> Дело дня: Помогите ребёнку <

Посвященные миряне Православие.Ru

  001  002   003
В начало текстаВ конец текста
Настоятели монастырей при этом могут получить право совершать благословение над назначаемыми на специальные монастырские должности со специальной молитвой.

Церковнослужители в древности Преподаватель Коломенской духовной семинарии священник Дмитрий Полещук напомнил, что сам институт чтецов, упоминающийся уже в раннехристианских текстах, возник потому, что в древней Церкви далеко не все люди умели читать – даже некоторые епископы не владели этим навыком. Читавшие люди были дороги для церковной общины, занимали привилегированное положение и исполняли функции евангелистов. С распространением грамотности, примерно с середины III века чин чтеца стал сводиться к произнесению за богослужением текстов Апостола. Тогда же появился чин постановления во чтеца, дополненный в VI века.

Институт иподиаконов возникает так же рано, во II веке. Первоначально их обязанностью было наблюдать за порядком в храме. Со временем чин поставления дополнялся и к XIV веку сформировался окончательно. «Мы можем говорить о древности и преемственности традиции поставления церковнослужителей, берущей начало ещё в первые века христианства», – подчеркнул отец Димитрий. Он также обратил внимание, что каждый чин церковнослужителей в древней Церкви выполнял особую задачу. Впоследствии это разделение потеряло смысл и приобрело символическое значение.

Отец Димитрий отметил, что наличие тех или иных чинов должно исходить из литургической практики. Он также согласился с мыслью, что молитву на благословение алтарника можно вернуть в богослужебную практику, чтобы человек исполнял пономарское служение с большей ответственностью.

Латинская традиция Преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии протодиакон Константин Маркович остановился на чинах церковнослужителей в латинской традиции. Он отметил, что нынешняя трёхступенчатая система управления Церковью ( епископ-благочиние-приход ) фактически сложилась в Риме в первые века христианства, а исторические вызовы и задачи, стоявшие в то время перед Римской Церковью, схожи с вызовами, актуальными для современной Русской Православной Церкви.

Развитие младших чинов следует рассматривать в контексте развития трехступенной системы, полагает отец Константин. Уже во II веке папский диакон и архидиакон занимал привилегированное положение в Риме. Папа Сикст I повелел, чтобы к священным сосудам не прикасались непосвящённые. Папа Эгин распределил полномочия и обязанности между чинами высшего и низшего клира, а Папа Фабиан разделил округа между прихожанами и поставил для них семь иподиаконов и семь нотариусов. Папа Гай определил, что все степени служения должны проходиться по очереди, и установил для них четкую иерархию: привратник (остиарий) , чтец (лектор) , экзорцист, свещеносец (аколит) , иподиакон (субдиакон) . Уже после Миланского эдикта Папа Юлий I постановил, что ни один клирик не должен обращаться в светский суд.

В промежутке между V и VII веком в латинской традиции появляется тонзура (выбритые волосы на темени) . По преданиям Римско-Католической Церкви, первая тонзура была еще у апостола Петра. Но, по-видимому, тонзура возникает в понтификат, предшествующий понтификату Папы Григория Двоеслова — у этого святого есть соответствующее поучение. Символика тонзуры в том, что человек, вступающий на путь служения Церкви, должен отогнать от себя посторонние мысли и посвятить разум Богу.

Интересно, что на «младшие чины» при посвящении не возлагались руки. Они посвящались путем вручения им знаков их служения: остиарию — ключей, лектору — богослужебных кодексов, экзорцисту — книги с молитвами, аколиту — незажжённой свечи, субдиакону — пустых литургических сосудов: патены (аналог дискоса) и чаши.

Все эти чины просуществовали в Римской Церкви до Папы Павла VI, который в 1972 году отменил все степени, кроме лектора и аколита, а также упразднил тонзуру. В нынешней Католической Церкви соответствующие обязанности выполняют миряне (министранты) . Тенденции гендерного равноправия приводят к тому, что все большую роль начинают играть служители-женщины (министрантки) , которые даже читают Апостол на Папских мессах. В ответ на замечание, что подобная практика существует и в Русской Православной Церкви, отец Константин возразил, что у нас женщины читают Апостол «не от хорошей жизни», а лишь когда на приходах не хватает мужчин. В Риме же это происходит «из соображений толерантности и равноправия».

Целеполагание и практика Заведующий отделом аспирантуры Российского православного университета Павел Герасимов отметил, что для решения вопроса о чинах церковнослужителей в современной Русской Церкви необходимо богословски его осмыслить. По его словам, человек, который не понимает причину и цель своих действий, подобен врачу, не понимающему природы болезни.

Проследив упоминание темы за последние два года в таких русскоязычных источниках, как «Журнал Московской Патриархии», газета «Церковный вестник», база диссертаций Российской государственной библиотеки и электронная база РИЦ, Герасимов констатировал, что проблема служения младших клириков современной Церковью практически не осмыслена. Есть научные знания, но не существует опыта их обдуманного применения на практике. «Всякая деятельность в этой сфере приведет к непредсказуемым последствиям», — подчеркнул докладчик.
  001  002   003
В начало текстаВ конец текста

Вам может быть интересно:

архиеп житомирский гурий сагерский стефан грузинская церковь клириками монахинями свято-анастасиевском мон-ре фотография июня 2007 | клировые ведомости | чиновнике новгородского софийского собора | монахи клиросе мон-рь ксенофонт | часовня при водокачке троицком серафимо-дивеевском монастыре |

Источник текста


Постоянная ссылка: Посвященные миряне Православие.Ru
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера