращать на путь истины. С другой стороны, он должен быть для всех примером в нравственном отношении, образцом строгости и справедливости, осторожности, воздержания, точности, умерщвления страстей. Он должен быть примерным исполнителем обетов иночества и нимало не изменять достоинству своего положения и значению монастыря. В видах лучшего выполнения долга пастырства и учительства, игумен самым ревностным образом должен следить за поведением монахов. Он руководит всеми их действиями. Без его дозволения и благословения никто не должен был ничего делать. Каждый монах всегда и всецело находится под его надзором и властью. Око игумена бодрствовало над ним от момента вступления в монастырь до смерти. Самое пострижение в монахи совершалось лишь после достаточного испытания пришельца и всецело по желанию и с согласия игумена. А после пострижения игумен имел право входить в келью монаха, в какое угодно время. Он постоянно наблюдал, не занимаются ли монахи делом без его воли и желания, не предаются ли безделью или пустословию. Особенно строго игумен должен следить за исполнением монахами обета нестяжательности. Всякие лишние вещи, найденные в кельи монаха, беспрекословно должно отнимать, предавать огню или раздавать бедным, а виновного монаха подвергать наказанию. Игумен должен заботиться и о материальном обеспечении монахов. В его распоряжении находились монастырские имущества, он следил за их целостью и употреблял на монастырские нужды. В его заведывании были и монастырские здания, в том числе – храм. Он заботился об их блогоустройстве, предпринимал, – в случае нужды, – ремонт и поправки. Вообще, на попечении игумена состоял весь монастырь со всею своею разнообразною жизнью и деятельностью. Все совершается здесь по его воле и желанию; от него все исходит и к нему все возвращается. Он является центром всего общежития. Но власть игумена не была произвольна или бесконтрольна и не имела абсолютного значения. В своей деятельности он должен был руководиться уставом монастыря и строго исполнять его предписания. В случае каких-либо нарушений этого устава, братия монастыря имела право чрез посредство старейших своих членов и наиболее видных должностных монастырских лиц (эконома, екклисиарха) сделать игумену напоминание о заблуждении и даже увещание исправиться. Если игумен исправлялся, настоятельская власть оставалась за ним, в противном же случае он лишался власти и заменялся другим лицом. А затем игумен подлежал духовной юрисдикции местной епархиальной власти, от которой получал утверждение в должности и которой отдавал отчет в своей деятельности.

Игумен был главным начальником киновии, но не единолично нес бремя монастырского управления. У него был целый штат помощников, которые заведовали различными отраслями монастырской жизни. Должностные монастырские лица своим избранием были обязаны всецело игумену. Последний поставлял их в ту или другую должность единственно силою собственной власти и воли, причем совершался особый литургический чин поставления. Должностные монастырские лица обязаны были действовать под руководством игумена, с его ведома и согласия, и во всем отдавать ему отчет. Игумену же принадлежало и право смещать их. Из монастырских лиц одни заведовали монастырской собственностью и хозяйством (эконом и его помощник, епитроп, наблюдавший за недвижимыми имуществами киновии, дохиар или казначей, келарь, виночерпий, трапезничий, хартофилакс, заведовавший архивом и канцеляриею киновии, и другие) , иные наблюдали за монастырским храмом, его принадлежностями и за совершением богослужения (екклисиарх, скевофилакс, протоканонарх и канонарх, доместик, параномарь, кандилапт и др.) , третьи ведали нравственный надзор за монахами и водворение в киновии дисциплины (епистимонарх, епитирит, таксиарх, афипнист – будильщик и остиарии – привратники) . Из указанных монастырских лиц главное значение имели эконом, екклисиарх и дохиар. В позднейшее время в киновиях Востока возник игуменский совет (??????????????????) , в состав коего входят некоторые из должностных лиц и почетные геронты (старцы) монастыря.

Все монахи киновии по отношению к своему игумену – духовные дети, ученики. Они беспрекословно подчиняются его власти. Слово игумена для всех есть изъявление Господней воли: что бы он ни сказал, что бы ни повелел делать, – всегда и во всем ему должно оказывать безусловное повиновение и послушание. Между собою все иноки – братья и друзья. Они все равны и не различаются ни по роду, ни по заслугам. Друг к другу они питают чувство любви, между собою хранят мир и единомыслие, наслаждаются духовной радостью, сильные носят тяготы немощных. У монахов в киновии все – общее. Они живут в общем помещении. Никто из монахов не должен иметь частной собственности, какого бы рода она ни была, но каждое личное приобретение должно идти в общую кассу. У всех монахов должна быть одна и та же, положенная уставом, пища в общей трапезе, которую они вкушали вместе и в определенные часы, одна и та же одежда из монастырской казны и в одинаковом количестве, один и тот же порядок жизни. Все монахи должны заниматься исключительно молитвою, чтением божественных писаний и трудом, часы которых правильно и точно распределены. Молитву они совершают в храме, где ежедневно происходили все положенные уставом церковные службы, и в кельях. Труд их состоит в ремеслах и хозяйственных работах. Молитвы они не должны прекращать и во время физических трудов, так как она есть самый благоуханный и приятный для Господа фимиам. Монахи киновии никогда не должны выходить из монастыря, но всегда быть в обители и строго исполнять предписания устава. Лишь в крайнем случае (например для посещения умирающих родных и родственников) и с разрешения игумена монахи могли на короткое время оставлять обитель. Монах, если выходил из монастыря, должен был соблюдать приличествующую ему скромность, не говорить лишнего, не поднимать глаз, – особенно при встрече с женщинами, – но идти с молитвою на устах и с опущенными взорами. Что касается посещения монастырей мирянами, то оно не возбраняется – в мужских киновиях мужчинам, а в женских – женщинам, но обязательно – с разрешения игумена или игуменьи, на небольшое время и для действительной надобности. Безусловно воспрещается женщинам посещать мужские монастыри и мужчинам – женские. В монастыри беспрепятственно могли поступать достигшие совершеннолетия и свободные лица. Поступающий в монастырь должен порвать все связи с миром. В силу этого, он прежде поступления должен был сделать завещание относительно своего имущества, в противном же случае оно поступало в собственность монастыря. Впрочем, пятою новеллой византийского императора Льва VI Мудрого (886–911 г.) узаконялось, что монах не лишается права личной собственности и завещания в том случае, если приобретал имущество после пострижения. Он имел право быть полным хозяином этого имущества в том случае, если пожертвовал что-нибудь монастырю, когда вступал в него, и должен был дать монастырю третью часть из приобретенного, если при пострижении ничего не внес в его казну. Люди, находившиеся в брачном сожитии, могли принимать монашество не иначе, как одна сторона с согласия другой. Но признавалось лучшим устранять брачное сожитие таким образом, чтобы обе стороны шли в монастырь. Пострижению предшествовало трехгодичное испытание; для людей благоговейных и живущих подобно монахам искус сокращался до шестимесячного срока. Поступление производилось в определенном монастыре и в присутствии игумена, имеющего принять постригаемого и устроить в братстве своего монастыря. Пострижение должно совершаться даром. Никто не вправе требовать от стремящегося к монашеству какого-либо приношения. Но добровольные приношения принимались. Однако жертвователи не должны иметь никакого преимущества пред теми братьями, которые не сделали киновии никакого взноса, но должны быть равны со всеми. С другой стороны, они не имели права возвращать себе то, что раз было пожертвовано киновии. Постриженики чужих монастырей обыкновенно не принимались в другие киновии. По совершении пострижения принявший его делался членом киновии, обязывался никогда не удаляться из своего монастыря в другой и строго исполнять три главные обета монашества: послушание, нестяжательность и девство. Он должен жить для Бога, посвящать время молитве, чтению божественных Писаний, размышлению о Боге, труду и благотворительности. Монашеские обеты должны иметь для него вечное значение. Киновии обыкновенно имели определенный штат братства, в зависимости от материальных своих средств. Наконец, братия киновии – или в полном составе, или в лице старейших иноков – принимает участие в избрании игумена. Утверждение новоизбранного игумена зависело от той высшей церковной власти, духовной юрисдикции которой принадлежит тот или иной монастырь. В такой организации киновия существовала на Востоке в пору наибольшего здесь развития монашества, при чем в различных пунктах иночества были те или иные второстепенные разности сравнительно с отмеченным типом, зависевшие от местных условий в судьбе киновии, например, на Афоне и Синае, на горах Метеорских, в Сирии и прочих. Но основные черты киновиального быта всегда и везде сохранялись и хранятся неизменно, вплоть до настоящего времени.

Таким образом, киновия по своему устройству носит, так сказать, монархический характер и основывается на принципе подчинения и общинного жития. Она, – по сравнению святого Симеона Нового Богослова (XI в.) , – есть своего рода организм, главою которого служит игумен, а членами – иноки. Как в человеческом организме все члены выполняют свои функции под управлением головы, так и в киновии каждый инок действует по распоряжению игумена. Каждый орган человеческого тела способен только к одному назначению, а голова комбинирует разнообразную деятельность членов и дает ей единство и стройность, – так и в киновии под властью одного игумена, совмещающего в себе разнообразные духовные совершенства и водворяющего среди всех братий послушание и повиновение, создается благоустроенная община, стремящаяся к одному назначению – в возможной полноте и совершенстве осуществить иноческие идеалы.

В исторической судьбе киновии на православном Востоке особое значение принадлежало киновиархам. Киновиарх (????????????) имел различное отношение к киновии или к иноческому общежитию. Так, в Египте, в монастырях Тавеннисиотских, киновиарх, по уставу преподобного Пахомия, занимал положение «главного аввы» всех девяти, а потом тринадцати монастырей, устроенных преподобным Пахомием и преподобным Феодором Освященным. Иноки всех этих монастырей составляли одно братство, связанное единством духа, управления и хозяйства. Каждый из тринадцати Тавеннисиотских монастырей имел своего отдельного авву или настоятеля, но во главе всех монастырей и их настоятелей был первый авва, который всеми ими заведовал и управлял. Это и был «киновиарх». Первым киновиархом Тавеннисиотских монастырей был преподобный Пахомий Великий, как основатель первых девяти иноческих общежитий, их устроитель и руководитель, общий для всех иноков отец и начальник, законоположник египетского монашества. Незадолго до своей кончены преподобный Пахомий призвал настоятелей всех монастырей и спросил их, кого они желают иметь своим аввою или киновиархом. Аввы ответили, что это зависит от воли преподобного Пахомия, который и избрал киновиархом Петрония, а последний избрал своим приемником Орсисия, после которого главным аввою-киновиархом был преподобный Феодор Освященный. Преподобный Пахомий, как общий для всех авва и киновиарх, имел пребывание сперва в монастыре Тавеннисиотском, а потом в обители Пабо, откуда и управлял всеми монастырями. Киновиарх или главный авва имел своею обязанностью неусыпно наблюдать за жизнью в киновиях, следить за исполнением общежительного устава, руководить братством в деле и духовного преуспеяния и вообще представлять в своем лице высшую монастырскую власть. С этою целью главный авва лично посещал монастыри, входил в сношения с отдельными настоятелями и иноками, преподавал им свои наставления, разрешал недоумения и так далее. Обо всех более или менее выдающихся фактах в жизни монастырей их настоятели спешили сами известить главного авву. Последний, в случае необходимости, обращался и с письменными посланиями к аввам и инокам отдельных монастырей. Киновиарх дважды в год – на Пасху и к 13-му августу – устраивал в своем монастыре общие собрания, на которые являлись все аввы отдельных монастырей и почти все братия. Первое собрание созывалось для совместного празднования светлого Христова Воскресения, а второе имело целью ревизию общего монастырского хозяйства и разрешение различных недоумений и разногласий, дабы во всех монастырях царствовали мир и любовь. Главный авва или киновиарх сам избирал настоятелей отдельных монастырей, которые и являлись его наместниками, его оком и слухом. Аввы монастырей во всем отдавали отчет своему киновиарху, как начальнику всех общежителей и главному их руководителю.

И святой Василий Великий был киновиархом для основанных им в Понте общежительных монастырей, для которых он начертал свой устав, в котором он водворил иноческую жизнь на началах киновий, был главным руководителем и общим духовным отцом.

Далее, палестинское монашество имело своего киновиарха в лице святого Феодосия († 529 г.) , который был первым устроителем пустынной киновии в Палестине и придал ей самостоятельное и вполне независимое от лавры положение. Основавши свои кинови в шести верстах от Иерусалима, в нынешней местности Дер-Доси, святой Феодосий постепенно умножил состав её братства (до 700 человек) , увеличил размеры монастырских помещений, устроил внутри монастыря четыре церкви (для греков, грузин, армян и для братьев, одержимых злыми демонами) и сообщил весьма прочную внутреннюю организацию своей иноческой общине. В основу своего устава святой Феодосий положил уставы святого Василия Великого и преподобного Пахомия великого. Великая и многолюдная киновия святого Феодосия превзошла по своему внутреннему благоустройству другие киновии Палестины и стала во главе их. Ÿ основатель и руководитель получил наименование «Киновиарха» в собственном смысле. За свои заслуги для монашества святой Феодосий Киновиарх, по распоряжению иерусалимского патриарха Саллюстия (486–494 г.) , был назначен старейшиною и архимандритом великого общежительного иноческого сословия, обитающего близ Иерусалима, главным аввою многочисленных монастырей иудейской пустыни и святого города. Таким образом, киновиарх – архимандрит распространял в Палестине свою власть на все местное монашество и был духовным руководителем всех киновий, являясь главным помощником иерусалимскому патриарху в управлении палестинскою монашескою общиной. Архимандрит-киновиарх имел право избирать настоятелей отдельных монастырей и ведал общее наблюдение за религиозно-нравственной жизнью в палестинских обителях. Вообще права и обязанности архимандритов-киновиархов, а равно и их избрание были в Палестине аналогичны с положением главного аввы в Египте. Святой Феодосий был «киновиархом» в собственном смысле и по преимуществу, как основатель первой и главной киновии в Палестине, по образцу которой здесь стали устрояться и другие иноческие общины. Но были в Святой Земле киновиархи и в смысле несобственном, оказавшие те или иные заслуги для местного общежительного монашества. Так, настоятель монашеской общины в Вифлееме авва Маркиан (V век) был киновиархом для своей обители. Палестинские аввы-архимандриты, продолжавшие дело святого Феодосия Киновиарха, например Геласий, Софроний, также являлись киновиархами для местных иноческих общежитий.

В таком общем смысле термин???????????? встречается в различных древних памятников аскетичной письменности и применительно к различным основателям, руководителям и настоятелям монашеских общежитий. Так, в «Изречениях святых отцов» (??????????? ??? ???????) авва Исаак говорит: «ведь я не киновиарх, чтобы приказывать»... В «Луге Духовном» (???????????) упоминается «авва Мина киновиарх» (гл. 146–147) .

Для афонского монашества киновиархом был преподобный Афанасий († 1001 г.) , основатель образцового иноческого общежития в лавре, – хотя в его житии этот термин не встречается.

В афонских документах новейшего времени киновиархом называется вообще игумен каждого общежительного монастыря. Так в сигиллии константинопольского патриарха Каллиника V об учреждении в 1803 г., киновии в русском Пантелеймоновом монастыре сказано: «игуменом и начальником общежития (????????????) назначить преподобнейшего в иеромонахах господина Савву из священного скита Ксенофонтова, как мужа благочестивого, неусыпного ревнителя, благоразумного, достойного взять на себя хорошее распоряжение, благоустроение и общежительное управление св. монастыря, – способного хранить и научение монахов и состояние общежития, дабы он наблюдал за ним, начальствовал над монашествующими и заботился об общем благозаконии, порядке и боголюбивом поведении желающих монашествовать общежительно» (Акты русского на святом Афоне монастыря святого великомученика и целителя Пантелеймона, Киев 1873, стр. 240–241; ср. стр. 250) . Патриарх Константий, своим сигиллием от 1833 г. подтвердивший киновию в Руссике и избрание настоятелем иеромонаха Герасима, также назвал его «киновиархом» –????????? ??? ???????????? ( там же, 280–281; ср. 274, 276 ) . Наконец, патриарх Иоаким II в сигиллии от 1875 г. утвердил архимандрита Макария «игуменом и киновиархом» патриаршего и ставропигиального монастыря святого Пантелеймона на Афоне. (Ph. Meyer, Die Haupturkunden fur die Geschichte der Athoskaloster, Lpzg 1894, S. 267) .

В заключение прибавим, что при некоторых русских лаврах (Александро-Невской в Петербурге, Свято-Троицкой Сергиевой в Сергиевом Посаде близ Москвы) существуют небольшие монастыри или метохи, называемые киновиями. Положение таких киновий при больших лаврах имеет особый исторический смысл. Дело в том, что лавры в древнее время (например, в Палестине) имели у подвижников предпочтение сравнительно с другими формами иноческой жизни, так как совмещали в себе выгоды одиночества и общинного жития, и признавались наиболее целесообразными и образцовыми фронтистириами для подвигов; киновии же (до святого Феодосия Киновиарха в Палестине) не считались самостоятельной формой монашеской жизни, наравне с лаврами, а имели обязанностью подготовлять иноков к более совершенной лаврской жизни и находились в подчинении у настоятелей лавры. И на Афоне киновия возникла после довольно продолжительной борьбы с другими формами иноческой жизни, которая признавались более целесообразными и спасительными («Энциклопедия» II, 195–197) . На Руси монашество возникло и развилось под прямым воздействием иночества греческого. В киновиях, которые и теперь существуют при некоторых русских лаврах, и сохранились, вероятно, следы указанного переходного момента в истории восточного монашества, – тем более, что на Руси, до появления монастырей собственных и настоящих, возникли монастыри несобственные, монастырьки или монашеские слободки при приходских церквах (академик)

Источник текста


Ссылки на другие источники в источнике:

Киший, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том X - ... | Кирилл Транквиллион-Ставровецкий, Православная Богословская энциклопедия или Богословский ... | Киприан или Кирин (Квирин), Православная Богословская энциклопедия или Богословский ... | Кириак или Иуда, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. ... | Кириак, св. воин, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический ... | Кириак митрополит карфагенский при папе Григории VII, Православная Богословская энциклопедия или ... | Кир, св. патриарх константинопольский, Православная Богословская энциклопедия или Богословский ... | Киприан устюжский, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический ... | Киреме?ть, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том X ... | Кирилл I-й — митрополит киевский и всея Руси, Православная Богословская энциклопедия или ... | Кириак, мифический папа, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический ... | Кириафаим, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том X ... | Кирилл (Завидов), митрополит ростовский и ярославский, Православная Богословская ... | Кистер, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том X - ... | Кирилл (Флоринский), Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический ... | Киттим, киттимская земля, киттимские корабли, Православная Богословская энциклопедия или ... | Кирилл Терлецкий, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический ... | Кисель А. Г., Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. ... | Киприанович Г. Я., Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический ... | Киприан (Старорусенников), Православная Богословская энциклопедия или Богословский ... | Кирилл, автор апологов, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический ... | Кирилл (Богословский-Платонов), Православная Богословская энциклопедия или Богословский ... | Кир, основатель персидской мировой державы, Православная Богословская энциклопедия или Богословский ... | Кипр, остров, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. ... | Киреевский И. В., Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический ... | Кириллица и Глаголица, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический ... | Кир, — греческий монофелитский патриарх, Православная Богословская энциклопедия или Богословский ... | Кирилл Иерусалимский, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический ... | Киргизы и их религия, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический ... | Кирпичников А. И., Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический ... | Кирилл II, патриарх иерусалимский, Православная Богословская энциклопедия или Богословский ... | Кишиневские Епархиальные Ведомости, Православная Богословская энциклопедия или Богословский ... | Кирик и Крика Вопрошание, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический ... | Киевская Духовная Академия, Православная Богословская энциклопедия или Богословский ... | Киновия, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том X - ... | Кириллы святые русские 1—11, Православная Богословская энциклопедия или Богословский ... | Киркегорд, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том X ... | Киприан, святой, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. ... | Киево-Печерская лавра, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический ... | Кириллы, патриархи константинопольские (1—7), Православная Богословская энциклопедия или ... | Кислев, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том X - ... | Кирилл VI, митрополит всероссийский, Православная Богословская энциклопедия или Богословский ... | Кириак, св. мученик италийский, Православная Богословская энциклопедия или Богословский ... | Киевский роспев, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. ... | Киприан суздальский, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический ... | Киприан стороженский, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический ... | Киссон, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том X - ... | Кирилл Скифопольский, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический ... | Кифа, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том X - ... | Киринея или Кирена, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический ... | Кирилл II — митрополит киевский и всея Руси, Православная Богословская энциклопедия или ... | Киприан, бывший расколоучитель, Православная Богословская энциклопедия или Богословский ... | Кир, местность, из которой вышли некогда арамеи, Православная Богословская энциклопедия или ... | Кирилл Стефанович, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический ... | Кирилл Туровский, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический ... | Киренаика, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том X ... | Кирион, католикос грузинский, Православная Богословская энциклопедия или Богословский ... | Кириаф-Иарим, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. ... | Кипр в христианской истории, Православная Богословская энциклопедия или Богословский ... | Кириллова книга, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. ... | Кир-Моав, Кирхарес, Кирхарешет, Керак, Харак, Православная Богословская энциклопедия или ... | Киевское знамя, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. ... | Кирилл Шумлянский, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический ... | Киприан константинопольский патриарх , Православная Богословская энциклопедия или Богословский ... | Кипарисов В. Ф., Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. ... | Киреев А. А., Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. ... | Кириллы святые восточные 1—5, Православная Богословская энциклопедия или Богословский ... | Кирилл III, митрополит киевский и вся Руси, Православная Богословская энциклопедия или Богословский ... | Кирилл (Василий Николаевич) Наумов, Православная Богословская энциклопедия или Богословский ... | Киприан Фасций Цецилий, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический ... | Кирион — епископ, историк, духовный писатель, Православная Богословская энциклопедия или ... | Кипрская Латинская церковь, Православная Богословская энциклопедия или Богословский ... | Кишиневская епархия, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический ... | Кирилл Александрийский, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический ... | Китай, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том X - ... | Святой Кирилл философ, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический ... | Киев, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том X - ... | Кипрская православная церковь, Православная Богословская энциклопедия или Богословский ... |
Православная библиотека Святых отцов и церковных ... ... собора, «ко исцелению душ и уврачеванию страстей». Все Апостольские правила находятся в нынешних...) Св. Апостол и Евангелист Иоанн, его Евангелие и послания, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том VI – профессор Александр Павлович Лопухин... церковным управлением и церковного дисциплиной, с праздничными временами и постами, с литургией, если и не писанной, то, однако... , погружающийся в созерцание божественных тайн. Оно наполняете нашу душу священным восторгом любви и удивления к великой тайне боговоплощения. ... Каноны св. апостолов, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том Iпрофессор Александр Павлович Лопухин... ; ему вверены людие Господни, и он воздает ответ о душах их. Пресвитеры и диаконы без воли епископа ничего да не... в осуждение римских обычаев, наир., обязательного безбрачия духовенства (13) , поста в субботние дни св. Четыредесятницы (пр. 55) . Трулльский собор... Непостижимое, Часть 3 Непостижимое Часть третья. АБСОЛЮТНО НЕПОСТИЖИМОЕ: «СВЯТЫНЯ» ИЛИ «БОЖЕСТВО»? ???????? ??? ???? ?????? ? ????? ???????? µ???. Дионисий Ареопагит Der Abgrund meines Geistes ... Посмотреть другие результаты по теме ...

Постоянная ссылка: Киновия, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том X - профессор Александр Павлович Лопухин
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"