Дионисий Ареопагит в работах святого Григория Паламы: к вопросу о ...

  001   002  003   004   005   006   007   008   009
В начало текстаВ конец текста
28 и 30, то есть в параграфах, непосредственно предшествующих и следующих за тем, который цитирует Риттер. Не Архангел Гавриил был причиной того, что Слово Бога воплотилось в Богородице, и не ангелы явили Божью Славу вифлеемским пастухам. А скорее Архангел объяснил Деве Марии значение того, что происходит с ней, тогда как ангелы (вестники) возвестили о значении – например, при рождении Спасителя – явления пастухам Божественного света и передали им «многопетое славословие» (Gloria in excelsis) [3]. Сама собой напрашивается мысль, что св. Григорий подразумевал здесь сходный отрывок из «О небесной иерахии» Дионисия 4. 4, касающийся Приснодевы: «Божественный Гавриил возвестил [букв. «посвятил в тайну»: emystagôgei ]… Марии, каким образом совершится в ней Божественное таинство неизреченного зачатия Бога» [4] и затем пастухов: «Другой ангел благовествовал пастырям, как людям, очищенным уединением [ anachôrései ] и тишиною [букв. «безмолвие»: hesychia ] и вместе с ним многочисленное воинство небесное передало земнородным известное хвалебное славословие» [5]. Заметим, что Дионисий наделяет здесь пастухов характерными аскетическими добродетелями, употребляя слова anachôrésis (отшельник) и hésychia (безмолвие) , превращая их, таким образом, в исихастов – фактически в монахов, ведущих «ангельскую жизнь» – и провидцев, узревших Божественный свет и служащих небесную литургию. Св. Григорий Палама ясно осознает значимость этого отрывка для своего толкования, о чем свидетельствует аллюзия на него в приведенной мною цитате из «Триад» 2. 3. 28.

В «Триадах» 2. 3. 30 св. Григорий разъясняет различие между опосредованным знанием и прямым видением: «…потому что дар знания большей частью посылается через то или иное посредство, а из богоявления большинство самоявленные» [то есть без посредников].

Он показывает это на примере Моисея на горе Синай, которому закон был дан «через ангелов, однако лицезрение и боговидение – не через них; они лишь истолковали [букв. «посвятили»: myésin ] ему увиденное». Кроме того, точно такое же различие проводит и Дионисий. В работе «О небесной иерархии» 4. 2 он тоже говорит о посредничестве ангелов при сообщении закона и том, что они научали отцев, живших до Моисея [6]. Но именно Моисей представляет собой яркий пример непосредственного контакта с Богом в известных строках из «Мистической теологии» 1. 3, в которых описано его схождение в таинственный мрак «неведомого» – мрак, который, кстати будет заметить, Дионисий в двух других случаях отождествляет с «неприступным светом» (ap rositon phôs) , о котором сказано в первом послании апостола Павла к Тимофею 6: 16. Св. Григорий, кстати, использует это отождествление Дионисия, когда хочет сказать то же самое Варлааму о мнимом мраке апофатического богословия в «Триадах» 2. 3. 50-51.

В другом месте «Небесной иерархии» 13 Дионисий посвящает целую длинную главу видению Исайи 6: 1-7. Здесь мы снова находим тот же иерархический принцип, который, как считают Мейендорф и Риттер, ставит под сомнение статус Дионисия как христианского апологета и, таким образом, делает его противником Паламы: «Подобно сему закону физического порядка, Высочайший Чиноначальник всякого порядка, как видимого, так и невидимого, обнаруживает сияние чистейшего света Своего, изливая его первоначально на высшие Существа, а чрез них уже приобщаются света Божественного и те, кои ниже их» [7]. Хочет ли Дионисий этим сказать, что «Божественный свет» проходит через высших ангелов и достигает тех, кто ниже их, – и в конце концов нас – как будто, если можно так выразиться, через последовательность «мембран», как, кажется, предполагается в этом отрывке? Конечно нет, и что это отнюдь не предполагается, станет ясно немного ниже. Во-первых, Дионисий отмечает, что высшие ангелы от Самого Бога направляют (или «ведут», или «указывают путь»: hégoountai) тем, кто ниже их, Божественную мудрость (theognôsia) и Богоподражательное действие (theomi mésia) . И тогда процитированный отрывок видится уже в другом свете и, как я думаю, четко согласуется с тем различием, которое, как мы видели, делает св. Григорий между знанием и видением. Это, во-вторых, подтверждается в анализе Дионисием самого видения Исайи. Ангел руководил пророка: «видение, представленное ему одним из приставленных к нам святых и блаженных Ангелов, при светлом руководстве [ cheiragôgia ] которого Богослов [Исайя] посвящен был в сие духовное видение, в котором (говоря символически) высшие Существа представлялись ему находившимися ниже Бога, близ Бога и окрест Бога, а Безначальный Всевысший – несравненно превышающий всех их, сидящим на престоле посреди верховных Сил…» [8] Короче говоря, ангел ведет и направляет Исайю к видению престола Божия, ангелов вокруг него и Самого Всевышнего. Это видение непосредственное, как Бога, так и ангельской службы – tés hieras autôn eulabeias, – которое Дионисий затем подробно рассматривает.
  001   002  003   004   005   006   007   008   009
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

антония рафаила эпактита | рафаила хававини | рафаил карелин | рафаила краснопольского | знать savoir connaître |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: Дионисий Ареопагит в работах святого Григория Паламы: к вопросу о «христологической поправке» и сходных проблемах : Портал Богослов.Ru
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера