Дни богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви, Часть 3 ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012
В начало текстаВ конец текста
► Часть III. Дни постные Причина помещения дней постных после праздников непреходящих и отличие этих дней от праздников Говоря о днях богослужения в порядке более историческом, переходим от непреходящих праздников к постам, потому что учреждение их зависело от установления праздников, перед которыми они положены. Так, пост перед праздником Рождества Христова установлен ради этого праздника, Богородичный – ради праздника Успения Пресвятой Богородицы, Апостольский ради дня св. апостолов; посты в день Воздвижения Животворящего Креста и в день Усекновения главы Иоанна Предтечи – ради событий, воспоминаемых

(. Но по чувству, которое посты первоначально поселяют в сердце нашем, они отличаются от праздников. В праздники Церковь призывает нас к благодарению Бога и святых за благодеяния, в посты к примирению с Богом и участию в жизни, страданиях и смерти Спасителя и святых; в праздники воспоминанием благодеяний Церковь прямо располагает нас к духовной радости и надежде, в посты – к сокрушению и слезам, от которых радость и веселье происходят впоследствии; в праздники, сообразно духовному веселью, Церковь благословляет трапезу обильнейшую, в посты – предписывает более скудную. «Пост есть дело Божие, – говорит блаженный Симеон фессалоникийский,)

Всенародный пост был тот, который соблюдаем был всем народом Божиим по установлению закона ежегодно в определенные Богом и Церковью дни ( Зах. 8, 19 ) , в которые и до сих пор иудеи постятся, 238 например, в праздник очищения, или умилостивления, – в десятый день седьмого месяца Тисри, соответствующего сентябрю, – в такое время года, в которое поспевшие плоды земли, по-видимому, призывали народ не к посту, а к наслаждению. Сам Бог назвал день этого поста нарочитым, святым, и заповедал хранить его законно вечно, в роды родов ( Исх. 30, 10; Чис. 29, 7 ) . И будет это вам законное вечное, – говорил Иегова об очищении, – в месяц седъмый, в десятый день месяца покорите души ваша: в той бо день помолится о вас, еже очистити вас от всех грехов ваших пред Господем ( Лев. 21, 29–30 ) . Этот пост продолжался сутки; с вечера девятого дня до вечера десятого весь народ обязан был воздерживаться от всякой пищи.

Кроме того, всенародный пост был у евреев в 10 день десятого месяца, (декабря) в память обложения Иерусалима при Седекии Навуходоносором ( Иер. 39, 1; 52, 4; 4Цар. 25, 1 ) ; в 9 день четвертого месяца Фаммуза (июня) в память завоевания Иерусалима и прекращения священных жертв ( Иер. 39, 2; 52, 6–7 ) ; в 10 день пятого месяца Ава (июля) по причине сожжения храма и окончательного разрушения Иерусалима Навузарданом (Иер. 50 и 51) ; в 3 день седьмого месяца ради убиения Гедалии, или Годолии ( 4Цар. 25, 25; Иер 41 ) ; и в 13 день 12 месяца в память поста Есфири (9, 30) и проч.

Образец и значение поста Высокий образец поста явлен нам Иисусом Христом и апостолами; они постились сами и своим примером показали значение поста, который, по указанию их, в собственном смысле есть воздержание от пищи, согласно внушениям слова Божия и Церкви. Впрочем, пост не есть обыкновенное воздержание, предписываемое правилами благоразумия. Он есть воздержание высшее и священное: где пост, там и воздержание, но не всегда там пост, где воздержание. Воздержание обыкновенное служит к сохранению телесного здоровья и приличия, а пост к благочестию и спасению. Воздержание естественное потребно всегда, пост бывает временно. Первое есть правило благоразумия, последнее есть заповедь Божия и св. Церкви. Свойство обыкновенного воздержания – всегдашняя во всяком роде пищи умеренность, принадлежность поста – количество, качество и время в принятии пищи, дозволенной Церковью. Пост, как говорится в Церковном Уставе, определяется мерой, правилом и временем и по строгости своей бывает различен. Он состоит или в совершенном голодании, напр., в продолжение трех ( Деян. 9, 9 ) или более дней ( Мф. 4, 2 ) : в чем полагается строжайший пост, или в сухоядении, состоящем в кушанье только хлеба, воды, сухих овощей и тому подобного; или в ядении сварения, с елеем и без елея, по обстоятельствам; или, наконец, в ядении рыбы. 241 Итак, пост в Церкви Православной имеет четыре главных степени, и употребление рыбы составляет последнюю и легчайшую степень пощения.

По указанию Иисуса Христа и св. апостолов, пост телесный непременно требует и духовного, который должен быть всегда, но особенно при воздержании телесном. Господь и апостолы всегда соединяли свой пост с духовным – с удалением от мира и с молитвой, и учили соединять пост телесный с духовным ( Мф. 17, 21; 1Кор. 11, 27 ) . Таким образом, и св.
 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012
В начало текстаВ конец текста

Источник текста

Вам может быть интересно:

апостольский пост | сергием фоминым | апостольский символ веры | есфири книга | козельщанский рождество-богородичный женский монастырь |
Постоянная ссылка: Дни богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви, Часть 3 - читать, скачать - протоиерей Григорий Дебольский
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера