Догматическое учение Святого Григория Богослова, Часть 1 - читать, ...

  013   014   015   016   017   018   019   020   021   022  023   024   025   026   027   028   029   030   031   032   033
В начало текстаВ конец текста
Зачем завидуешь мне в совершенном возрождении? Зачем делаешь меня жилищем твари, когда я стал храмом Духа, как Бога? Зачем одному у меня воздаешь честь, а другое бесчестишь, нечестиво рассуждая о Боге, чтобы отнять у меня благодать, или – лучше сказать – меня самого отнять у благодати? Нет, новый богослов, или все почитай, или все бесчести, чтобы, при твоем нечестии, тебе быть хотя последовательным и не рассуждать о природе бестелесной неодинаково» 624. Другие библейские свидетельства о Св. Троице приводятся у св. Григория, как и у других отцов, при раскрытии и изложении учения о каждом Лице Св. Троицы в отдельности. При этом, между прочим, нельзя не отметить того обстоятельства, что св. отцы не пользовались в этом случае тем ясным свидетельством, какое находится в первом послании св. Иоанна Богослова ( 5: 7 ) : трие суть свидетельствующие на небеси: Отец, Слово и Св. Дух: и cиu три едино суть 625. Св. Григорий приводит только слова следующего ( 8-го ) стиха: mpиe суть свидетельствующие, дух, вода, кровь, и – именно по следующему поводу. Еретики (евномиане) возражали православным: «единосущные счисляются, а не единосущные не счисляются (под счислением же разумеется подведение под одно число) ; отсюда необходимо следует заключение, что у нас три бога; между тем как мы свободны от этой опасности, потому что не признаем единосущия Лиц»; при этом они ссылались на библейский способ речи, по которому под один предикат или под одно число подводятся только предметы однородные и единосущные. Св. Назианзин опровергает это возражение указанием на многочисленные места св. Писания, в которых выраженное еретиками правило неприложимо. К числу последних он относит и приведенные слова св. Иоанна Богослова ( 1 посл. 1: 8 ) , говоря при этом: «ужели, по твоему мнению, Иоанн выражается неправильно, когда в соборных посланиях говорит, что » τρεῖς ε ἶ ναι τούς μαρτυροῦντας, τὸ πνεύμα, τὸ ὔ δωρ, τὸ α ἶ μα «? – во-первых, потому, что осмелился счислять неоднородные вещи, тогда как ты усвояешь это только единосущным (ибо кто скажет, что перечисленные вещи одинаковой сущности?) , а во-вторых, допустил этимологическую ошибку, поставив, вопреки правилам как твоим, так и грамматическим, слово » τρεῖς « в мужском роде, при трех именах среднего рода (τὸ πνεύμα, τὸ ὔ δωρ, τὸ α ἶ μα) ? Но что приличнее для Божества, спрашивает св. Богослов своего противника, употребить ли слово три в мужеском роде, и потом представить одно, одно и одно, или, сказав: один, один и один, обозначить их тремя не в мужском, а в среднем роде? » 626. Но если не так много свидетельств о Св. Троице наш Богослов берет из св. Писания, то вполне достаточное основание и доказательство истинности своего учения он находит в другом источнике христианского богословия – св. Предании; так как в последнем уже совершенно ясно и с величайшей подробностью раскрывается то, что в св. Писании выражено кратко. Между тем авторитет того и другого источника христианского вероучения в глазах св. Григория совершенно одинаков, и веровать в свидетельства одного, по его мнению, необходимо христианину так же, как и в свидетельства другого. Вот почему он в доказательство истинности предлагаемого и защищаемого им учения о Св. Троице указывает на то, что оно так же древне, как самое христианство, и проповедовалось древнейшими церковными учителями 627. Последние суть самые лучшие и достовернейшие свидетели христианской истины, и их учение – надежнейшее руководство к сохранению чистоты главнейшего христианского догмата, а потому должно служить высочайшим авторитетом для каждого христианина. И если где, то именно в таких глубочайших и непостижимых истинах, каков догмат о Св. Троице, по словам св. Григория, «мы должны руководиться более авторитетом и верой, нежели разумом» 628. Язычники, в лице императора Юлиана, как мы уже видели выше 629, возражали против этого христианского принципа веры, говоря: «словесные науки (λόγοι) и классическая образованность (τὸ ὲλληνίζειν) наши, а ваше достояние – грубость и необразованность, так как у вас вся мудрость состоит в одном слове: «веруй! ». Но св. Григорий совершенно справедливо на это замечает, что над этим едва ли будут смеяться даже так уважаемые императором пифагорейские философы, у которых выражение: « αύτὸς ἒ φα » служит первым и высшим догматом, уважаемым более, чем самые золотые или – вернее сказать – свинцовые стихи; так как у пифагорейцев, после первой, столь известной, «философии молчания», принято было за правило, о каких бы предметах ни спрашивали, дать ответ, а потом, когда потребуют доказательств, не отвечать ничего, кроме: «так полагал Пифагор», и это выражение служило доказательством не подлежащим никакой проверке и исследованию. «Но выражение: » αύτὸς ἒ φα «, спрашивает св.
  013   014   015   016   017   018   019   020   021   022  023   024   025   026   027   028   029   030   031   032   033
В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

глава учение боге троичном лицах |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: Догматическое учение Святого Григория Богослова, Часть 1 - читать, скачать
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера