Источник текста

Благовещение в Московском Кремле - Православный журнал "Фома"


Первое строение на месте нынешнего каменного собора, было возведено еще на рубеже XIII–XIV веков – это была деревянная церковь Благовещения на каменном основании.

В конце XIV века постройку из дерева снесли и возвели небольшой каменный храм с подклетом. В этом помещении, по некоторым сведениям, хранилась царская казна.

Благовещенский собор, внутреннее убранство В XIV столетии храм играл важную роль в жизни страны. Во-первых, он располагался рядом с царским дворцом и, следовательно, был домовым храмом правителей. Во-вторых, здесь крестились, исповедовались и венчались великие князья Московские; настоятели собора были духовниками великих князей, а впоследствии – царей.

Благовещенский собор связан с именами двух великих мастеров-иконописцев: Феофана Грека и Андрея Рублева. До нас дошла запись от 1405 года о том, что «начали подписывать церковь каменную Святое Благовещение на князя великого дворе, а мастера были Феофан иконник Гречин, да Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублев». Именно здесь впервые и было зафиксировано в документах имя будущего великого русского иконописца преподобного Андрея Рублева.

Иконописцы расписали не только стены собора, но и иконостас, который стал поистине шедевром русского иконописного искусства. Образы деисусного чина были написаны на досках высотой более двух и шириной более одного метров. Для того времени иконостас был очень внушительным.

Помимо общего замысла и прорисей Феофан Грек написал для иконостаса три центральные иконы: «Спас», «Богоматерь» и «Иоанн Предтеча», также ему принадлежит образ «Апостол Павел». Преподобный Андрей Рублев написал для Благовещенского собора образ «Архангел Михаил», а также семь икон праздничного чина.

Почти в самом конце XV века собор ждали серьезные изменения. В 1484 году, по повелению великого князя Ивана III, прежний каменный храм был разобран и заново заложен. Спустя пять лет – в 1489 году – его строительство завершилось. Собор теперь венчали три купола, а сам он с трех сторон был окружен крытой галереей. Так как здание возводили мастера из Пскова, то в нем отразились многие черты псковской архитектуры.

Иконы и величественный иконостас были заранее сохранены и помещены в новый собор, а вот роспись стен пришлось делать заново. Правда, и в этот раз ею занимался знаток своего дела. В 1508 году стены были украшены мастерами под руководством известного иконописца Феодосия, который был сыном и учеником не менее известного Дионисия.

Так как собор всегда был домовым для князей и царей, то и роспись в нем была на соответствующую тему: на стенах собора – образы великих императоров Византии, а также русских князей – Владимира Мономаха, святых Александра Невского, Даниила Московского, Димитрия Донского и других. Помимо этого особенностью росписи (стены паперти) являлось изображение двенадцати мудрецов-язычников: Аристотеля, Плутарха, Платона и других. Эти образы символизировали то, что приход Мессии предчувствовали не только иудеи, но и язычники, которые жили, может, и не по заповедям, но по закону совести.

Вся роспись Благовещенского собора затем неоднократно реставрировалась и поновлялась. Так было при царе Алексее Михайловиче, императрице Екатерине II, а также в XIX веке (т. е. трижды) .

В правление Ивана IV Грозного собор снова перестроили. На четырех его углах были возведены одноглавые приделы, а основное здание стало пятиглавым: в итоге собор увенчали девять (!) глав.

В ноябре 1917 года Благовещенский собор сильно пострадал при артиллерийском обстреле Кремля. Так, было разрушено крыльцо здания. Через полгода, в марте 1918 года, когда правительство большевиков заняло Кремль и запретило доступ в него посторонним, был закрыт и Благовещенский собор.

Что касается святынь, то в Благовещенском хранилась икона Божией Матери «Донская», с которой святой Димитрий Донской шел на Куликово поле. Позднее она была перенесена в Донской монастырь столицы. Другие же святыни – это чудотворная икона Божией Матери «Пименовская», принесенная в 1381 году из Константинополя патриархом Пименом, и крест святого императора Константина Великого. Его некогда подарил Владимиру Мономаху византийский император Алексей Комнин. ( 1 votes, average: 5, 00 out of 5 ) Загрузка...




Источник текста


Ссылки на другие источники в источнике:

Благовещение 2016 | СМС-поздравления с Благовещением - Православный журнал "Фома" | Благая весть, изменившая мир - Православный журнал "Фома" | Благовещение в христианском искусстве - Православный журнал "Фома" | Благовещение в Московском Кремле - Православный журнал "Фома" | Благовещение: иконы и картины - Православный журнал "Фома" | Благовещение Пресвятой Богородицы - Православный журнал "Фома" | Благовещение 2016 - Православный журнал "Фома" | В день Благовещения произошло двойное событие – явление милосердия Божиего по отношению к людям и ... | Боттичелли - рыцарь Богоматери - Православный журнал "Фома" |
Сегодня в столичном метрополитене на станции ... ... Организаторами выставки выступили: Синодальный информационный отдел Русской Православной Церкви, православный журнал «ФОМА» и Московский метрополитен. В церемонии открытия приняли участие: зам. председателя Синодального информационного отдела Игорь Мещан, зам. начальника метрополитена по имущественно-земельным отношениям и коммуникациям Владимир Погонин, настоятель храма Александра Невского при МГИМО протоиерей Игорь Фомин. Фотографы-участники выставки в своих работах рассказывают о самых запоминающихся моментах эпохи, которую называют «вторым крещением Руси». На выставке представлены как современные, так и уникальные архивные фотографии конца 1980-х – начала 1990-х годов. В июле 2013 года в столицах трех государств — Москве, Киеве и Минске — откроются торжества, посвященные 1025-летию Крещения Руси. Для посетителей выставка будет открыта с 25 июня по 10 сентября в часы работы метрополитена. Вход свободный. ... Посмотреть другие результаты по теме ...

Постоянная ссылка: Первое строение на месте нынешнего каменного собора, было возведено еще на рубеже XIII–XIV веков – ...