> Помогите ребёнку на реабилитацию <

Евсевий Кесарийский и становление раннесредневекового историзма, ...

  003   004   005   006   007   008   009   010   011   012  013   014   015   016   017   018   019   020   021   022   023
В начало текстаВ конец текста
Поэтому, видимо, слово καιρός не вызывало нежелательных и неприемлемых для христианских мыслителей языческих ассоциаций. Напротив, καιρός часто встречается в Евангелиях, самостоятельно или в составе выражений έν τω καιρω τουτω, κατάτόν καιρόν ёкеииои и т. д. (Τό κατά Ί ωάννηνδ 4, 7, 8, Πράξεις των άγίων άποστόλων 1 7, 3 19, 7 20, 14 17, 19 28, 24 26, Εύαγγέλιον κατά Ματθαίον 16, 4, 21, 34, 21, 41, τό κατά Μάρκον᾿άγιον Εύαγγέλιον 1, 15, 10, 30, 11, 14, τόκατα Λούκαν ᾿άγιον Εύαγγέλιον 1, 20, 13, 1, 21, 24 и т. д.) 174 и вполне могло быть использовано христианами там, где не могло появиться слово τύχη 175. В употреблении понятия καιρός в ИIИ-ИѴ40; вв., как нам кажется, можно отметить и еще одну особенность, которая, вероятно, сделала возможным и даже желательным включение этого понятия в лексикон христианских мыслителей. Термин καιρός, как правило, употребляется для описания ситуации, сложившейся в результате случайного или, во всяком случае, непредвиденного стечения множества различных обстоятельств, т. е. для описания, в общем-то, уникальной ситуации. Если слово καιρός использовалось и в системе циклического восприятия времени, и чаще им отмечался фон, условие для деятельности великой личности, то теперь оно еще органичнее вписывается в концепцию линейного времени, поскольку подчеркивает уникальность, единственность и неповторимость каждого более или менее значительного события в истории. Это обстоятельство делает возможным использование понятия καιρός для описания событий, важных с христианской точки зрения смертного часа, например, Воскресения и т. д. (Euseb Hist Eccles VI, 37, 1, VII, 30, 21) . Термином καιρός описывается даже Рождество Христово (I, 6, 11) . К тому же в христианской трактовке καιρός – не просто случайно возникшая ситуация, чисто механическое сочетание различных обстоятельств. Данная ситуация могла оказаться неожиданной, непредвиденной для самого человека, но она возникла не случайно, а обусловлена всем предшествующим ходом исторического развития. В условиях раннего средневековья καιρός получает новую трактовку это – момент, в котором проявляется реальное взаимодействие свободной воли человека и Божественного Провидения, момент обнаружения Бога, Его вмешательства в человеческую историю. Все это делает понятие καιρός крайне важным для христианских мыслителей.

Нужно отметить также, что в греческом языке есть и другое понятие, по смыслу во многом аналогичное термину καιρός. В традиционном греческом понимании ώρα – это «время года», «цветущая пора жизни», «юность», «короткий промежуток времени», «час», «пора», «удобное время» и т. д. Но у Евсевия оно используется довольно редко и, как правило, в значении «час» или реже «время года» 176. В этом, видимо, проявляются те же тенденции. Во-первых, ώρα могла ассоциироваться с языческими богинями времен года и погоды и потому не получила в средние века такого распространения. Во-вторых, первоначальное и основное значение этого понятия – «время года», «пора», «период», т. е. ώρα означает определенный повторяющийся промежуток времени. Таким образом, оно больше ассоциировалось с циклическим движением времени и потому было неприемлемым для христианской исторической мысли.

Итак, анализ лексики, используемой Евсевием Кесарийским в его основном сочинении, позволяет выявить некоторые тенденции в формировании и развитии христианских представлений о времени Осознанно или неосознанно, но Евсевий уже определяет направление эволюции античных понятий, закладывает основы новых, по сути уже средневековых представлений о времени, о линейности, о неповторимости важнейших событий истории. В то же время это – еще не законченная концепция, четко декларируемая, жестко отстаиваемая и опирающаяся на авторитеты, как, например, у Августина Евсевий в этом отношении – первопроходец, интуитивно, почти на ощупь определяющий путь. В сочинении Евсевия очень осторожно намечается отход от античного историзма и появляются новые моменты, характерные для средневекового мировосприятия. Так, практически не употребляя термины κύκλος, περίοδος, он постепенно отходит от циклической концепции времени. Он часто использует традиционное античное понятие καιρός, однако наделяет его совершенно новой смысловой нагрузкой. В целом история в сочинениях Евсевия приобретает линейный, направленный и прогрессивный характер. Впрочем, абсолютизировать эти достижения в развитии исторической мысли не стоит, поскольку раннесредневековые представления о линейности и прогрессе исторического движения существенно отличаются от современных.

Само понятие прогресса возникло еще в античные времена. У греков оно употреблялось в двух значениях. В философии стоиков присутствовало представление об индивидуальном прогрессе, который проявлялся в области этики и обозначался термином προκοπή, которому на латинском языке соответствовало понятие progressus 177. С другой стороны, в греческой философской и исторической мысли присутствуют и представления об общественном прогрессе, о движении вперед всего человеческого общества 178. Эллинистическая идея прогресса была полностью развита и представлена Полибием.
  003   004   005   006   007   008   009   010   011   012  013   014   015   016   017   018   019   020   021   022   023
В начало текстаВ конец текста

Источник текста

Вам может быть интересно:

евсевия кесарийского | юнилия африканского | юлий африкан | африканская методистская епископальная сионская церковь | африканская методистская епископальная церковь |
Постоянная ссылка: Евсевий Кесарийский и становление раннесредневекового историзма, Глава 1 - читать, скачать
> Помогите ребёнку на реабилитацию <
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера