Лермонтов русской философии, или новая жизнь дискуссии о «розовом ...

 001   002   003   004   005   006
В начало текстаВ конец текста
Можно ли критиковать христианские взгляды Достоевского? Как соотносятся светская литература и православие? Откуда берется «розовое христианство»? Существует ли русское богословие культуры? 14 июня в Санкт-Петербурге в Институте русской литературы (Пушкинский Дом) РАН прошла научная конференция “Филологическая «христианизация» русской классики как проблема науки о литературе (К 130-летию брошюры К. Н. Леонтьева «Наши новые христиане») ”.

Предлагаем вниманию читателей ПРАВМИРа доклады, прозвучавшие на конференции. Автор первого – протоиерей Георгий Ореханов, клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, кандидат исторических наук.

Протоиерей Георгий Ореханов В 1882 г. К. Н. Леонтьев опубликовал небольшую по объему брошюру «Наши новые христиане. Ф. М. Достоевский и гр. Лев Толстой», по мнению В. Розанова, свою «одну из самых блестящих и мрачных брошюр» [1], которая является важным шагом на пути осмысления процесса секуляризации русской культуры, «серьезным эпизодом в истории русской мысли», более того, «великим спором» и даже «догматическим прением» [2]. В. Розанов совершенно справедливо отмечает: «Тут, в эти годы и в тех брошюрах, в сущности, начался глубокий религиозный водоворот христианства. Стержнем его был вопрос: что есть сердцевина в христианстве: нравственность, братолюбие или некая мистика, при коей “братолюбие” и не особенно важно? » [3]. В брошюру вошли две статьи К. Н. Леонтьева: статья «О всемирной любви. Речь Ф. М. Достоевского на пушкинском празднике», опубликованная в газете «Варшавский дневник» (1880 г. № 162 от 29 июля, 169 от 7 августа, 173 от 12 августа) и статья «Страх Божий и любовь к человечеству. По поводу рассказа гр. Л. Н. Толстого «Чем люди живы»? », изданная в журнале «Гражданин» ( 1882 г., № 54-55 ) .

В рамках данного доклада меня в первую очередь будет интересовать критика тех идей, которые были высказаны Ф. М. Достоевским в знаменитой речи памяти А. С. Пушкина и в художественных произведениях.

Напомню, что и в самой речи, и в напечатанном в августовском номере «Дневника писателя» за 1880 г. «Объяснительном слове» Ф. М. Достоевский настаивал на следующих трех тезисах: а (русский народ обладает особым качеством, которое отличает его от других народов – русская душа и русский гений «может быть, наиболее способны, из всех народов, вместить в себе идею всечеловеческого единения, братской любви, трезвого взгляда, прощающего враждебное, различающего и извиняющего несходное, снимающего противоречия») ДПСС. 26, 131 ([4]; стать настоящим русским – значит, «в конце концов, это подчеркните», стать «братом всех людей, всечеловеком »; б) для настоящего русского Европа и «удел всего великого арийского племени» не менее дороги, чем сама Россия ( ДПСС. 26, 147 ) ; русский народ, составляющий 80 млн. человек – пример «духовного единения», которого нет и не может быть в Европе, гражданское основание которой «подкопано и, может быть, завтра же рухнет бесследно на веки веков» ( ДПСС. 26, 132 ) ; в этой ситуации именно русский народ, по мнению Ф. М. Достоевского, призван «внести примирение в европейские противоречия уже окончательно, указать исход европейской тоске в своей русской душе, всечеловечной и всесоединяющей» ( ДПСС. 26, 148 ) и, в конце концов, может быть, как указывает сам Ф. М. Достоевский, в («изречь окончательное слово великой, общей гармонии, братского окончательного согласия всех племен по Христову евангельскому закону») ДПСС. 26, 148 (.)

Именно против этих трех тезисов и была направлена критика К. Н. Леонтьева, если иметь в виду именно Ф. М. Достоевского. Сейчас, по прошествии 120 лет, мы можем говорить о том, что реакция К. Н. Леонтьева на творчество двух великих русских писателей была своеобразной, очень глубокой и важной прелюдией к рождению русского богословия культуры.

Можно сказать по-другому: эта дискуссия, предваряя религиозно – философские собрания начала ХХ века, поставила во всей остроте вопрос о том, как сделать христианство влиятельным в жизни, вопрос об отношении Церкви к миру, о путях христианского творчества и культуры. Более точно, вопрос может быть поставлен следующим образом: как Православие, стоящее на почве Писания и святоотеческой традиции, может в новых исторических условиях воспринять творческие потенции культуры?

Более конкретно, в фокусе данного доклада лежат следующие вопросы: 1. Что понимал К. Н. Леонтьев под «розовым христианством»?

2. Насколько критика К. Н. Леонтьевым Ф. М. Достоевского была адекватна, с точки зрения православного вероучения?

Представляется, что анализ указанного сочинения К. Н. Леонтьева возможен только в контексте его биографии. Многие впечатления, вынесенные из детства, были значимы для него всю жизнь.
 001   002   003   004   005   006
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

мануил федор георгий иоанн михаил лампрос | грамота патриарха константинопольского иеремии 1581 мон-рь симонопетра | призвание царство михаила феодоровича романова худож угрюмов 1800 грм | прп евфросиния вел кнг евдокия димитриевна фрагмент гравюры федорова рисунку смирнова 1853 глм | часовня иконы божией матери тихвинская михайловской слободе |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: Лермонтов русской философии, или новая жизнь дискуссии о «розовом христианстве» (+ ВИДЕО) | Православие и мир
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера