Учение об апокатастасисе до его осуждения на Вселенских Соборах — ...

 001   002   003   004   005   006   007
В начало текстаВ конец текста
5голосов: 5, из 5 (протоиерей Владимир Башкиров На первый взгляд проблема апокатастасиса может показаться мало актуальной. Вопрос ведь уже давно решен, и сама тема перестала быть в богословском смысле продуктивной. Но в действительности она совсем не утратила злободневности и остается привлекательной в связи с навязчивой миссией восточных культов с их диалектикой кармы и мистикой посмертного катарсиса и то затухающими, то вновь вспыхивающими спорами вокруг католического учения о чистилище. И то, и другое умозрение содержит элементы близкие или аналогичные феноменологии апокатастасиса.)

Поэтому я и посчитал важным и уместным проанализировать эту доктрину, полемика с которой явилась важным этапом в истории становления и развития святоотеческой эсхатологии.

Учение об апокатастасисе (от греч. apokatastasis — восстановление, возвращение в прежнее состояние) представляет собой неудавшуюся попытку решения одной из самых беспокойных проблем религиозной мысли и вообще религиозной жизни — эсхатологической судьбы личности в аспекте осуждения грешников на вечные адские муки.

Обычно это учение связывают непосредственно с именем знаменитого александрийца Оригена († 254 г.) , наиболее влиятельного среди всех христианских учителей первых трех веков. Ориген, несомненно, являлся самым замечательным представителем учения об апокатастасисе, более того, он стал его подлинным творцом, обосновав и доктринально оформив его. Однако возникло это умозрение гораздо раньше. Так, некоторые ученые находят его ранние следы у гностиков — пантеистов (1) , в частности, в системах Василида и Марка, ученика Валентина, т. е. во втором веке по Рождестве Христовом (2) . Его появление уже в первом периоде христианства обычно связывают с бытовавшими среди многих тогдашних верующих представлениях об аде как спасительном обиталище, где его узникам проповедуется евангелие с надеждой их обращения. О подобном веровании свидетельствует, например, в одном из своих писем блаженный Августин (3) , и основывалось оно на изречении святого апостола Петра: «…Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым и Он находящимся в темнице духам, сойдя проповедал» ( 1Петр. 3, 18-19 ) . Эти слова истолковывали в том смысле, что будто бы Христос во время Своего схождения во ад и апостолы после смерти обращались к находящимся там христианам и язычникам, возвещая им необходимость раскаяния и покаяния (4) . Первые дошедшие до нас исторические следы учения об апокатастасисе находятся в творениях Климента Александрийского († 215 г.) . В своих «Строматах» (5) он много рассуждает об отношении христиан к нехристианскому миру вообще, и особо подчеркивает, что следует отказаться от понятия о христианах, как об особом роде людей, обретающих через сакраментальное возрождение нравственные силы, утраченные человечеством. Оно не имеет под собой никакого основания. Нравственные силы свойствены каждому человеку, и спасение зависит от свободной воли личности. Ни падение добрых ангелов, которые образовали царство сатаны, ни падение человека, который таким образом изменил свое бессмертие на смерть (6) , не лишили их возможности возвратиться в первоначальное состояние. У ангелов, по его мнению, сохранилась свобода воли, а значит, и возможность изменения. У человека, хотя он и злоупотребил свой свободой и согрешил в Адаме, исказив свою природу, остались нравственные силы, как залог его потенциального обновления. Оно достигается остатками этих сил и явленной во Христе помощью Божией (7) . Процесс нравственного совершенствования, однако же, не заканчивается в земной жизни, но продолжается и после смерти (8) . Те, кто не усвоил себе заслуг Христа в земной жизни, идут после смерти во ад, где Христос и апостолы возвещают им Евангелие. Поэтому спасение зависит и от их свободной воли. Но поскольку спасение невозможно без исправления, или, как говорит Климент, без «постепенного очищения», то в будущей жизни следует допустить присутствие неких исправительных средств, ибо раскаяние происходит одновременно с наказанием (9) . Суть этих наказаний будет состоять в огненных мучениях (10) . Их претерпевать будет и «начальник зла» сатана (11) , и его ангелы (12) . Климент признает реальность адских мук, но отрицает их бесконечность (13) . «Божия справедливость милосердна, — утверждает он, — как и справедлива Его любовь». И потому Бог не может допустить вечного наказания. Под влиянием наказания грешник осознает свою вину, а сознание вины приводит его к окончанию наказаний и к совершенству, к осуществлению своего предназначения — жизни с Богом и в Боге (14) . Тогда он освободится от всяких мук и вместо них обретет награду и достоинство (15) . Итак, Климент считал адские муки средством очищения от грехов и верил в возможность наступления по истечении времени всеобщего апокатастасиса (apokatastasis ton panton) .
 001   002   003   004   005   006   007
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

дидим слепец | святитель григорий армянский | начало соборного послания иакова деяния послания апостолов 1072 мгу греч 100 | евсевий кесарии палестинской аммоний александрийский миниатюра евангелия раввулы 586 laurent plut fol | 511 святитель григорий епископ омиритский |

Источник текста


Постоянная ссылка: Учение об апокатастасисе до его осуждения на Вселенских Соборах — протоиерей Вл. Башкиров
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера