Источник текста

Один день в коптском монастыре прп. Антония Великого (заметки паломника) : Портал Богослов.Ru


Холодюк, Анатолий В день памяти прп. Антония Великого Анатолий Холодюк в своих путевых заметках рассказывает об однодневном паломничестве в декабре 2011 года в древнейший монастырь святого, расположенный на территории современного Египта.

Ранним субботним утром дорога из курортного города Хургада на север Египта кажется унылой и однообразной. Однако это до тех пор, пока справа по движению автомашины не покажутся зелено-синие воды Красного моря, где у желтых берегов вздымаются белые гребешки тихих волн. Морская вода в декабре теплее воздуха на 2 градуса, и в море, температура которого равна 23 градусам, можно видеть купающихся туристов. 28-летний копт по имени Мина согласился быть моим проводником в монастырь прп. Антония Великого, куда повез нас за 80 евро на личном автомобиле его сверстник — мусульманин Махмуд. Они давние друзья, и оба прибыли в один год на заработки в Хургаду из Каира, где жили в «квартале мусорщиков» — Маншият-Насир. По рассказам продавца сувениров Мины, неплохо овладевшего на своем рабочем месте русским языком, он совсем не хотел, как его родители, всю жизнь заниматься сбором мусора и называться среди арабского населения «заббалином». Поэтому и покинул он коптский христианский квартал в Каире, где уже более сорока лет его родные и близкие занимаются утилизацией и переработкой мусорных отходов. Надоело и водителю Махмуду вывозить в Каире зловонные пищевые остатки, поэтому и он тоже оставил своих знакомых и переселился на юг. Здесь ему повезло — удалось найти работу в одной хургадской фирме, занимающейся перевозкой и доставкой в гостиничные комплексы продуктов питания.

Мина никогда и сам не бывал в основанном в 356 году монастыре прп. Антония Великого, хотя один раз в два месяца сюда приезжают паломники из родной ему коптской церкви в Хургаде, куда однажды поздним вечером он меня и сопроводил — ввиду моего интереса. Копты трудятся по 12 — 13 часов в день, и даже по воскресеньям, поэтому службы в их церкви проходят незадолго до полуночи — специально для тех, кто в дневное время не имеет возможности молиться перед иконами. У Мины, как и у многих христиан-коптов, ниже запястья на внутренней части правой руки имеется синяя татуировка в форме маленького креста — знак принадлежности к христианам… При первом же знакомстве он и продемонстрировал мне татуировку-крест. …И вот наконец после трех часов пути водитель Махмуд свернул с основной трассы налево и уже через полчаса на родном арабском языке произнес, что появившиеся впереди на нашем пути высокие башни и пальмы — это и есть въезд на территорию монастырского городка… Впрочем, это можно было понять и без перевода на русский, который сделал Мина — торжественно и громко. Махмуд решил не заходить во двор самого монастыря и обещал, что будет в течение всего времени находиться в машине, припаркованной около сувенирного магазина. «Отсюда, — произнес Махмуд, — примерно 300 километров до Каира, а до Красного моря несколько десятков километров».

Окруженный живописными горами монастырь, высота стен которого достигает 12 метров, считается одним из самых красивых и крупнейших в Египте — его территория занимает около 10 гектаров. Он был открыт для посещения паломников и туристов в первых числах февраля 2010 года после пятилетней реставрации, на которую власти страны выделили 14, 5 миллионов долларов.

По преданию именно в этих местах, выше нынешнего монастыря, в горной пещере вел аскетический образ жизни и скончался на 105 году прп. Антоний Великий (около 251— 356 гг.) — раннехристианский подвижник и пустынник, основатель отшельнического монашества.

Прп. Антоний Великий родился в 251 году в Среднем Египте в семье состоятельных христиан, живших неподалеку от города Бени‑Суэйф, но в «Православной энциклопедии» 1 говорится, что место его рождения — селение «Кома ( совр. Киман-эль-Арус, близ г. Эль-Васта ) ».

В тех местах, где ныне расположен названный его именем монастырь, Антоний провел в одиночестве в скальной пещере двадцать лет. Сюда он перебрался из другой пещеры, где к нему приходило много гостей. Где бы не подвизался в аскетических подвигах Антоний, к нему стекались люди. По преданию, искусный проповедник Антоний занимался в этих местах врачеванием, поэтому к нему шли люди за исцелением духовных и физических недугов. Некоторые из них решили поселиться рядом со своим учителем. Часть из сподвижников Антония построила себе нехитрые жилища, другие разместились в близлежащих пещерах. После кончины святого к месту его уединения стали стекаться многочисленные паломники из Сирии, Эфиопии, Египта и других стран, которые искали здесь утешения и исцеления. Монастырь возник уже после смерти прп. Антония Великого. По одним данным, это случилось в 356 году, сразу после смерти святого, а по другим — между 361 — 363 гг. К началу IV века в Египте сложилась первая христианская монашеская община, и в 312 году она переместилась в ту пустыню, где и располагается ныне монастырь, носящий его имя св. Антония Великого.

Неоднократно, вплоть до середины VI века, первые монахи страдали здесь от многочисленных грабителей. По преданию, около 537 года византийский император Юстиниан I (483 — 565) повелел возвести окруженное стенами новое монастырское здание. Согласно «Православной энциклопедии», в VI в. здесь обитали коптские монахи-монофизиты, а в VII и VIII вв. появились православные, так называемые мелькиты (от арамейского слова «мелк» — царь, то есть сторонники византийского василевса) . В XI в. монастырь подвергся разрушению, в XV в. был брошен, но через два столетия монахи вновь заселили его помещения.

О подробной истории монастыря первый встретившийся нам с Миной монах посоветовал узнать в специальном бюро информации, устроенном слева от входа в монастырский двор. Стены бюро обильно оформлены крестами и иконками, в нем продаются сувениры для иностранных посетителей, причем цены здесь несколько выше, чем в монастырской лавке для коптов-христиан. Находящийся в бюро седовласый монах объяснил на английском двум туристам из Швеции и нам с Миной, что об истории монастыря «можно рассказывать целый день», он она подробно изложена в путеводителе, которого еще в продаже нет. Однако он предложил нам книгу коптского епископа Yostos, изданную в Египте на английском языке, — «The Garden of Abba Antony. The monastery of abba Antony at the Red Sea» (2008) .

В качестве подарка монах вручил гостям маленькую иконку прп. Антония Великого, а другие иконы, в том числе большего размера, предложил приобрести самим.

Оказалось, сопровождавший нас по территории монах ( имя свое он почему-то так и не назвал! ) говорил и на ломанном русском языке («Наверное, он армянин», — шепнул на ухо Мина) . «Безымянный» монах неожиданно попросил меня закатать рукав и на запястье правой руки быстро нарисовал шариковой ручкой лик прп. Антония Великого.

Единственное, что произнес монах в ответ на вопрос о том, как его зовут, было: «Копты-иконописцы свои работы не подписывают».

Монашествующие, пояснил провожатый, носят поверх одеяния большой витиеватый крест из кожи черного цвета, имеющий этакие «завитки» — символическим числом 12. По своей форме он похож на две одинаковой длины линии, пересекающиеся под прямым углом, их концы размножены. Три витиеватых излучины — символ Святой Троицы — на каждом из четырех концов креста символизируют 12 апостолов. Обычно к иконографическим атрибутам прп. Антония Великого относится так называемый «Т-образный крест», но в монастыре или в коптской церковной лавке его не увидишь.

Внутри монастыря располагаются семь церквей, из них самая древняя (XVI в.) — в честь св. Антония Великого. В эту церковь и повел нас сопровождающий монах. В другие храмы мы так и не попали: они все были закрыты. По дороге в одной из построек монах открыл ключом дверь и показал нам древнюю трапезную, длинный стол и скамьи которой вырезаны из камня. Перед храмом св. Антония Великого все гости должны снимать обувь и лишь в носках проходить внутрь здания. Показывая сохранившиеся средневековые росписи, монах отметил, что пещеры и стены уже первого монашеского поселения были украшены иконами и фресками. Настенные росписи храма датируются XIII в., но они подвергались реставрации в конце XX в. Среди христиан Египта распространено мнение, что само искусство иконописи родилось в древние времена именно в их стране. В качестве доказательства они перечисляют черты сходства икон и древнеегипетской живописи. «Лица святых, особенно мучеников, свидетельствуют об умиротворенности», — сообщил монах, показывая на уцелевшие фрески. Как известно, иконографии коптов свойствен специфический стиль. Он проявляется в том, что на иконах отсутствуют лишние детали, чтобы все внимание молящихся сосредоточивалось только на образе святых. При этом тщательно выписываемые глаза святых изображаются крупнее, относительно пропорций всего лица. Сами глаза обращены в какую-то безбрежную даль, а не на молящихся. Рот на иконах уменьшен в размерах, то же можно сказать и о голове, которая по сравнению с телом несколько уменьшена. Лики святых на иконах пишутся фронтально, они смотрят прямо в глаза верующих. При этом для иконописцев не особо важны перспектива и глубина изображаемого пространства.

Сопровождавший нас монах, спешно завершая экскурсию в храме прп. Антония Великого, посоветовал нам далее самим подойти к святому источнику воды на территории монастыря, посмотреть необычную по форме голубятню, вылепленную из глины в виде башни, и обязательно побывать в пещере прп. Антония Великого.

Увидеть наиболее почитаемую монастырскую святыню — пещеру прп. Антония Великого — можно только после того, как пройдешь более километра вдоль скал. Далее надо подняться по лестнице, насчитывающей более 1100 ступеней.

После посещения пещеры мы вернулись с Миной в бюро информации монастыря, чтобы уточнить другие вопросы.

Монахи утверждают, что прах св. Антония Великого хранится в храме преподобного, хотя в справочной литературе такой информации нет. Известно, что мощи прп. Антония Великого были найдены при византийском императоре Юстиниане (527—565) и торжественно перенесены из египетской пустыни в Александрию (около 529 года) , затем — в Константинополь (около 623 года) , а в 980 году — в Мот-Сен-Дидье ( ныне Сент-Антуан-л'Аббеи ) близ французского Вьенна (Франция) , где они хранятся в 114-килограммовом ковчеге и по сей день. Глава преподобного Антония с 1491 года покоится в церкви святого Иулиана во французском Арле 2. Нам удалось узнать, что монахов в монастыре чуть более тридцати: одни называют цифру 33, другие на два человека больше.

Монастырь, хранящий более тысячи древних рукописей, оборудован специальной сигнализацией. Попасть в библиотеку непросто, для этого необходимо соблюсти целый ряд формальностей, связанных с оформлением многих документов.

Не смогли получить мы вразумительный ответ на вопрос о том, сохранились ли какие-то архивные документы, связанные с пребыванием здесь в 1850 г. архимандрита Порфирия (Успенского) . По правилам монастыря паломник может остановиться в нем только на одну ночь. При этом гостю предоставят и простую пищу, однако обязательным условием является «помощь монастырю деньгами и продуктами питания». Чтобы остаться в монастыре на неделю или более, паломнику у себя на родине надо оформить документы и передать их потом на рассмотрение в Коптскую Церковь.

За пределами стен монастыря, на прилегающей к нему территории, находится много построек, где живут приезжающие сюда верующие копты. В магазине церковной утвари мы нашли множество недорогих сувениров, доступных для паломников. Например, иконы, которые греки и армяне в Иерусалиме называют «дутыми» и «выполненными из серебра» и сбывают по высокой цене русским паломникам, изготовлены не на Святой Земле, а в Китае, о чем свидетельствуют надписи на картонных упаковках каждой иконы. Цена таких «серебряных» икон в Египте в 5 — 7 раз ниже.

На этом можно и закончить краткий рассказ о паломничестве в монастырь прп. Антония Великого. Далее нас с Миной ожидала длинная дорога в Хургаду, откуда и началось наше путешествие.

1. Н. В. Герасименко Антоний Великий Православная энциклопедия. Том II. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. — С. 659-664. 2. См. Православная Энциклопедия.

Монастыри и монашество Зарегистрировавшиеся посетители могут подписаться на рассылку комментариев к этой статье. Написать комментарий Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается.

Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом.

На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет. Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят. Прим. : Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам. Ваше имя Ваш город Ваш e-mail Зарегистрированным пользователям логин пароль запомните меня личный кабинет, регистрация Ваш комментарий Подписаться на рассылку комментариев к этой статье.


Предыдущая страница

Источник текста


Ссылки на другие источники в источнике:

Статьи: История : Портал Богослов.Ru | Статьи: История : Портал Богослов.Ru | Статьи: История : Портал Богослов.Ru | Один день в коптском монастыре прп. Антония Великого (заметки паломника) : Портал Богослов.Ru | «Архивы Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря таят в себе бесценные богатства». Интервью с ... | В поисках афонской аскетической традиции : Портал Богослов.Ru | Письма Патриарха Фотия. История публикации и перевода : Портал Богослов.Ru | Проблема «женского священства» в современном протестантизме : Портал Богослов.Ru |
Проект «Положения о монастырях и монашествующих» ... ... постриге по 20 лет! Тот кто имел счастье быть постриженым в ИНОЧЕСТВО согласится с тем, что это не одно и тоже что быть рясофорной послушницей, это не возможно пережившим не понять! Молитвы, читаемые архиереем или священником, пострижение волос ВО ИМЯ ОТЦА И СЫНА И СВЯТАГО ДУХА (как при Крещении) разве это не обязывает к ответственности пред Богом? мон. Иоаким 14. 08. 2014 в 13: 45 Согласен с вами насчет рясофорного пострига. Даже хотя и нет канонов прямых о рясофоре, человек самим своим согласием на постриг, долгим пребыванием в монастыре свидетельствует о желании проводить монашескую жизнь. И правда, зачем иначе принимать постриг? Кстати, в «Положении» указано, почему в канонах нет напрямую указаний о рясофоре. Потому что чин пострига в рясофор начал складываться только в 12 веке. В древности вообще не было четких чинопоследований постригов. Но от этого же нельзя сказать, что все древние монахи имели право вернуться к мирской жизни. Например, кто постригал «официально» прп. Антония Великого или прп. Павла Фивейского? Но мы же не скажем, что они не монахи? Если человек каким-то видимым образом показывал намерение монашеской жизни – удалялся в пустыню например, то это ... Посмотреть другие результаты по теме ...

Постоянная ссылка: Один день в коптском монастыре прп. Антония Великого (заметки паломника) : Портал Богослов.Ru
Православный справочник - Источник из Источников "ПОИСКОВ.РФ"