Отношения древнерусской церкви и общества к латинскому Западу ...

  026   027   028   029   030   031   032   033   034   035  036   037   038   039   040   041   042   043   044   045   046
В начало текстаВ конец текста
Но о перекрещивании латинян здесь не говорится. Весьма возможно, что у иностранцев-католиков сложилось издавна мнение о строгости и даже незаконности, с какими древнерусская Церковь относилась к латинам, каковое предубеждение осталось до последнего времени. Мысль наша, верная в принципе, находит себе оправдание в иностранных свидетельствах. В 1232 г. папа Григорий IX, в послании к некоторым духовным польским лицам) ad eclesiasticos (, запрещает браки) prohibetur matrimonia (между католиками и русскими, потому что последние их перекрещивают. 176 Как смотреть на это свидетельство? Папские послания, касавшиеся России, отличаются вообще преувеличением, неточностью и неверностью содержащихся в них сведений и указаний; последние заменяются обличительным доходящим до презрения, тоном русских за их заблуждения и действия) errores et perfidia Rutenotum (. Приведенное свидетельство можно отнести к разряду неверных. Но можно допустить и то, что у нас, так же как и у греков, латиняне принимались иногда не чрез миропомазание только, но и чрез крещение; но это были частные случаи и отступления от церковных правил, происходившие от недоразумений, большого усердия к освятительным действиям таинств и т. п. 177 Предубеждение против латинян удерживало русских начетчиков как от сношений с первыми, так и от споров с ними по вопросам церковным. И летописи наши действительно не сохранили известий о том, чтобы религиозные споры с латинянами были в натуре русских книжников. Указаний на бывшие прения с латинянами, жившими в России, слишком мало, так что, если и признать существование спорных рассуждений с латинянами, то в самых редких исключительных случаях, вызванных необходимостью. Так, о спорах с латинянами можно заключить из послания преп. Феодосия к Изяславу Ярославичу. «Ты, чадо», – говорится в послании, – «непрестанно хвали свою веру и подвизайся в ней добрыми делами. Когда ты встретишь, что иноверные состязаются с верными и хотят лестью увлечь нас от правой веры, то помогай своими познаниями правоверным против кривоверных, и ты избавишь овча от уст льва. Если кто скажет тебе: ту и другую веру дал Бог, ты отвечай: разве Бог двоеверен? Не слышишь ли, что сказано: един Бог, едина вера, едино крещение». 178 Чем больше было опасности от латинян, тем сильнее и резче выражались поборники русского православия. «Прочитай, княже мой) послание (», – увещевает митрополит Никифор Владимира Мономаха, – «не однажды, не дважды, но несколько раз, пропитай сам ты и пусть прочитает и сын твой. Нужно, чтобы князья, как призванные представители от Бога для защиты правой веры, хорошо понимали слово Божье, дабы служить подпорой церкви для наставления подданных». 179 Собственно говоря, приведенные места из посланий о латинянах не указывают на самые споры, а только на возможность их) в то время, когда жили Феодосий и Никифор (и способы, как вести их с пользой, когда они случатся. Вообще русские уклонялись от состязаний с латинянами, как это известно, между прочим, из ответов новгородцев на вызов Магнуса для прения о вере) в 1347 г. (. Из последующего времени заслуживает упоминания следующий отрывок спора русских с латинянами, бывшего в Пскове в XV в. во время усиленного стремления последних на Русь. На одном допросе бискуп стал принуждать православных к церковному единению с католиками и принятию опресночного служения. «Не бывать тому, беззаконный бискуп, друг сатаны и поборник бесов, сын погибели и враг истины», – отвечал один псковский священник, – «не бывать тому, чтобы мы отреклись от Христа Бога нашего и от христианской веры… Еще скажем тебе, беззаконный бискуп, и всем вам, безумные латины, молим вас: пощадите свои души Господа ради; ведь и вы, окаянные, тоже Божье создание; отступите от проклятого опресночного служения. О, богомерзкая ваша прелесть! Получили вы подтверждение своей веры от заклятого папы Евгения и от других учителей злочестивой веры, которые бороды свои и усы подстригают… Так и вы, окаянные, поступаете и пойдете в муку вечную с бесами, к отцу своему сатане в подземные места, где нет света и жизни. – Папа наш, – говорили католики, – с вашими архиереями соединили веру на восьмом) Флорентийском (соборе, – и мы и вы христиане и веруем в Сына Божьего». 180 Но говорить древнерусским людям о примирении с католицизмом без уничтожения обрядов последнего, считавшихся на Руси самыми ненавистными его особенностями, – значило примиряться с богомерзким жидовством, бусурманством, – означало дело немыслимое. Если было запрещено житейское сближение, если оно считалось делом нечистым, то церковная сделка с латинянами представляется невероятной и невозможной, несмотря на все усилия к тому латинства, особенно этого времени.)

В XV в.
  026   027   028   029   030   031   032   033   034   035  036   037   038   039   040   041   042   043   044   045   046
В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

отношения древнерусской церкви общества латинскому западу католичеству x-xv |

Источник текста


Постоянная ссылка: Отношения древнерусской церкви и общества к латинскому Западу (католичеству): (X-XV вв.) - читать, скачать - архимандрит Августин (Синайский)
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера