История канонизации святых в Русской Церкви, Часть 1 - читать, ...

  006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016  017   018   019   020   021   022   023   024   025   026
В начало текстаВ конец текста
При этом архиепископ предписывал жителям Борович и окрестных мест и Боровичским священникам: «и как игумен Константин у вас уставит время при (е) несению мощей его (Иакова) , и вы бы к тому дни раку и покров и гробницу и свещу ко гробу его изготовили и на принесение бы еста честных мощей его вы дети боярские и старосты и рядовичи и все православные крестьяне шли и ж женами и з детми своими и (всяк) возраст благочестивого народа, и раце бы естя святыя мощи предали честно и благоговейно, со свещами и милостынями, елико ваша сила; да в который день пренесенье святых мощей совершится (оно совершено было 23-го Октября 1544-го года) , и вы бы игумены и священници тех мест впрок в тот день потом преподобному Иакову уставили память чинити на всяк год на принесенье честных мощей его, пев панихиду и обедню служите соборне в род и род до века».

Митр. Макарий не дозволил установить празднования преп. Иакову, не смотря на значительное количество совершившихся при его гробе чудес, как должно думать, потому, что не былого нем совершенно никаких сведении. Архиепископ Феодосий, с своей стороны, не установляя празднования, предписывает воздавать преподобному «почитание», о котором по сему случаю сообщаются нам очень важные сведения.

Мы сказали выше, что кроме святых, о канонизации которых известно нам положительным образом или же канонизация которых со всею вероятностью должна быть принимаема, есть еще довольно большое количество усопших, имена которых внесены в месяцесловы некоторых богослужебных книг и относительно которых нужно думать одно из двух, именно – или что они также на самом деле были канонизованы или что имена их, как почитаемых усопших, произвольно внесены в месяцесловы писцами богослужебных книг. Из поименованных выше усопших, называемых святыми, мы лишь о четверых можем сказать, что имена их произвольно внесены в месяцесловы писцами книг, ибо мы положительно знаем о позднейшем первом установлении празднований им или их первых канонизациях. Эти усопшие суть: митрополиты Киприан и Фотий, которым установлено местное празднование в Московском Успенском соборе только в позднейшее Синодальное время; Максим, юродивый Московский, которому установлено местное празднование «на Москве» собором 1547-го года (а предполагать, чтобы это было подтверждением прежде установленного празднования, нет никакого основания, ибо и прежнее празднование могло быть установлено только митрополитом и подтверждать митрополиту митрополита не было бы никакого побуждения и резона) ; Евфросиния, княжна Суздальская, которой установлено было местное празднование митр. Антонием (1572–1581) . Что касается до прочих перечисленных усопших, называемых святыми, то большая часть из них канонизованы соборами 1547-го и 1549-го годов, и о тех из них, которые канонизованы к общему празднованию, есть положительное и полное основание предполагать, что они канонизованы в общие или общецерковные святые из местных святых, а о тех из них, которые канонизованы к местному празднованию, может быть предполагаемо (на основании положительно известных нам примеров) , что после первоначальной канонизации, совершенной местными епископами, оби подтвердительно канонизованы митрополитом с соборами епископов всей Русской церкви. Время канонизации некоторых усопших остается нам неизвестным (Феодора, архиепископа Ростовского, Николая Кочанова и Исидора Тверди слова) : но может быть предполагаемо с одинаковою вероятностью как то, что они канонизованы после митр. Макария, так и то, что они канонизованы прежде Макария. К усопшим, имена которых как святых читаются в домакарьевских месяцесловах, но о которых неизвестно, чтобы они были канонизованы в домакариевское время, и которые не были канонизованы и на макариевских соборах, мы возвратимся после.

Из числа святых, канонизацию которых мы прямо относим к продолжению времени от начала христианства в России до Макариевских соборов 1547–1549 годов, только пяти или семи святым было установлено формальным образом и с самого начала или спустя непродолжительное время после установления местного празднования общецерковное или повсеместное на пространстве всей Русской церкви празднование; всем же остальным святым было установлено празднование местное в теснейшем или обширнейшем смысле этого слова. 155 Пять святых, которым несомненно установлено было с первого раза или скоро в след за установлением местного празднования общецерковное празднование, суть: Борис и Глеб, Феодосий Печерский и митрополиты Петр и Алексий. Два святые, формальное древнее установление которым общецерковного празднования может быть предполагаемо, суть: Сергий Радонежский и Кирилл Белозерский. Но ко времени митр. Макария стали из местных святых общерусскими святыми, кроме семи сейчас названных, еще пятнадцать святых. В одной из редакций жития митрополита Ионы, составленных при митрополите Макарии, читается рассказ о соборах 1547-го и 1549-го годов и в рассказе этом перечисляются святые, которым до митрополита Макария было праздновано во всей Русской церкви. Святые эти, кроме указанных (семи) суть следующие пятнадцать: 1 ( вел. княгиня Ольга, 2 ) вел. князь Владимир, 3 и 4 (князь Михаил Черниговский и боярин его Феодор, 5–7) князь Ярославский Феодор с сыновьями Давидом и Константином, 8–10 (епископы Ростовские Леонтий, Исаия и Игнатий, 11) Антоний Печерский, 12 (Никита Переяславский, 13) Варлаам Новгородский, 14 (Димитрий Прилуцкий и 15) Аврамий Ростовский 156. Относительно этих 15-ти святых составляет для нас вопрос: когда и как была усвоена им общецерковность или повсеместность. Что святых, канонизованных к местному празднованию, не запрещалось почитать и кому бы то ни было, – что некоторые из святых, канонизованных к местному празднованию, с течением времени постепенно приобретали общепочитаемость и достигли большей или меньшей степени таковой общепочитаемости, об этом мы говорили выше.
  006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016  017   018   019   020   021   022   023   024   025   026
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

праздничное богослужение день памяти преподобного феодосия печерского состоялось киево-печерской лавре | пятницу светлой седмицы святейший патриарх кирилл совершил богослужение московском храме преподобных зосимы савватия соловецких гольянове | перенесение мощей преподобного феодосия печерского богослужение александро-невском соборе | блаженнейший митрополит онуфрий возглавил праздничное богослужение день памяти прп феодосия печерского +видео | гробница сщмч григория патриарха к-польского большой митрополии афинах |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: История канонизации святых в Русской Церкви, Часть 1 - читать, скачать - профессор Евгений Евсигнеевич Голубинский
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера