Сумма теологии. Том IX, Часть 41 - читать, скачать - Фома Аквинский

 001   002   003
В начало текстаВ конец текста
Под первым заглавием наличествует четыре пункта: 1 (была ли гордость первым грехом первого человека; 2) чего ожидал наш прародитель от своего греха; 3 (был ли его грех более тяжким, чем все остальные грехи; 4) чьё согрешение было более тяжким, мужа или жены.

Кажется, что гордость не была первым грехом первого человека. Ведь сказал же апостол, что «непослушанием одного человека сделались многие грешниками» ( Рим. 5: 19 ) . Но первым грехом первого человека был тот, из-за которого все люди сделались грешниками со стороны первородного греха. Следовательно, первым грехом первого человека было непослушание, а не гордость. Возражение 2.

Далее, Амвросий, комментируя слова [Писания]: «И сказал Ему диавол» ( Лк. 4: 3 ) , говорит, что дьявол, искушая Христа, соблюдал тот же порядок, что и при искушении прародителя. Но Христа, согласно свидетельству Матфея, сначала искушали чревоугодием, поскольку Ему было сказано: «Если Ты – Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами» ( Мф. 4: 3 ) . Следовательно, первым грехом первого человека было чревоугодие, а не гордость. Возражение 3.

Далее, человек согрешил по совету дьявола. Затем, дьявол искушал человека обещанием знания ( Быт. 3: 5 ) . Таким образом, неупорядоченность в человеке возникла из-за желания знания, которое связано с любопытством. Следовательно, первым грехом было любопытство, а не гордость. Возражение 4.

Кроме того, глосса на слова [Писания]: «Жена, прельстившись, впала в преступление» ( 1Тим. 2: 14 ) , говорит: «Апостол справедливо называет это прельщением, поскольку их убедили принять ложь за истину, а именно будто бы Бог воспретил им вкушать плоды с того дерева, зная, что если они это сделают, то будут как боги по способности различения добра и зла: Творец как бы завидовал своей твари в этом благе» 557. Но вера в подобное принадлежит неверию. Следовательно, первым грехом первого человека было неверие, а не гордость.

Этому противоречит следующее: [Писание] говорит: «Начало греха – гордость» ( Сир. 10: 15 ) . Но началом греха стал грех первого человека, согласно сказанному [апостолом]: «Одним человеком грех вошёл в мир» ( Рим. 5: 12 ) . Следовательно, первым грехом человека была гордость. Отвечаю: с одним грехом может быть связано много движений, но признак греха усваивается только тому, в котором зачинается неупорядоченность. Затем, очевидно, что неупорядоченность во внутреннем движении души предшествует неупорядоченности во внешнем акте тела, поскольку, по словам Августина, «при сохранении святости душевной не теряется и святость телесная» 558. Далее, что касается внутренних движений, то пожелание сперва подвигается к цели, и только потом – к тому, что желается ради достижения цели; следовательно, первым грехом человека был тот, который сделал возможным определение его пожелания к неупорядоченной цели. Но тогда человек находился в состоянии невинности, в котором плоть не противоборствовала духу. Значит, первая неупорядоченность в человеческом пожелании не могла возникнуть со стороны чувственного блага, к которому плотское желание может стремиться наперекор порядку разума. Поэтому остаётся только одно: первая неупорядоченность человеческого пожелания возникла в связи с его неупорядоченным желанием некоторого духовного блага. Но это желание не было бы неупорядоченным, если бы он желал в соответствии с установленной божественным правилом мерой. Таким образом, из этого следует, что первый грех прародителя состоял в его желании некоторого духовного блага, превосходящего установленную ему меру, а это присуще гордости. Отсюда очевидно, что первым грехом человека была гордость.

Непослушание божественной заповеди не могло желаться человеком ради самого непослушания, поскольку этому должна была бы предшествовать неупорядоченность в его воле. Следовательно, оно желалось им ради чего-то другого. Но первым, чего он неупорядоченно пожелал, было его собственное превосходство, и потому его непослушание явилось следствием его гордости. То же самое имеет в виду и Августин, когда говорит, что «человек в своём гордом превознесении презрел Божью заповедь и покорился наущению змея».

В грехе прародителей тоже присутствовало чревоугодие, о чём читаем: «Увидела жена, что дерево – хорошо для пищи, и что оно – приятно для глаз и вожделенно... и взяла плодов его, и ела» ( Быт. 3: 6 ) . Однако первой причиной прегрешения была не приятность плода, а прельщение змея, сказавшего: «Откроются глаза ваши, и вы будете, как боги» ( Быт. 3: 5 ) ; возжаждав это, жена впала в гордыню. Таким образом, грех чревоугодия был следствием греха гордости.

Желание знания возникло в прародителях вследствие их неупорядоченного желания превосходства. Поэтому змей, сказав: «Вы будете, как боги», после добавил: «Знающие добро и зло».
 001   002   003
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

гордость тщеславие надменность | лист рукописи слова постнические исаака сирина ргб мда фунд 173 151 1-я четв xiv глоссами кон xiv нач | причащение апостолов рельеф дискосе рихи сирия 567–578 дамбартон-окс вашингтон | елабужское викариатство | вост сир обряд |

Источник текста


Постоянная ссылка: Сумма теологии. Том IX, Часть 41 - читать, скачать - Фома Аквинский
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера