Источник текста

АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ - Древо


года врасплох напал на шведов, когда они при устье Ижоры, на Неве, остановились лагерем для отдыха, и нанёс им полное поражение. Сам сражаясь в первых рядах, Александр " неверному кралю их (Биргеру) возложил остриём меча печать на челе " . Победа в этой битве дала ему прозвание Невского и сразу в глазах современников поставила на пьедестал великой славы. Впечатление от победы было тем сильнее, что она произошла в тяжёлый период невзгод в остальной Руси. В глазах народа на Александре и Новгородской земле проявлялась особая благодать Божия. Автор летописного сказания о житии и подвигах Александра отмечает, что в эту битву « обретоша много множьство избьеных (врагов) от ангела Господня ». Появилось сказание о явлении Пелгусию князей-мучеников

Ледовое побоище и последующие победы над литовцами 5 апреля 1242 произошла битва на Чудском озере. Сражение это известно как Ледовое побоище. Перед битвой князь Александр велел своим дружинникам снять железные доспехи. Хитрым манёвром (враг был пропущен сквозь русский заслон) закованных в железо вражеских воинов заманили на лёд. По данным новгородской летописи, русские 7 вёрст гнали немцев по льду, 400-500 рыцарей пало и до 50 взято в плен; по данным ливонской хроники, потери ордена составили 20 убитых и 6 пленных.

Магистр ордена испугался похода Невского на Ригу и обратился за помощью к датскому королю. Но Александру нужно было покончить ещё с набегами Литвы. Целым рядом побед в 1242 и 1245 годах он, по сказанию летописца, такой страх нагнал на литовцев, что они стали « блюстися имени его ». Шестилетняя победоносная защита Александром северной Руси привела к тому, что немцы, по мирному договору, отказались от всех недавних завоеваний и уступили ему часть Летголии. Внутренняя политика и отношения с Ордой Совсем другую политику проводил Александр по отношению к татарам. Согласно одной точке зрения, при тогдашней малочисленности и разрозненности русского населения в восточных землях нельзя было и думать об освобождении из-под их власти и оставалось положиться на великодушие победителей. Другие историки считают, что борьба с татарами могла бы быть успешной, но Александр хотел использовать их помощь для установления своей жёсткой власти над вольными городами. В любом случае Александр решил ладить с татарами во что бы то ни стало. Вместе с тем, зная о том, что предстоит и с кем надлежит встретиться, князь Александр сказал перед отъездом в Орду: " Аще и кровь свою пролию Христа ради от безбожного царя, якоже и сродники мои, кусту же и огню и идолам не поклонюся " . Это был отказ исполнить обязательные в Орде обряды. Князь сдержал слово, и Господь его уберег. После смерти в 1246 году Ярослава Всеволодовича (из наследственных владений отца князь Александр получил, вероятно, Тверь) разгорелась борьба за вел. княжение Владимирское, в ходе которой Александр вслед за братом Андреем в 1247 году отправился в Орду к хану Батыю, а затем - в ставку вел. ханов в Каракорум, откуда вернулся только в конце 1249 года, получив ярлык на " Кыев и всю Русьскую землю " (тогда как Андрей стал вел. кн. владимирским) . Содержание титула, полученного Александром Невским, не вполне ясно; обычно считается, что речь идет о Южной Руси, но поскольку в разоренный татарами Киев князь Александр не поехал, а остался княжить в Новгороде, то, вероятно, и последний входил в число пожалованных ему владений.

В эти годы сложилась политическая концепция Александра Невского, главными чертами которой явились лояльность по отношению к верховной власти Орды и решительный отпор военно-политическому и церковно-идеологическому натиску католического Запада. Эта концепция формировалась в противоборстве с политикой княжеской коалиции во главе с Андреем Ярославичем и галицко-волынским кн.

Даниилом Романовичем, направленной на союз с Западом, и прежде всего с папством, в надежде на его помощь в организации отпора монголо-татарам. Политика Андрея и Даниила неизбежно вела к унии с Римом, поэтому князь Александр в своей борьбе против нее мог в полной мере опереться на поддержку Русской Церкви, и в частности митр. Кирилла II. Очевидно, именно в 1250 году, получив буллу папы Иннокентия IV от 1248 года с предложением унии в обмен на помощь ливонцев в борьбе с татарами, Александр Ярославич дал римским послам знаменитый ответ: " си вся съведаем добре, а от вас учения не приимаем " . Перемены в Каракоруме, где на престол был возведен покровительствуемый Батыем вел. хан Менгу, позволили Александру Невскому перейти к решительным действиям. В 1252 году он отправился из Новгорода в Сарай, где получил ярлык на великое княжение Владимирское. Против Андрея были двинуты татарские полчища под предводительством царевича Неврюя. Андрей, в союзе с братом, Ярославом Тверским, сразился с татарами, но был разбит и через Новгород бежал в Швецию. Это была первая попытка открытого противодействия татарам в северной Руси и первое ополчение татар, приведённое на русскую землю по личным побуждениям русского князя.

Великий князь Владимирский Св. Александр Невский, икона Так Александр Ярославич получил великое княжение владимирское, а в Новгороде посадил своего сына Василия. Последующие годы правления Александра Невского были посвящены консолидации внутриполитического положения и примирению с братьями: Ярослав Ярославич, пытавшийся в 1255 году закрепиться в Новгороде, был вынужден смириться с выделенной ему великим князем Александром Тверью; примерно в это же время из-за моря вернулся Андрей Ярославич, получивший Суздаль. В 1257 в Новгороде произошли волнения вследствие требования ханом поголовной переписи и дани с непокорённой им Новгородской земли, как с земель покорённых - Суздальской, Муромской и Рязанской. Большие люди, с посадником Михалкой, уговаривали новгородцев покориться воле хана, но меньшие и слышать о том не хотели. Михалко был убит. Князь Василий, разделяя чувства меньших, но не желая ссориться с отцом, ушёл в Псков. В Новгород явился сам Александр Невский с татарскими послами, выгнал сына в «Низ», то есть Суздальскую землю, бояр, стоявших заодно с меньшими, схватил и наказал («овому носа урезаша, а иному очи выимаша») и посадил князем к ним второго своего сына, Дмитрия. О Василии до самой смерти в 1271 Александр больше не упоминал.

Народ был в печали. Современники воспринимали по­чившего как особого молитвенника и заступника за Русь и православие. Побеждая везде, он никем не был побеждён. Рыцарь, пришедший с запада посмотреть Александра Невского, рассказывал, что он прошёл много стран и народов, но нигде не видал такого «ни в царях царя, ни в князьях князя». Такой же отзыв будто бы дал о нём и сам хан татарский, а женщины татарские его именем пугали детей.

Когда благоверный великий князь Димитрий Донской молился в соборе Рождественского монастыря у его гроба перед походом 1380 года на Куликово поле, то неожидан­но явились два старца у гроба и возгласили: " О господине Александре, возстане и ускори на помощь правнуку сво­ему, великому князю Димитрию, одолеваему сущу от ино­племенников " . После этого видения именем митрополита Московского гробницу открыли и установили местное почитание святого князя. Составили особую ему службу. В пожар 1491 года собор горел, но даже пелена на гробни­це уцелела. Общецерковное прославление благоверного князя Александра Русской Церковью последовало на Московском Соборе в 1547 году, когда повелели составить ему пространное житие, службу и похвальное слово.

Оценки деятельности Александра Невского Каноническая версия Согласно «канонической» версии Александр Невский сыграл исключительную роль в русской истории. В XIII веке Русь подверглась ударам с двух сторон — католического Запада и татар с Востока. Александр Невский проявил талант полководца и дипломата, заключив мир с наиболее сильным (и при этом более веротерпимым) врагом — татарами — и отразив нападение немцев, одновременно защитив православие от католической экспансии. Эта трактовка официально поддерживалась властью как в дореволюционные, так и в советские времена (яркий пример — талантливый, но исторически недостоверный фильм «Александр Невский» Сергея Эйзенштейна) , а также Русской Православной Церковью. Взгляд историков XVIII-XIX веков Ряд историков не придают личности Александра Невского столь большого значения. Крупнейшие русские историки Сергей Соловьев и Василий Ключевский посвятили деятельности князя минимум строк, но при этом воздавали должное уважение его деятельности.

Сергей Соловьев: «Соблюдение Русской земли от беды на востоке, знаменитые подвиги за веру и землю на западе доставили Александру славную память на Руси и сделали его самым видным историческим лицом в древней истории от Мономаха до Донского».

Критическая версия Третья группа историков, в целом соглашаясь с «прагматичным» характером действий Александра Невского, считает, что объективно он сыграл отрицательную роль в истории Руси и России. Этой позиции придерживаются, в частности, Михаил Сокольский, Ирина Карацуба, Игорь Курукин, Никита Соколовьев, Игорь Яковенко, Георгий Федотов, Игорь Андреев и др. Согласно их трактовке, серьезной угрозы со стороны немецких рыцарей не было (причем Ледовое побоище не являлось крупной битвой) , а пример Литвы (в которую перешел ряд русских князей со своими землями) показал, что успешная борьба с татарами была вполне возможна. По этой версии, Александр Невский сознательно пошел на союз с татарами, чтобы использовать их для укрепления личной власти. Ему якобы импонировала модель деспотичной власти татаро-монгол, позволявшая поставить под княжеский контроль вольные города. В результате князь внес свой вклад в то, что европейский путь развития с опорой на торгово-промышленные города с их свободой и гражданским обществом, не был реализован на русских землях.

, не в Еги́пте, но на Небесе́х ца́рствующий, благове́рне кня́же Алекса́ндре, и приими́ моле́ния и́х, умножа́я жи́та лю́дем плодоно́сием земли́ твоея́, гра́ды влады́чествия твоего́ огражда́я моле́нием и правосла́вным христиа́ном на сопроти́вныя спобо́рствуя. Кондак, глас 8 ( Подобен: Яко начатки ) Яко звезду́ тя́ пресве́тлу, почита́ем, от восто́ка возсия́вшую и на за́пад прише́дшую: всю́ бо страну́ сию́ чудесы́ и добро́тою обогаща́еши и просвеща́еши ве́рою чту́щия па́мять твою́, Алекса́ндре блаженне. Сего́ ра́ди дне́сь пра́зднуем твое́ успе́ние, лю́дие твои́ су́щии: моли́ спасти́ Оте́чество твое́ и вся́ притека́ющия к ра́це моще́й твои́х и ве́рно вопию́щия ти́: ра́дуйся, гра́ду на́шему утвержде́ние. Кондак на перенесение мощей, глас 4 Я́коже сро́дницы твои́

Экземплярский А. В. Великие и удельные князья Северной Руси в татарский период с 1238 по 1505 г. СПб., 1889. Т. 1. С. 29-40; Насонов А. Н. Монголы и Русь: История татарской политики на Руси. М. ; Л., 1940; Ледовое побоище 1242 г. : Сб. М. ; Л., 1966; Колотилова С. И. Русские источники XIII в. об Александре Невском Уч. зап. ЛГПИ. 1971. Вып. 502. С. 99-107; Fennell J. L. I. Andrej Jaroslavič and the Struggle for Power in 1252: An Investigation of the Sources Russia Mediaevalis. 1973. T. 1. P. 49-63; idem. Heiligkeit und Herrschaft in der Vita Aleksandr Nevskijs Forschungen zur osteuropäischen Geschichte. 1973. Bd. 18. S. 55-72; Leitsch W. Einige Beobachtungen zum politischen Weltbild Aleksandr Nevskijs Ibid. 1978. Bd. 25. S. 202-216; Шаскольский И. П. Борьба Руси против крестоносной агрессии на бepeгax Балтики в ХII-ХIII вв. Л., 1978. С. 147-226; Кучкин В. А. К биографии Александра Невского Древнейшие государства на территории СССР: Мат-лы и исслед., 1985. М., 1986. С. 71-80; Охотникова В. И. Повесть о житии Александра Невского СККДР. Л., 1987. Вып. 1. С. 351-363 [библиогр. ]; Феннел Д. Кризис средневековой Руси: 1200-1304. М., 1989. С. 136-207; Князь Александр Невский: Мат-лы науч. -практ. конф. 1989 и 1994 гг. СПб., 1995; Князь Александр Невский и его эпоха. СПб., 1995; Александр Невский и история России: Мат-лы науч. -практ. конф. 1995 г. Новгород, 1996; Лурье Я. С. Ордынское иго и Александр Невский: Источники и историография XX в. Он же. Россия древняя и Россия новая: (Избр.) . СПб., 1997. С. 100-130; он же. К изучению летописной традиции об Александре Невском ТОДРЛ. 1997. Т. 50. С. 387-399.

Джаксон Т. Н., Кучкин В. А. Год 1251, 1252 или 1257? (К датировке русско-норвежских переговоров) Восточная Европа в древности и средневековье: X Чтения к 80-летию В. Т. Пашуто. М., 1998. С. 21-28 Мансикка В. Житие Александра Невского: Разбор редакций и текст. - СПб., 1913 (ПДП, № 180) Житие Александра Невского Подг текста, перевод и примеч. Бегунова Ю. К. Изборник (1969) Житие Александра Невского Подг. текста, перевод и комм. В. И. Охотниковой В. И. ПЛДР: XIII век. - М., 1981 Повесть о житии Александра Невского Подг текста, перевод и примеч. Охотниковой В. И. Воинские повести Древней Руси Бегунов Ю. К. Памятник русской литературы XIII века: - М., Л., 1965 Дмитриев Л. А. Повесть о житии Александра Невского История русской литературы XI-XVII вв. -М, 1985 Охотникова В. И. Повесть о житии Александра Невского Словарь книжников - Вып 1

Редакция текста от: 12. 09. 2016 20: 53: 30 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны. " АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ " еще можно поискать: полнотекстовый поиск в Древе:
Предыдущая страница

Источник текста


Ссылки на другие источники в источнике:

1841 - Древо | 1825 - Древо | 1824 - Древо | 1818 - Древо | 1857 - Древо | 1855 - Древо | САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АЛЕКСАНДРО-НЕВСКАЯ ЧАСОВНЯ В ОГРАДЕ ЛЕТНЕГО САДА - Древо | АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ - Древо | ФРАНЦИЯ - Древо |
АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ - Древо ... врасплох напал на шведов, когда они при устье Ижоры, на Неве, остановились лагерем для отдыха, и нанёс им полное поражение. Сам сражаясь в первых рядах, Александр " неверному кралю их (Биргеру) возложил остриём меча печать на челе " . Победа в этой битве дала ему прозвание Невского и сразу в глазах современников поставила на пьедестал великой славы. Впечатление от победы было тем сильнее, что она произошла в тяжёлый период невзгод в остальной Руси. В глазах народа на Александре и Новгородской земле проявлялась особая благодать Божия. Автор летописного сказания о житии и подвигах Александра отмечает, что в эту битву « обретоша много множьство избьеных (врагов) от ангела Господня ». Появилось сказание о явлении Пелгусию князей-мучеников Ледовое побоище и последующие победы над литовцами 5 апреля 1242 произошла битва на Чудском озере. Сражение это известно как Ледовое побоище. Перед битвой князь Александр велел своим дружинникам снять железные доспехи. Хитрым манёвром (враг был пропущен сквозь русский заслон) закованных в железо вражеских воинов заманили на лёд. По данным новгородской летописи, русские 7 вёрст гнали немцев по льду, 400-500 рыцарей пало и до 50 взято в плен; по ... Посмотреть другие результаты по теме ...

Постоянная ссылка: АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ - Древо
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"