Стихи духовные

  021   022   023   024   025   026   027   028   029   030  031   032   033   034   035   036   037   038   039   040   041
В начало текстаВ конец текста
Он не только «небесный воевода», но и «царь» - иногда «небесный царь», заступающий место Небесного Судии, который вместо Христа обращается к грешным: Отвечал Михаил им батюшка небесный Царь {128}. (№ 448) К этой эсхатологической роли Михаила мы еще вернемся.

Близких к себе небожителей, помощников и утешителей народ видит в святых. О них он слагает свои лучшие, излюбленные стихи. Но в большинстве этих агиологических стихов повествуется о земных подвигах святых: они еще не небожители. В них мы почерпаем материал для познания религиозного и нравственного идеала народа. Как небесные силы святые выступают лишь в немногих стихах о посмертных чудесах великих чудотворцев: Егория, Миколы и Димитрия Солунского. Быть может, не случайно, что все три чуда говорят об освобождении юных девиц или отроков: Елисавы, обреченной змию, двух русских полоняночек, уведенных Мамаем, и Василия из бусурманского плена. Последние чудеса не принадлежат к числу наиболее известных в церковных житиях св. Димитрия и Николая Чудотворца. Но они удовлетворяют основному чувству народного певца: его жалости к невинным страдальцам. В стихе, ему посвященном, святой, очевидно, изъемлется из общего круга небесных сил и поставляется в непосредственную близость к Богу. Вера в него означает самую суть христианской веры вообще {129}. Таков благочестивый отец Василия: Он веровал в святого Миколу, В святого Миколу Чудотворца {130}. (I, 559) Или иначе, еще сильнее: Они веровали веру святую, Молились Миколе Чудотворцу. (I. 570) Или в стихе о Егории: Она верует веру истинную христианскую, По-старому и по прежнему, И святому Егорию Храброму. (I, 517) Впрочем, «веровать» здесь значит чтить или даже праздновать имя святого.

Я не раз Егорию буду в году веровать, Я не раз ему в году, два раза. (I, 524) А рассердившийся на Николу отец Василия Не стал веровать в святого Миколу {131}. (I. 560) Если первенствующее значение святого в стихе, ему не посвященном, не требует объяснений, то особое значение св. Николая видно из того, что почитание его подчеркивается в стихе о Егории. Среди христианских «распятых» богов Елисавы он стоит даже прежде Св. Троицы: Помолилась девица Миколы да Троицы, Пресвятой Богородицы. (I, 506) Ее небесный освободитель Егорий приказывает ей построить три церкви, во имя трех небесных сил; одно имя колеблется в разных вариантах. Это имя Богородицы или Христа (Господь Распятый или Спас Пречистый) , но два других постоянны: Егорий и Микола. (Лишь один вариант заменяет Николу Троицей.) В стихах о Николе и Василии певец пытается объяснить это особое положение Николы среди святых: Микола чудотворец Богом силен, Он всем святым помощник. (I, 565, 560, 572) Но эта правильная и повторяющаяся в большинстве вариантов формула: Микола святитель Богом силен иногда искажается: Авось Никола с Богом силен. ( Вар., 87 ) Еще немного - и сам Никола рискует стать Богом, как в следующем торжественном восклицании: Святитель Микола, силен Бог наш (I, 565) И, описывая освобождение Миколой отрока Василия, певец выбирает такие выражения, которые приличествуют действию высших божественных сил: Повставала небесная сила, Разрушила белы-каменны палаты, Святым духом Василия подымала. Или иначе: В то время находила на Василия Божия воля, Поднимало Василия Святым Духом. ( 567, 573; Вар., 92 ) Чертами вездесущия наделяет Миколу и «слава», которую поют ему певцы: Микола, Микола святитель, Можайский, Зарайский, Морям проходитель, Землям исповедник. А знают Миколу Неверныя орды.

А ставят Миколе Свечи воску яры, Кануны медвяны, А ему свету слава, Слава держава Во всю его землю, Во всю подселенну, Слава доныне И веки, аминь {132}. Святой Димитрий Солунский не притязает в сознании народного певца на высоту Миколы и даже Егория, но его стих драгоценен конкретными чертами, показывающими, как представляет народ посмертную жизнь святого. Егорий не связан ни с каким местом или храмом. Никола лишь изредка именуется Барградским {133}. Его вездесущая сила проявляется в иконе. Но святой Димитрий тесно связан с родным своим городом Солунем. Все книжные люди Древней Руси помнили его чудеса по обороне Солуня от язычников. Для них Димитрий был учителем любви к родине, который готов ослушаться Божией воли и потерять вечную жизнь, чтобы спасти свой град. Об этом его героическом непослушании прикровенно поется и в стихе. Два ангела являются в Салым-град к чудотворцу: Повелел тебя Владыко на небеса взяти, Хочет тебя Владыка исцелити и воскресити.

А Салым град разорити и победити. (I, 588) Димитрий отвечает ангелам: Вольно Богу Владыке Салым град разорити, А меня ему исцелити и воскресити: Я ведь сам давно это спознал и проведал, Что не быть нашему Салыму граду взяту.
  021   022   023   024   025   026   027   028   029   030  031   032   033   034   035   036   037   038   039   040   041
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

кириллов белозерский честь успения пресв богородицы мон-рь схема расположения памятников успенский мон-рь иоанновский мон-рь iii острог новый город успенский собор 1497 введенская трапезной палатой 1519 церковь арх гавриила 1531–1534 церковь иоанна п | возвращение царя иосафата иерусалим после победы над моавитянами аммонитянами миниатюра иосифа флавия иудейские древности мастер фуке 1470–1475 paris 247 fol 194 | адрианов пошехонский мон-рь литография белоусова рис лазарева 1848 гим | вид храма гроба господня 1596 копия рис амико странствования василия григоровича-барского святым местам востока 1723 1747 спб 1885–1887 | киреевский портрет 1840-е песни собранные киреевским 1911 urc худож дмитриев-мамонов |

Источник текста


Постоянная ссылка: Стихи духовные
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера