Живя в эпоху головастиков Православие.Ru

  001   002  003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013
В начало текстаВ конец текста
Что делать, когда человек искренне живет духовной жизнью, участвует в таинствах, молится, много читает духовной литературы, а психологические (душевные) проблемы не уходят годами? Что делать, когда мучают не контролируемые (даже с помощью молитвы) страхи или панические атаки, неврозы, изводит хроническая усталость, раздражительность, агрессивность, истеричность, не дают покоя последствия психических травм? Что делать, когда мы испытываем различные зависимости, когда утопаем в конфликтах и в семье, и на работе? Мы часто не знаем, как строить свои отношения жениху и невесте, мужу и жене.

Этот список пополняется огромным количеством проблем наших детей и подростков: их неадекватное поведение, ночные детские страхи, заикание, энурез, непослушание, детская возбудимость, тревожность, проблемы в школе, плохие память и концентрация внимания. Мы в недоумении, как помочь выбрать ребенку профессию.

Куда обращаться с этим ворохом требующих разрешения проблем? А что мы знаем об акцентуациях, психопатиях, неврозах? Если что-то и читали, то как эти знания применить на практике? И здесь не всегда можно помочь только духовными или только общими, поверхностными психологическими советами. Часто проблема требует глубокого изучения, работы с деталями и нюансами. И здесь не обойтись без серьезных психологических знаний и опыта. Поэтому еще святитель Феофан Затворник считал, что будущее за союзом аскетического опыта и психологической науки.

И когда он читал свои лекции по нравственному богословию в Санкт-Петербургской духовной академии, опирался не только на Священное Писание и творения святых отцов, но и на жития святых и на психологию. Кстати сказать, будучи иеромонахом, он сам вел курсы психологии и логики. – Выходит, святые отцы современности не гнушались внецерковным опытом. Вообще антагонизм науки и религии – явление надуманное и достаточно позднее в истории человечества. Интересно, что Церковь с самого своего основания не пренебрегала опытом думающего человечества, с самого начала она мудро воцерковляла весь полезный опыт человечества. – Да, и в этом смысле отношение святителя Феофана к психологии укоренено в церковной традиции. А если вернуться к актуальности психологии для современного человечества, то она станет еще очевидней, если понять, что произошло с человеком за последние 100 лет, какой удар был нанесен душе и духовной жизни в целом. Долгие годы души большинства людей пребывали в оцепенении под игом навязанного, насильственного атеизма. И многие ли смогли очнуться от этого оцепенения? А сейчас мы сильно напоминаем головастиков: рациональное наше начало, эмоционально-чувственное ( или инстинктивно-страстное ) раздуты и постоянно стремятся управлять нашим сознанием и нашей душой. Дух же при этом пребывает в латентном, зачаточном состоянии. К тому же, среда, в которой мы живем, весьма агрессивна, и человек вынужден тратить основную часть своей энергии на выстраивание защит. А какое наше любимое слово? «Комфортно».

Современному человеку очень сложно воспринять так вот сразу, с улицы, все то духовное богатство, которое может дать ему церковная жизнь. С чего сегодня многие начинают свой духовный поиск? Со страха за свое душевное и телесное здоровье, за жизнь близких, от ужаса после содеянного смертного греха.

Приведу пример из своей практики. Девушка 20 лет, попавшая по своей вине в беду, мучимая тоской и страхом, приходит к священнику, вываливает на него груду проблем и ждет помощи. Священник очень сочувственно и лаконично советует: «Надо молиться». Но что такое «молиться», она еще не вполне понимает, молиться пытается, но прояснения не наступает. Она выходит из храма и думает: «Куда бы мне теперь пойти, что бы мне почитать? ». Переходит улицу и покупает сборник Блаватской, со всей ее прагматичной философией и оккультятиной, прочитывает запоем и после долго не идет в храм. Почему? Потому что эти книги рассчитаны на голодное, духовно безграмотное, гордое рациональное начало в человеке, которое требует, чтобы ему все объяснили и по полочкам разложили. Плюс духовный голод с тягой ко всему мистическому и таинственному толкает на различные эксперименты. Да еще инстинкт самосохранения требует срочных, быстродействующих, интеллектуально привлекательных рецептов оздоровления души и тела. Отсюда и колоссальное увлечение буддизмом у современных людей. Различные эзотерические учения дают пищу именно бесконечно раздутому ratio.

Разум современного человека – это прорва, в нее сколько ни клади, все будет мало. А ведь знания только дверь в духовную жизнь, но не она сама. Митрополит Антоний Сурожский рассказывал, что приходил к нему один прихожанин и спрашивал, и спрашивал, умные вопросы задавал о духовной жизни. Но проходит большой период времени, вопросы идут по второму кругу. Тогда митрополит Антоний сказал ему, что надо уже переходить из ума в сердце, потому что хоть на рассудочном уровне многое уже прояснилось, но для полноценной, глубокой духовной жизни этого недостаточно, нужен личный внутренний опыт. Понимая особенности современного человека, митрополит Антоний давал время беседам, разговорам. Почему у него так много проповедей на абсолютно современном грамотном психологическом языке? Потому что к нему приходили образованные эмигранты и европейцы, русские и англичане с выраженным рациональным началом. Это рациональное начало требует разрядки, пищи и некоторого просеивания, очищения, перенастройки.
  001   002  003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013
В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

часовня иконы божией матери тихвинская варгинского моста | церковь введения пресвятой богородицы храм салтыкова моста | часовня александра невского тучкова моста | часовня николая чудотворца каменного моста | часовня фроловского моста |

Источник текста


Постоянная ссылка: Живя в эпоху головастиков Православие.Ru
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера