ИОАННА БОГОСЛОВА ОТКРОВЕНИЕ • Православная Энциклопедия под редакцией ...

  001   002   003   004   005   006   007   008   009   010  011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В начало текстаВ конец текста
Тем не менее есть основания считать И. Б. O. родственным в жанровом отношении пророческим книгам ВЗ. Уже применение Иоанном понятия «пророчество» к содержанию своей книги (ср. особенно: Откр 22. 19 - «книга пророчества сего») может рассматриваться как указание на то, что он стремился подчеркнуть ее преемственную связь с пророческими книгами. Еще показательнее наличие в книге эпизодов и использование оборотов речи, жанровая близость к-рых к ветхозаветным пророчествам не вызывает сомнения. Так ими являются сцены призвания Иоанна к пророческому служению с «вкушением свитка» и символического действия измерения храма, совершаемого им после повеления «пророчествовать о народах, и племенах, и языках, и царях многих» (10. 1 - 11. 2; ср. : Иез 2. 1 - 3. 3; 40. 3; Зах 2. 1-2) ; слова «так говорит…» в посланиях 7 Церквам ( главы 2-3 ) с описанием Говорящего и последующей оценкой состояния пророка (ср. : Ис 42. 5; 43. 1, 14, 16; Иер 2. 2, 5; Иез 2. 4; 5. 5; 13. 3; Ам 2. 1; Авд 1) .

Запечатление избранных. Миниатюра из Толкования на Апокалипсис Беата Лиебанского. Сер. X в. (NY Morgan. M. 644. Fol. 201v) Но наиболее весомое свидетельство о родстве И. Б. O. с ветхозаветной пророческой лит-рой - наличие в книге мн. аллюзий, большинство к-рых относится к пророческим книгам (Deiana. 1982; Beale. 1984; Idem. 1998; Fekkes. 1994; Moyise. 1995; Pisano. 2002; Mathewson. 2003; Jauhiainen.)

И. Б. О. содержит не просто отдельные аллюзии на ее текст, но в нем отражены целые разделы и образные сферы Книги прор. Иезекииля, так что можно говорить об определенном структурном параллелизме обоих книг (Vanhoye. 1962; Lust. 1980; Ruiz. 1989; Kowalski. 2004; Das Ezechielbuch in der Johannesoffenbarung. Neukirchen-Vluyn, 2004; Boxall. 2007; Buitenwerf.)

2007 (. Примерами таких перекличек могут служить следующие тематические блоки: призвание к пророческому служению) Иез 1. - 3. 21; Откр 1. 9-20; 4-5; 10 (, запечатление избранных) Иез 9. 1-11; Откр 7. 1-8 и др. места (, измерение храма) Иез 40-43; Откр 11. 1-2 (, воскресение) Иез 37. 1-14; Откр 11. 3-14; 20. 4-6 (, Гог и Магог) Иез 38-39; Откр 20. 7-10; ср. : 16. 13-16; 19. 19-21; (, заключительные видения Нового Иерусалима) Иез 40-48; Откр 21. 1 - 22. 5 (.)

Подобное сочетание в И. Б. O. элементов апокалиптического и пророческого жанра органично ввиду происхождения апокалиптики из ветхозаветного пророчества. Но этим жанровая сложность И. Б. O. не исчерпывается. Книга содержит и элементы эпистолярного жанра - она обрамлена начальным и заключительным пожеланиями благодати ( Откр 1. 4-5; 22. 21 ) , в 1-м указаны отправитель и адресат, а главы 2-3 содержат послания каждой из 7 асийских Церквей - общему адресату И. Б. O. Значение эпистолярной составляющей книги для ее экзегезы исключительно велико (Karrer. 1986) . Будучи обращенным к определенным читателям, И. Б. О. в своем богословии исходит из конкретных обстоятельств, призывает к принятию верных решений в их ситуациях. Учет исторической, культурной и социально-политической обстановки, в к-рой находятся общины запада М. Азии, их внутренних проблем и проблем взаимоотношений с окружающим нехрист. миром - необходимое условие правильного истолкования И. Б. O.

Еще одной жанровой особенностью И. Б. O. можно считать наличие литургических мотивов. Картины поклонения Богу и Агнцу представлены в гимнах (4. 8, 11; 5. 9-10, 12, 13; 7. 10, 12; 11. 17-18; 12. 10-12; 15. 3-4; 16. 5-7; 19. 1-8) , образность и словоупотребление которых, вероятно, отражают особенности синагогального и раннехристианского богослужения (Prigent. 1964; J ö rns. 1971; Schimanowski. 2002; T ó th. 2006) . Подобный Сыну Человеческому является Иоанну на Патмосе «в день воскресный» (1. 10; букв. : «в день господский», ἐν τῇ κυριακῇ ἡμέρᾳ) , т. е. день богослужебного собрания. Во вступлении ( 1. 1-8 ) и заключении ( 22. 6-21 ) книги нек-рые исследователи усматривают черты литургического диалога между чтецом и общиной (Vanni. 1991; ср. Откр 1. 3: «блажен читающий и слушающий слова пророчества сего») . Эти особенности И. Б. О. позволяют говорить о его сознательной литургической стилизации. Как послание, адресованное церковным общинам, оно, очевидно, предполагало устное прочтение на богослужебных собраниях. Высказывался и взгляд на И. Б. O. как на своего рода устное «литургическое действо» (Barr. 1986) . Широкое использование в нем числовой символики, а также наличие тех или иных видов повторений считают в таком случае мнемоническим приемом, призванным облегчить запоминание текста при восприятии его на слух.

Нек-рые исследователи отмечают в И. Б. O.
  001   002   003   004   005   006   007   008   009   010  011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

иоанна богослова откровение |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: ИОАННА БОГОСЛОВА ОТКРОВЕНИЕ • Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, мобильная версия
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера