Источник текста

12 июля Православная Церковь отмечает праздник в честь святых Первоверховных апостолов Петра и Павла / Статьи / Патриархия.ru


Святой Петр, ревностнейший последователь Иисуса Христа, за свое высокое исповедание Его Божества: «Ты — Христос, Сын Бога Живаго», — удостоился от Спасителя услышать в ответ: «блажен ты, Симон... Я говорю тебе: ты — Петр (Petrus) , и на сем камне (petra) Я создам Церковь Мою» ( Мф. 16, 16 18 ) . На «сем камне» (petra) , на том, что ты сказал: «Ты — Христос, Сын Бога Живаго», на этом исповедании твоем создам Церковь Мою. Ибо «ты — Петр»: от «камня» (petra) Петр (Petrus) , а не от Петра (Petrus) «камень» (petra) , точно так же, как от Христа христианин, а не от христианина Христос.

Хотите знать, от какого «камня» (petra) апостол Петр (Petrus) так назван? — Послушайте апостола Павла: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, — говорит апостол Христов, — что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море; и все ели одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос» ( 1 Кор. 10, 1 – 4 ) . Вот от какого «Камени» Петр!

Господь наш Иисус Христос, в последние дни земной жизни Своей, в дни Своего служения роду человеческому, избрал из среды учеников Своих двенадцать Апостолов для проповеди Слова Божия. Между ними апостол Петр за свою пламенную ревность удостоился занимать первое место ( Мф. 10, 2 ) и быть как бы представительным лицом всей Церкви. Поэтому и сказано ему, по преимуществу, после исповедания: «и дам тебе ключи Царствия Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (16, 19) . Ибо эти «ключи» и право «вязать и решить» получил не один человек, но Единая Вселенская Церковь.

А что действительно Церковь получила это право, а не одно исключительно лицо, то обратите внимание на другое место Писания, где Господь то же самое говорит и ко всем Апостолам Своим: «Приимите Духа Святаго», — и вслед за тем: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите грехи, на том останутся» ( Ин. 20, 22 – 23 ) ; или: «что вы свяжете на земле, то будет связано не небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» ( Мф. 18, 18 ) .

Так, Церковь связывает, Церковь разрешает; Церковь, основанная на краеугольном Камне — Самом Иисусе Христе ( Еф. 2, 20 ) , связывает и разрешает. Да убоятся же и связанные, и разрешенные: разрешенные, чтобы не подпасть опять тому же; связанные, чтобы не, остаться навсегда в том же состоянии. Ибо «в узах греха своего, — говорит Премудрый, — он содержится», ( Притч. 5, 22 ) ; а кроме Святой Церкви нигде нельзя получить разрешения.

И по Воскресении Своем Господь препоручает апостолу Петру пасти стадо Свое духовное не потому, что между учениками одному только Петру предоставлено было пасти стадо Христово, но обращается Христос главным образом к Петру потому, что Петр был первым между Апостолами и как бы представителем Церкви; притом, обращаясь в этом случае к одному Петру, как к верховному Апостолу, Христос тем самым одобряет единство Церкви. «Симон Ионин, — говорил Господь Петру, — любишь ли ты Меня? » И Апостол отвечал: «Так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя»; и во второй раз был так же спрошен, и во второй раз то же отвечал; будучи же спрошен в третий раз, видя, что ему как бы не верят, опечалился. Но как мог не верить ему Тот, Кто знал его сердце? И потому, после этого Петр отвечал: «Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя». «Иисус говорит ему» во все три раза: «Паси овец Моих» ( Ин. 21, 15 – 17 ) .

Кроме этого, троекратное воззвание Спасителя к Петру и троекратное исповедание Петрово пред своим Господом имело еще особенную, благодетельную для Апостола, цель. Тот, кому даны были «ключи Царствия» и право «вязать и решить», сам троекратно связал себя страхом и малодушием ( Мф. 26, 69 – 75 ) , и Господь троекратно же разрешает его Своим воззванием и его же исповеданием крепкой любви. А пасти словесное стадо Христово усвоено всем Апостолам и преемникам их. «Внимайте себе и всему стаду, — взывает апостол Павел к пресвитерам церковным, — в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею » ( Деян. 20, 28 ) ; и апостол Петр к старцам: «Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду; и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы» ( 1 Пет. 5, 2 – 4 ) .

Замечательно, что Христос, говоря Петру: «паси овец Моих», — не сказал: «паси овец своих», — но паси, благий рабе, овцы Господни. «Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павлово вы крестились? » ( 1 Кор. 1, 13 ) ? «Паси овец Моих». Ибо «волки хищные, лютые волки, лжеучители и наемники, не щадящие стада» (Мф. 7, 15; Деян. 20, 29; 2 Пет. 2, 1; Ин. 10, 12) , расхищая чужое стадо и делая из добычи как бы собственное стяжание, думают, что они пасут свое стадо. Не таковы пастыри добрые, пастыри Господни. «Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» ( Ин. 10, 11 ) , врученных ему Самим Пастыреначальником ( 1 Пет. 5, 4 ) . И апостол Петр, верный своему призванию, положил душу свою за словесное стадо Христово, запечатлев апостольство свое мученической смертью, ныне по всему миру прославляемой.

И апостол Павел, будучи прежде Савлом, сделался из хищного волка кротким агнцем; прежде был врагом Церкви, потом является Апостолом; прежде преследователем ее, потом проповедником. Получив от первосвященников власть представлять всех вообще христиан во узах на казнь, он был уже на пути, «дыша угрозами и убийством на учеников Господа» ( Деян. 9, 1 ) , жаждал крови, но — «Живущий на небесах посмеется ему» ( Пс. 2, 4 ) .

Когда он, «гоня и терзая» таким образом «Церковь Божию» ( 1 Кор. 15, 9; Деян. 8, 3 ) , приближался к Дамаску, тогда Господь с Неба воззвал к нему: «Савл, Савл, что ты гонишь Меня? » — Я и здесь, Я и там, Я везде: здесь глава Моя; там тело Мое. Не станем удивляться этому; мы сами — члены Тела Христова. «Савл, Савл, что ты гонишь Меня; трудно тебе идти против рожна» ( Деян. 9, 4, 5 ) . Савл же, «в трепете и ужасе», возопил: «Кто Ты, Господи? Я Иисус, — ответствовал ему Господь, — Которого ты гонишь». И Савл внезапно переменяется: «Что повелишь мне делать? » — восклицает. И был к нему Глас: «Встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать» (5, 6) . Тут Господь посылает Ананию: «встань и пойди на улицу» к человеку, «по имени Савлу», и крести его, «ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами» (11, 15, 18) . Сосуд этот должен преисполниться благодатью Моею. «Анания отвечал: Господи! Я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим во Иерусалиме; и здесь он имеет от первосвященников власть вязать всех, призывающих имя Твое» (13, 14) . Но Господь настоятельно повелевает Анании: «Пойди и спроси его, ибо он есть Мой избранный сосуд: Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое» (11, 15, 16) .

И действительно, Господь указал апостолу Павлу, что должно было ему претерпеть за Имя Его. Он наставлял его в подвигах; не оставлял во узах, оковах, темницах, кораблекрушениях; Сам сострадал ему в его страданиях, Сам руководил его к этому дню. В один день совершаем память страдания обоих Апостолов этих, ибо, хотя они пострадали и в разные дни, но по духу и по близости страданий своих они составляют одно.

Петр предшествовал, Павел же вскоре за ним последовал, — прежде нарицавшийся Савлом, а потом Павлом, претворивший в лице своем гордость в смирение, как и самое имя его (Paulus) , то есть «малый, немногий, меньший», показывает это. Что же после этого апостол Павел? Вопросите его, он сам на это отвечает: «Я наименьший из Апостолов, — говорит он, — но я более всех потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною» ( 1 Кор. 15, 9, 10 ) .

Итак, братья, празднуя ныне память святых апостолов Петра и Павла, воспоминая честные их страдания, возлюбим их истинную веру, святую жизнь, возлюбим неповинность, страдания их и чистоту исповедания. Любя в них эти высокие качества и подражая их великим подвигам, «в образец для подражания им» ( 2 Сол. 3, 9 ) , и мы достигнем того вечного блаженства, которое уготовано всем святым. Стезя жизни нашей прежде была тяжелее, тернистее, труднее, но «имея вокруг себя такое облако свидетелей» ( Евр. 12, 1 ) , прошедших по ней, соделалась ныне для нас она и легче, и глаже, и удобопроходимее.

Сперва прошел по ней Сам «Начальник и Совершитель веры» Господь наш Иисус Христос ( Евр. 12, 2 ) ; за Ним последовали Его неустрашимые Апостолы; потом мученики, отроки, жены, девы и мног сонм свидетелей. Кто же действовал в них и помогал им на этом пути? — Тот, Кто сказал: «Без Меня не можете делать ничего» ( Ин. 15, 5 ) .

Источник текста


Ссылки на другие источники в источнике:

Сегодня отмечается день памяти святых братьев Кирилла и Мефодия (события дня) / Статьи / ... | Сегодня исполняется 87 лет со дня мученической гибели Царской семьи / Статьи / Патриархия.ru | День памяти великого святого / Статьи / Патриархия.ru | 12 июля Православная Церковь отмечает праздник в честь святых Первоверховных апостолов Петра и ... |
Предстоятель Русской Церкви совершил великое ... ... награды ряду благотворителей, участвовавших в возрождении Никольского собора. В заключение Святейший Патриарх Кирилл посетил Покровский собор монастыря, где совершил славление у раки с честными мощами преподобных Кирилла и Марии и молитвенно поклонился святыне. Собор в честь святителя Николая Чудотворца, рассчитанный на 3 тысячи молящихся, был построен в Хотьковской обители в течение пяти лет и освящен в сентябре 1904 года. Автор проекта — архитектор Троице-Сергиевой лавры А. А. Латков. Собор имеет три придела: центральный — в честь святителя Николая Чудотворца; правый в честь святых Первоверховных апостолов Петра и Павла; левый посвящен празднику Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме. В 1932 году храм закрыли, пятиглавый собор лишился всех куполов и внутреннего убранства. Возвращение Никольского собора Русской Православной Церкви состоялось в 1990 году. Работы по возрождению храма велись под руководством архитектора-реставратора Н. А. Быковской. В трех приделах установлены иконостасы из белого мрамора по проекту преподавателя Иконописной школы при Московской духовной академии А. Н. Солдатова. Прмчч. Вениамина Кононова и Никифора Кучина (1928) ; ... Посмотреть другие результаты по теме ...

Постоянная ссылка: 12 июля Православная Церковь отмечает праздник в честь святых Первоверховных апостолов Петра и Павла / Статьи / Патриархия.ru
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"