Источник текста

Суздаль|Спасо-Евфимиевский монастырь. Трапезная церковь Успения Пресвятой Богородицы


Комментарии (0) Статью добавил (а) : Азарова Ольга, 24 февраля 2012 Успенская трапезная церковь Спасо-Евфимиева монастыря Успенская трапезная церковь Спасо-Евфимиева монастыря, как и большинство древних храмов обители, за свою долгую историю не раз меняла посвящения престолов и даже внешний вид. В житии преп. Евфимия Суздальского говориться, что первый игумен монастыря «поставил» три церкви: собор во имя Спаса Преображения, больничный Никольский храм и трапезную церковь во имя преподобного Иоанна Лествичника [1]. Ни одна из этих построек не сохранилась. По всей вероятности, их уничтожили в 1445 году, когда обитель была полностью разорена войском Казанского ханства, или они сгорели во время пожара 1501 года. Впоследствии их вновь отстроили. Во всяком случае, в 1525 году уже существовала теплая трапезная церковь [2]. Предполагают, что в то время она еще сохраняла первоначальное посвящение [3]. На сегодняшний день мы не располагаем данными о том, как выглядели храмы XIV и начала XVI века.

О времени возведения существующей ныне церкви до сих пор нет единого мнения. В силу некоторых соображений, большая часть исследователей датируют ее концом XVI века [3, 4, 13]. Впервые как Успенская она упоминается в Описи 1628-1630 годов: «…церкви каменые трапеза каменная ж, а в ней престол Успения Пресвятые Богородицы, да в пределе мученик Диомид» [5]. В последней трети XVI столетия среди благотворителей монастыря особенно выделялись князья Деомид и Дементий (Деменша) Ивановичи Черемисиновы. Известно, что мученик Диомид был святым покровителем Д. И. Черемисинова. Вполне справедливой представляется версия о том, что именно на его средства велись работы по возведению нового храма [3]. Перед их началом престол во имя преп. Иоанна Лествичника перенесли в надвратный храм Благовещения Пресвятой Богородицы. Подтверждают это мнение и архитектурные особенности церкви, о которых пойдет речь ниже.

По сравнению с больничным храмом свт. Николая (1669 год) и надвратным Благовещенским ( конец XVI века, 1660-е годы ) , Успенская церковь в достаточной степени сохранила свое своеобразие и дает весьма полное представление об одном из интереснейших направлений развития зодчества той эпохи. Однако некоторые искажения ее архитектуры все же были. В XIX столетии они представлялись весьма значительными знатокам русского искусства: «С левой стороны в связи с настоятельскими кельями теплая Успенская церковь. Построена в XVI веке и имела шатровый верх; при ней была трапезная и внутри братские кухни и кладовая. Благодаря неоднократным переделкам утратила свой первоначальный облик» [6]. Действительно, если посмотреть на фотографии 1940-х годов, то становится ясно, что до реставрации 1967-1981 годов трапезный храм выглядел не совсем так, как мы привыкли. В частности, он имел «три граненых апсиды» и два придела, в одном из которых очень трудно узнать придел мученика Диомида. Более того, многие исследователи в упомянутые годы называли интересующую нас церковь трехшатровой [8]. Очевидно, что они ориентировались на тот ее вид, который сложился в результате поздних «добавлений».

Первые изменения произошли между 1758 и 1764 годами. Примерно в этот период престол мученика Диомида (слева от основного объема) был упразднен [9], а на его место перенесли престол во имя Рождества Иоанна Предтечи из столпа храма «иже под колоколы» начала XVI века. По всей вероятности, в этот период появляется и второй придел – во имя преп. Иоанна Лествичника, вновь «вернувшегося» на свое «историческое место» из Благовещенской церкви и занявшего место справа [1, 9]. Есть некоторая вероятность, что один из этих приделов (скорее всего южный, где был престол мученика Диомида) был шатровым. Косвенный намек на это содержит описание дальнейших преобразований в храмовой архитектуре, произошедших в 1850-е годы: «Предместник же нынешнего настоятеля … вместо каменного шатрового свода сделал несколько легких деревянных фигурных навесов, расписанных в смешанном вкусе. Близость этих навесов к полу, не говоря уже о непрочности их, отнимает у церкви внешнее величие». В 1873 году эти своды вновь переделали скорее из соображений безопасности, нежели эстетики [9].

Во время реставрации в 1970-е годы Успенской церкви вернули ее первоначальный облик – разобрали поздний придел, восстановили декор придела «исторического», восстановили трапезную палату. Согласно имеющимся аналогам, придел получил завершение в виде главки, возвышающейся над рядами кокошников. Утверждение о том, что храм когда-то «завершался тремя шатрами с двумя рядами кокошников каждый» [8 – Варганов А. Д. ] в настоящее время не подтверждено источниками. Вопрос о завершении придела до настоящего времени остается открытым. Некоторые исследователи считают, что он и второй (пока нам неизвестный) придел некогда увенчивали шатры [8 – Варганов А. Д. ]. Однако, среди шатровых храмов второй половины - конца XVI века, имеющих выделенные приделы (церковь Преображения Господня в Острове Ленинского района Московской области - вторая четв. XVI века; церковь Богоявления Господня в Красном-на-Волге Красносельского района Костромской области - 1592 год) нет примеров шатрового венчания приделов. Немаловажное значение имеет тот факт, что названные церкви - усадебные, а интересующий нас Успенский храм представляет собой монастырскую трапезную церковь, что диктует некоторые особенности его архитектуры. Так, придел во имя мученика Диомида был возведен не из соображений усложнения композиции, а по желанию благотворителя обители - Д. И. Черемисинова и вряд ли имел симметричный объем. Таким образом, вплоть до времени архитектурных переделок храма в XVIII и XIX столетии церковь, скорее всего, не имела второго придела и шатра над приделом св. муч. Диомида.

Несколько слов следует сказать о весьма разнообразном использовании хозяйственных помещений храма. С западной стороны к нему издревле примыкала двухэтажная трапезная палата: «… к той же церкви приделана трапеза большая каменная ж, да келарская, да хлебодарня» [5, 10]. Если говорить более точно, то келарня примыкала к трапезной с северной стороны, а в самом ее помещении в нижнем этаже находились кухни, хлебные и кладовые. Согласно монастырскому преданию, здесь же существовал «каменный мешок» для заключенных [8 – Варганов А. Д. Очерки…. ; 7]. В верхнем одностолпном сводчатом зале проходили общие трапезы [11]. Его перекрытие имело весьма сложную конструкцию – это был сомкнутый свод с распалубками, закрытый снаружи тесовой кровлей. Стены этого здания украшали только скромные резные балясины [8 – Варганов А. Д. Очерки…. ; 11]. Подклет церкви служил кладовой, где хранили овощи и дрова. Северный придел во имя Рождества Иоанна Предтечи в XIX столетии соединялся с небольшой палаткой, где хранилась монастырская ризница и библиотека [9]. Все эти «второстепенные» функции несколько оттеснили на второй план великолепную архитектуру трапезного храма и уникальные особенности его декора.

Первые, самые общие сведения о конструкции и убранстве Успенской церкви содержатся в Описи 1660 года: «В Спасском же Евфимиевом монастыре церковь теплая каменная Успения Пречистые Богородицы. Да в приделе святого мученика Диомида на подклетех шатровая. Крест и главы опаены железом немецким… В церкви Успения Пречистой Богородицы Божия милосердия образов: Деисус 9 пядей, а нем 9 образов; да в Деисусах Владычных праздников 8 образов, да праотцев и пророков на однех цках 8 образов. Все три пояса на золоте. Двери царские и сень и столбцы резь по дереву, ветхи» [10]. От внутреннего великолепия практически ничего не осталось. Уже в 1849 году старинные иконы были убраны в подклет и заменены «итальянскими» [9]. О их дальнейшей судьбе ничего не известно. От былой роскоши остались только фрагменты росписей на стенах церкви и трапезной.

Соединение названных линий развития и местных традиций обусловило своеобразный облик трапезной церкви Спасо-Евфимиева монастыря. Его высокий четверик с закрестиями, к которому с юга примыкает восстановленный придел, с востока почти целиком закрыт граненой апсидой. Ее подклет украшают остроконечные ниши, напоминающие декор монастырской звонницы и церкви-колокольни Рождества Иоанна Предтечи. В нижней части граней хорошо видны «кокошники» с вытянутым верхним краем. На их поле треугольником расположены темные круги извести. Считается, что этой известью замазаны горлышки глиняных горшочков, вставленных в кладку [3, 11]. Правда, остается не совсем понятным, зачем понадобилось зодчему снабжать голосниками подклеты апсиды?

Над четвериком возвышается небольшой восьмерик, переход к которому закрыт рядами полукруглых кокошников. В их ряд хорошо «вписываются» закомары, возвышающиеся по центру каждой из стен четверика. В данном случае, они не чередуются с маленькими кокошничками, как это было сделано в архитектуре церквей в Елизарово, Беседах и на Девичьем поле. На всех них грани восьмерика украшены вытянутыми филенками, что было характерно церквей этого круга [3]. Большое сходство обнаруживается при сравнении шатров. Успенскую церковь венчает небольшой шатер слегка «звездчатой» формы, со стрелами на гранях и ярко выраженной полицей, покрытой тесом. Эти признаки свидетельствуют о сильном влиянии церквей в Елизарово и Беседах, а также собора Покрова на Рву (вспомним, что к этому же направлению относится несколько гипертрофированная конструкция «звездчатого» шатра, сотоящего из тридцати двух граней, венчающего церковь Косьмы и Дамиан в Муроме 1564 года) [12].

Некоторые исследователи считают, что использование такого варианта шатра, «зонтичного» свода (церковь-колокольня во имя Рождества Христова Евфимиева монастыря) , мотивов плетенки и пересекающихся кокошников в декоре, а также некоторых других элементов, свидетельствует о воздействии готического зодчества и об активном участии итальянских мастеров в строительстве тех церковных ансамблей начала-середины XVI века, которые находились под покровительством царской семьи, в частности, Покровского и Спасо-Евфимиева монастыре в Суздале и церкви Косьмы и Дамиана в Муроме [13, 15]. Влияние западноевропейских традиций отмечалось в русском искусстве и в более раннее время. В частности, предполагается существование некого «готического» образца, использованного для создания знаменитого кадила 1469 года из Николо-Песношского монастыря (ныне хранится в Оружейной палате) . Примечательно, что кадило венчает «звездчатый» шатер. Нельзя исключить и более опосредованного воздействия этих традиций, воспринятых уже через московскую школу зодчества.

Реставрационные работы по восстановлению первоначального облика и укреплению конструкции трапезного храма возобновились в 2001 году и продолжались по 2008 год. Сейчас он является частью комплекса музея-заповедника, богослужения в нем не ведутся. Библиография: [1] Касаткин В. В. Монастыри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии, построенные до начала XIX столетия. Владимир, 1906. Ч. 1. С. : 34 [2] Воронин Н. Н. Боголюбово, Владимир, Суздаль, Юрьев-Польской. Книга-спутник по древним городам Владимирской земли. М., 1967. С. : 229, 230 [3] Баталов А. Л. Московское каменное зодчество конца XVI века. М., 1996. С. : 76, 77, 167, 169, 205, 224, 237 [4] Ильин М. А. Русское шатровое зодчество. Памятники середины XVI века. М., 1980. С. : 29 [5] Город Суздаль в 7136-7138 ( 1628-1630 ) годы: Список с Писцовой книги города Суздаля. Владимир, 1905. С. : 66 [7] Город Суздаль и его достопамятности. М., 1912. С. : 21 [8] Воронин Н. Н. Древнерусские города. М., 1945. С. : 70; Варганов А. Д. Суздаль. М., 1944. С. : 26; Он же. Суздаль: Очерки по истории и архитектуре. Ярославль, 1971. С. : 172; Вагнер Г. К. Суздаль. М., 1969. С. : 16-18 [9] Сахаров Л. И. Историческое описание Суздальского первоклассного Спасо-Евфимиева монастыря. Владимир, 1870. С. : 42. Он же. Историческое описание Суздальского первоклассного Спасо-Евфимиева монастыря. Владимир, 1905. С. : 58 [10] Тихонравов К. Н. Описная книга Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря за 1660 год. Владимир, 1878. С. : 39 [11] Спасо-Евфимиев монастырь Православные монастыри: Путешествия по святым местам. 2009. № 30. С. : 16 [12] Воронин Н. Н. Переславль-Залесский. М., 1948. С. : 24, 25 [13] Маштафаров А. В., Баталов А. Л. Евфимиев Суздальский в честь Преображения Господня мужской монастырь С. : 361-374 Православная энциклопедия. М., 2008. Т. 17. С. : 365-366 [14] Иоасаф, иером. Церковно-историческое описание суздальских достопамятностей. Чугуев, 1857. С. : 58-59 [15] Баталов А. Л. Церковь Преображения Господня в селе Остров: вопросы датировки и происхождения мастеров. С. : 353 Древнерусское искусство: Художественная жизнь Пскова и искусство Поздневизантийской эпохи. М., 2008. С. : 353-382 Комментарии и обсуждение

Добавить статью или комментарий Текст статьи Уведомить меня по итогам проверки статьи Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.

Источник текста


Ссылки на другие источники в источнике:

Переяслав-Хмельницкий|Музей народной архитектуры и быта. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы из с. ... | Гороховец|Церковь Иоанна Предтечи | Львов|Музей народной архитектуры и быта. Церковь Николая Чудотворца из села Соколив Бучацкого ... | Арборе|Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи | Измаил|Церковь Воздвижения Креста Господня | Кадый|Церковь Боголюбской иконы Божией Матери | Ужгород|Закарпатский музей народной архитектуры и быта | Суздаль|Спасо-Евфимиевский монастырь. Киворий | Тимишоара|Музей Банатского Села | Аугсбург|Церковь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" | Старая Ладога (Ленинградская область), церкви и монастыри, карта. | Кишинёв|Музей села | Переяслав-Хмельницкий|Музей народной архитектуры и быта | Яренск|Часовня Георгия Победоносца | Сибиу|Музей традиционной народной цивилизации "Астра" | Зарайск|Кремль. Часовня Николая Чудотворца | Винница (Украина, Винницкая область), церкви и монастыри, карта. | Чусовой|Неизвестная часовня из д. Мохнутино Чусовского района в Этнографическом парке реки Чусовой | Вентспилс|Церковь Всех Святых | Афины (Αθήνα)|Церковь Георгия Победоносца | Сибиу|Музей традиционной народной цивилизации "Астра". Церковь Михаила и Гавриила Архангелов из ... | Яренск|Музейный комплекс собора Спаса Преображения, часовен Георгия Победоносца и Космы и Дамиана | Нижний Новгород|Музей-заповедник "Щёлоковский хутор" | Севастополь|Национальный заповедник "Херсонес Таврический" | Нижняя Синячиха|Музей этнографии | Кижи, остров (Республика Карелия), церкви и монастыри, карта. | Чусовой|Церковь Георгия Победоносца из с. Саламатово Чусовского района в Этнографическом парке реки ... | Малые Корелы (Архангельская область), церкви и монастыри, карта. | Нижняя Синячиха|Музей этнографии. Часовня Александра Невского из с. Останино | Кижи, остров|Музей-заповедник "Кижи". Колокольня Кижского погоста | Переяслав-Хмельницкий|Музей народной архитектуры и быта. Церковь Параскевы Пятницы из с. Вьюнище ... | Суздаль|Спасо-Евфимиевский монастырь. Больничная церковь Николая Чудотворца | Кончанское-Суворовское|Церковь Александра Невского | Суздаль|Музей деревянного зодчества. Церковь Спаса Преображения из с. Козлятьево | Малые Корелы|Музей деревянного зодчества. Колокольня церкви Николая Чудотворца из с.Кулига ... | Мышкин|Народный этнографический музей. Неизвестная привратная часовня из села Рудина Слободка | Зарайск|Часовня Троицы Живоначальной | Чусовой|Этнографический парк реки Чусовой | Сибиу|Музей традиционной народной цивилизации "Астра". Церковь Сошествия Святого Духа из деревни ... | Вологда|Церковь Рождества Христова | Несебр|Церковь Михаила и Гавриила Архангелов | Саранск|Церковь Трех Святителей | Кострома|Музей деревянного зодчества. Неизвестная часовня из д. Притыкино | Великий Устюг|Михаило-Архангельский монастырь. Церковь Владимирской иконы Божией Матери | Нижняя Синячиха|Музей этнографии. Часовня Вознесения Господня из д. Карпова | Мышкин|Народный этнографический музей. Часовня Покрова Пресвятой Богородицы из села Коверзино | Яренск|Часовня Космы и Дамиана | Тальцы|Иркутский архитектурно-этнографический музей "Тальцы" | Хохловка|Архитектурно-этнографический музей. Колокольня церкви Троицы Живоначальной из с. Сыра ... | Советск|Церковь Спаса Преображения | Кошице|Церковь Николая Чудотворца | Мышкин|Келия-часовня старицы Ксении Красавиной (из д. Ларионовская близ Мышкина) в музее-усадьбе ... | Белозерск|Церковь Петра и Павла | Львов|Музей народной архитектуры и быта. Церковь Михаила Архангела | Нижний Новгород|Музей-заповедник "Щёлоковский хутор". Церковь Покрова Пресвятой Богородицы из с. ... | Вологда|Надвратная церковь Воздвижения Креста Господня | Кидекша|Борисоглебский монастырь. Колокольня | Великий Устюг|Михаило-Архангельский монастырь. Часовня Прокопия Устюжского | Тальцы|Часовня Спаса Нерукотворного Образа Спасской башни Илимского острога | Озерцо|Церковь Троицы Живоначальной | Рогатин|Церковь Сошествия Святого Духа | Рыбинск|Часовня Тихвинской иконы Божией Матери подворья Мологского Афанасьевского монастыря | Антакья|Церковь Петра | Нижняя Синячиха|Музей этнографии. Часовня Спаса Преображения из с. Юрты | Малые Корелы|Музей деревянного зодчества. Часовня Троицы Живоначальной из д. Вальтево Пинежского ... | Козелец|Церковь Вознесения Господня | Озерцо|Церковь Спаса Преображения | Кострома|Музей деревянного зодчества. Церковь Собора Пресвятой Богородицы из с. Холм | Санкт-Петербург|Церковь Двенадцати Апостолов при Главном управлении почт и телеграфов | Пирогово|Церковь Михаила Архангела из с. Дорогинки Киевской обл. | Коканд|Домовая церковь Константина и Елены при бывшем Управлении Кокандского воинского начальника | Казань|Церковь Обретения главы Иоанна Предтечи в колокольне Богоявленского собора | Бородинское Поле|Часовня Спаса Нерукотворного Образа | Хохловка|Архитектурно-этнографический музей | Кострома|Музей деревянного зодчества. Церковь Спаса Всемилостивого из с. Фоминское | Василёво|Музей деревянного зодчества. Церковь иконы Божией Матери "Знамение" | Севастополь|Национальный заповедник "Херсонес Таврический". Неизвестная церковь | Юрьев|Музей деревянного зодчества Витославлицы. Церковь Николая Чудотворца из деревни Мякишево ... | Подольск|Церковь Вознесения Господня | Пирогово|Музей народной архитектуры и быта Украины | Углич|Кремль | Суздаль|Спасо-Евфимиевский монастырь. Надвратная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы | Санкт-Петербург|Церковь Александра Невского | Кижи, остров|Музей-заповедник "Кижи". Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Кижском погосте | Василёво|Музей деревянного зодчества | Ложок|Церковь Спаса Нерукотворного Образа из Зашиверского острога в Историко-архитектурном музее СО ... | Москва|Музей деревянного зодчества | Кинешма|Домовая церковь Феодоровской иконы Божией Матери при доме призрения бедных | Углич|Собор Богоявления Господня | Суздаль|Храмовый комплекс. Церкви Лазаря Четверодневного и Антипы Пергамского | Болгар|Комплекс быв. Успенского монастыря на городище Булгар | Богослов|Церковь Иоанна Богослова на Ишне | Дивногорье|Церковь Сицилийской иконы Божией Матери | Москва|Церковь Георгия Победоносца | Суздаль|Домовая церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в епископских (архиерейских) палатах | Юрьев|Музей деревянного зодчества Витославлицы. Церковь Успения Богородицы из деревни Никулино ... | Мурзинка|Церковь Сретения Господня | Углич|Церковь Димитрия царевича "на крови" | Семенково|Музей деревянного зодчества "Семенково" | Кижи, остров|Музей-заповедник "Кижи". Церковь Спаса Преображения на Кижском погосте | Новочеркасск|Домовая церковь Симеона Персидского при Атаманском дворце | Данков|Церковь Димитрия Солунского | Харбин|Собор Софии Премудрости Божией | Вологда|Церковь Илии Пророка | Суздаль|Спасо-Евфимиевский монастырь. Часовня-усыпальница Д. М. Пожарского | Великий Устюг|Михаило-Архангельский монастырь. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы | Слободской|Церковь Михаила Архангела | Кижи, остров|Музей-заповедник "Кижи". Церковь Воскрешения Лазаря из Муромского монастыря | Великий Устюг|Михаило-Архангельский монастырь. Церковь Всех Святых | Юрьев|Музей деревянного зодчества Витославлицы. Часовня Кирика и Иулиты из деревни Кашира ... | Санкт-Петербург|Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы при Мраморном дворце | Санкт-Петербург|Церковь Рождества Иоанна Предтечи при 1-м Кадетском корпусе | Сатка|Церковь Троицы Живоначальной | Кидекша|Борисоглебский монастырь. Церковь Бориса и Глеба | Тверь|Церковь Екатерины при Императорском путевом дворце | Великий Устюг|Михаило-Архангельский монастырь. Церковь Преполовения Пятидесятницы | Сольвычегодск|Собор Благовещения Пресвятой Богородицы | Дрогобыч|Церковь Георгия Победоносца | Вологда|Архиерейский двор | Владимир|Церковь Ризоположения (Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне) в Золотых ... | Суздаль|Церковь Лазаря Четверодневного | Суздаль|Спасо-Евфимиевский монастырь. Трапезная церковь Успения Пресвятой Богородицы | Великий Устюг|Церковь Леонтия Ростовского | Малые Корелы|Музей деревянного зодчества. Церковь Вознесения Господня из села Кушерека Онежского ... | Великий Устюг|Михаило-Архангельский монастырь. Собор Михаила Архангела | Суздаль|Спасо-Евфимиевский монастырь. Церковь Рождества Иоанна Предтечи в колокольне | Великий Устюг|Иоанно-Предтеченский монастырь | Великий Устюг|Церковь Жен-Мироносиц | Суздаль|Спасо-Евфимиевский монастырь |
Видное|Церковь Успения Пресвятой Богородицы
... (0) Статью добавил (а) : Владимир Козлов, 30 мая 2006 Повернув с Каширского шоссе у поста дорожной службы в г. Видное и пройдя или проехав по Белокаменному шоссе немногим более километра, перед взором каждого проходящего или проезжающего предстает величественное здание храма, выстроенного из белого камня. Это церковь Успения Пресвятой Богородицы, которой в 2005 г. исполнится 300 лет. Как и большинство храмов в России, более 200 лет в нем звучало слово Божие, но в жестокие 30-е гг. XX в. он был закрыт и вновь возродился в 1992 г. Из писцовых книг 1627-1628 гг. известно, что " при селе Таболово исстари существовала церковь, которая в начале XVII века была упразднена. Однако продолжало существовать церковное место с церковной пашней. В селе Таболово Московского уезда Ратуева стана в то время находились 10 дворов крестьян и бобылей три двора " . В течение XVII века сельцо сменило нескольких владельцев. Им поочередно владели воевода боярин Василий Морозов, князь, двоюродный брат царя Михаила Романова, Иван Борисович Черкасский, " мамка " , как говорили в те времена, то есть воспитательница царя Федора Алексеевича боярыня Анна Хитрово. Владел этим селом и один из ... Посмотреть другие результаты по теме ...

Постоянная ссылка: Суздаль|Спасо-Евфимиевский монастырь. Трапезная церковь Успения Пресвятой Богородицы
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"