О Божестве Господа нашего Иисуса Христа и о средствах нашего спасения ...

  001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011  012   013   014   015   016   017   018   019
В начало текстаВ конец текста
; практически же строго следовал в продолжение более года всем предписаниям Церкви, соблюдая все посты и все церковные службы. И я убедился, что учение Церкви есть теоретически коварная и вредная ложь, практически же собрание самых грубых cyeверий и колдовства, скрывающего совершенно весь смысл христианскаго учения» 13. Первое положение Толстого ясно, как солнце. Теперь никто не сомневается в том, что он «отрекся от Церкви». Но мотивы отречения графа очень слабы. Особенно поражает этот «более года» продолжавшийся практический искус графа. Невольно подумаешь: какая насмешка над делом – ссылаться на такой краткий срок испытания человеку, долгие годы коснеющему в своих мудрованиях! Другие чуть не целую жизнь терпеливо борятся с обуревающими их сомнениями, невыразимо тяжко страдают, непрестанно плачут о грехах и молят Бога об их прощении, – и все-таки, не отступают от Церкви, этой, по словам св. Киприана, «непорочной и стыдливой невесты Христовой» 14, укрепляемые свыше обетованием: побеждающему дам вкушать от древа жизни ( Апок. 2: 7 ) . Так, наприм., бл. Иероним с потрясающим красноречием описывает свои аскетические подвиги в сирийской пустыне, где он был Scorpionum tantum socius et ferarum и где дни и ночи напролет проводил в слезных молитвах, борясь с своею природою, пока не вышел победителем из трудной борьбы 15. А подвиги Антония Великого, с неподражаемым драматизмом описанные Флобером? А полная лишений жизнь Павла Фивейского, Илариона и Пахомия и других многочисленных подвижников? Что иное представляют их «Жития», как не обличение измены Толстого «практическому следованию» предписаниям Церкви?

16. В других случаях тот же человек с неистощимой энергией преследует свои цели. Но вот дело коснулось религии, – и по истечении какого-нибудь года времени истощаются силы. Именно оскудеша крепцыи вавилонстии, еже ратовати ( Иер. 51: 30 ) . Что касается заявления графа о том, что он «перечитал все» об учении церкви, то заметим прежде всего одно, что граф Толстой не читал, как следует, самого главного, а, именно, Евангелия, иначе он не утверждал бы, наприм., того, будто «общественная молитва прямо запрещена Христом» 17. Будь действительно запрещена Христом такая молитва, то Он не преподал бы апостолам следующего наставления: истинно говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего небесного, ибо где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их ( Мф. 18: 19–20 ) . Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам ( Ин. 16: 23 ) . Речь идет, очевидно, об общественной молитве, ибо обращена к апостолам, собранным на тайной вечери. Молитесь, – говорит Спаситель в Гефсимании апостолам – чтобы не впасть в искушение ( Лк. 22: 40 ) . Не сказал Господь: разойдитесь по всем углам и закоулкам гефсиманского сада, и там каждый из вас, т. е. апостолов, пусть молится, как ему заблагорассудится. Нет, смысл Христовых слов ясен: молитесь вместе все, сколько вас есть, увещает Он апостолов не к частной, но к общественной молитве. Преподавая им образец молитвы – «Отче наш», – Господь предполагает не иное, как именно общественное моление, равно и ученики просили Его: научи нас молиться. Он сказал им: когда молитесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах ( Лк. 11: 1–2 ) . Едва ли умственному взору апостолов и Самого Христа при этом предносились двенадцать камер, в каждой из которых находившийся молитвенник, затворив дверь свою ( Мф. 6: 6 ) , уединенно читал прошение чудной молитвы.

Киприан Карфагенский: «Учитель мира и Наставник единства не хотел того, чтобы молитва совершалась в одиночестве и частно, так, чтобы каждый, когда молится, молился бы только за себя. Ибо мы не говорим: „Отче мой, Иже еси на небесех“, и не говорим: „хлеб мой даждь ми днесь», каждый из нас не просит об оставлении только своего долга, не молится об одном себе, чтобы не быть введенным в искушение и избавиться от лукавого. У нас всенародная и общая молитва, и, когда мы молимся, то молимся не за одного, но за весь народ, потому – что мы, весь народ, составляем одно» 18. Где же, спрашивается, в Евангелии дано указание об этой «общественной, прямо запрещенной Христом, молитве»? В VI, 5–13 Евангелия от Матфея. Но в Мф. VI, 5–13 Спаситель только наставляет верующих насчет частной молитвы, лучше всех нас, конечно, предвидя такие случаи, когда каждый из верующих может быть поставлен в невозможность присутствовать за общей молитвой. Но преподавать наставление насчет частной молитвы совсем еще не означает запрещения молитвы общественной. Из того, что школьник может заниматься и дома, ведь не вытекает требование касательно закрытия школ.
  001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011  012   013   014   015   016   017   018   019
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

прииме пустыне поморского сборника духовных стихов 179 кон xix частное собрание | прп иоанн мхеидзе икона частное собрание | свт ефрем переяславский икона кон частное собрание | наперстный крест память отечественной войне 1812 частное собрание 10-е xix | прп иосиф оптинский икона 2010 иконописец яшина частное собрание |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: О Божестве Господа нашего Иисуса Христа и о средствах нашего спасения - читать, скачать - протопресвитер Евгений Аквилонов
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера