Суздаль|Спасо-Евфимиевский монастырь. Трапезная церковь Успения ...

 001   002   003
В начало текстаВ конец текста
Комментарии (0) Статью добавил (а) : Азарова Ольга, 24 февраля 2012 Успенская трапезная церковь Спасо-Евфимиева монастыря Успенская трапезная церковь Спасо-Евфимиева монастыря, как и большинство древних храмов обители, за свою долгую историю не раз меняла посвящения престолов и даже внешний вид. В житии преп. Евфимия Суздальского говориться, что первый игумен монастыря «поставил» три церкви: собор во имя Спаса Преображения, больничный Никольский храм и трапезную церковь во имя преподобного Иоанна Лествичника [1]. Ни одна из этих построек не сохранилась. По всей вероятности, их уничтожили в 1445 году, когда обитель была полностью разорена войском Казанского ханства, или они сгорели во время пожара 1501 года. Впоследствии их вновь отстроили. Во всяком случае, в 1525 году уже существовала теплая трапезная церковь [2]. Предполагают, что в то время она еще сохраняла первоначальное посвящение [3]. На сегодняшний день мы не располагаем данными о том, как выглядели храмы XIV и начала XVI века.

О времени возведения существующей ныне церкви до сих пор нет единого мнения. В силу некоторых соображений, большая часть исследователей датируют ее концом XVI века [3, 4, 13]. Впервые как Успенская она упоминается в Описи 1628-1630 годов: «…церкви каменые трапеза каменная ж, а в ней престол Успения Пресвятые Богородицы, да в пределе мученик Диомид» [5]. В последней трети XVI столетия среди благотворителей монастыря особенно выделялись князья Деомид и Дементий (Деменша) Ивановичи Черемисиновы. Известно, что мученик Диомид был святым покровителем Д. И. Черемисинова. Вполне справедливой представляется версия о том, что именно на его средства велись работы по возведению нового храма [3]. Перед их началом престол во имя преп. Иоанна Лествичника перенесли в надвратный храм Благовещения Пресвятой Богородицы. Подтверждают это мнение и архитектурные особенности церкви, о которых пойдет речь ниже.

По сравнению с больничным храмом свт. Николая (1669 год) и надвратным Благовещенским ( конец XVI века, 1660-е годы ) , Успенская церковь в достаточной степени сохранила свое своеобразие и дает весьма полное представление об одном из интереснейших направлений развития зодчества той эпохи. Однако некоторые искажения ее архитектуры все же были. В XIX столетии они представлялись весьма значительными знатокам русского искусства: «С левой стороны в связи с настоятельскими кельями теплая Успенская церковь. Построена в XVI веке и имела шатровый верх; при ней была трапезная и внутри братские кухни и кладовая. Благодаря неоднократным переделкам утратила свой первоначальный облик» [6]. Действительно, если посмотреть на фотографии 1940-х годов, то становится ясно, что до реставрации 1967-1981 годов трапезный храм выглядел не совсем так, как мы привыкли. В частности, он имел «три граненых апсиды» и два придела, в одном из которых очень трудно узнать придел мученика Диомида. Более того, многие исследователи в упомянутые годы называли интересующую нас церковь трехшатровой [8]. Очевидно, что они ориентировались на тот ее вид, который сложился в результате поздних «добавлений».

Первые изменения произошли между 1758 и 1764 годами. Примерно в этот период престол мученика Диомида (слева от основного объема) был упразднен [9], а на его место перенесли престол во имя Рождества Иоанна Предтечи из столпа храма «иже под колоколы» начала XVI века. По всей вероятности, в этот период появляется и второй придел – во имя преп. Иоанна Лествичника, вновь «вернувшегося» на свое «историческое место» из Благовещенской церкви и занявшего место справа [1, 9]. Есть некоторая вероятность, что один из этих приделов (скорее всего южный, где был престол мученика Диомида) был шатровым. Косвенный намек на это содержит описание дальнейших преобразований в храмовой архитектуре, произошедших в 1850-е годы: «Предместник же нынешнего настоятеля … вместо каменного шатрового свода сделал несколько легких деревянных фигурных навесов, расписанных в смешанном вкусе. Близость этих навесов к полу, не говоря уже о непрочности их, отнимает у церкви внешнее величие». В 1873 году эти своды вновь переделали скорее из соображений безопасности, нежели эстетики [9].

Во время реставрации в 1970-е годы Успенской церкви вернули ее первоначальный облик – разобрали поздний придел, восстановили декор придела «исторического», восстановили трапезную палату. Согласно имеющимся аналогам, придел получил завершение в виде главки, возвышающейся над рядами кокошников. Утверждение о том, что храм когда-то «завершался тремя шатрами с двумя рядами кокошников каждый» [8 – Варганов А. Д. ] в настоящее время не подтверждено источниками. Вопрос о завершении придела до настоящего времени остается открытым. Некоторые исследователи считают, что он и второй (пока нам неизвестный) придел некогда увенчивали шатры [8 – Варганов А. Д. ]. Однако, среди шатровых храмов второй половины - конца XVI века, имеющих выделенные приделы (церковь Преображения Господня в Острове Ленинского района Московской области - вторая четв.
 001   002   003
В начало текстаВ конец текста

Источник текста

Вам может быть интересно:

евфимиевом честь преображения господня муж мон-ре | ветхий денми | евфимиева суздальского мон-ря | евфимиева суздальского честь преображения господня мон-ря | евфимиева суздальского монастыря |
Постоянная ссылка: Суздаль|Спасо-Евфимиевский монастырь. Трапезная церковь Успения Пресвятой Богородицы
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера