> Помогите ребёнку на реабилитацию <

Лилия Ратнер. Пейзаж как воспоминание об Эдемском и Гефсиманском ...

  001   002   003   004  005   006   007   008   009   010
В начало текстаВ конец текста
Все нации имеют какие-то свои особенности в характере и это очень важно. Поэтому надо не кичиться своей какой-то исключительностью, не отгораживаться от других, а понимать, что мы все призваны каждый по-своему раскрыть Божий замысел о мире. Вот французский пейзаж XVII века.

Самый ярчайший его представитель Николя Пуссен – художник, которого отличает необыкновенная логика, рационализм. Вообще потребность в высшем остается, хотя о Боге думают все меньше и меньше, и вера падает. Французские художники утверждают, что предмет искусства только прекрасное и возвышенное. Идеалом, к которому художник должен стремиться, становится античность. Они снова возвращаются к этому языческому миру. Бог открыл свой замысел о мире, как ни странно, язычникам в первую очередь. Они поняли, что мир создан по законам гармонии, красоты и порядка. Идеалом, к которому они хотят стремиться, является античность. Для Николя Пуссена характерном стремление к этой упорядоченности, чувству меры. Он утверждает единство человека и природы. Изображение природы не реальной, а улучшенной, так сказать, сочиненной.

Вот этот пейзаж называется «Пейзаж с Полифемом». Здесь античный персонаж, одноглазый великан Полифем. А здесь, внизу, уже сюжет – нимфы, их игра, любовь, какие-то такие сюжеты. Сам пейзаж выверен до мельчайших подробностей. Сейчас мы не можем на этом сосредоточиться, но необыкновенно рационально продуман и сделан, причем человек всегда песчинка, а пейзаж, природа грандиозна.

Время Людовика XIV (Король солнца) – это долгая эпоха в культурной жизни Франции. В это время родилось совершенно особое придворное искусство. Необычайная пышность, которая требовалась для прославления короля, и в это время появляется так называемый реальный пейзаж, то есть парк. Пейзаж, творимый на самом деле. Версаль таков, например. Это парк, который представляет собой ни что иное, как модель парадиза, рая. Но если кто-нибудь бывал там, то, конечно, такой рай поражает. Это именно французское видение. Это геометрически четкие, проложенные по единой как бы линейки дорожки. Это деревья, подстриженные в виде геометрических форм. Все тоже упорядочено, все необыкновенно сведено к геометрии просто. Как бы все лишнее выброшено.

Английский парк, который примерно в это время тоже возникал, совершенно другой. Он, наоборот, требует как бы естественного ландшафта. Там малейший холмик сохраняется, старое дерево особенно оберегается. Дорожки извилистые и бегут прихотливо, как им самим хочется. Даже где-то строятся специальные руины так называемые – это как бы воспоминание о другом золотом веке. Вот такой сад.

Что такое XVIII век во Франции? Это особенный век. Хочется на нем остановится отдельно. Он особенный в истории всего человечества. Это так называемая эпоха Просвещения. Что это такое? Накапливающийся исподволь протест против религии в искусстве XVIII века принял особую форму, особый стиль, который называется рококо (от слова rocaille – раковина, извилистая, причудливая какая-то форма) . Что это такое за время? Это было время, когда впервые в истории человечества было заявлено, что Бога нет вообще и не было никогда, что человек рождается от природы добрым и вполне прекрасным, если его правильно воспитывать, то будет все в порядке, то на земле воцарится полное благоденствие, его портит среда. Появилась целая школа философов – Вальтер, Дидро, Руссо – они прославлял природного человека, который от природы хорошо, добр, и его портит просто жизнь. Но вы понимаете, что это все миф, но вместе с тем убедить оказалось очень легко общество, чья вера уже была подточена.

Вот представьте себе, что если Бога нет, то значит, нужно брать от этой жизни как можно больше всего. Если она одна, если нет никакого воскресения, если нет никакой вечности, нужно хватать все, что можно, можно жить, как мне хочется – наслаждать, наслаждаться и наслаждаться. И появляется вот такое искусство наслаждения. Это удивительно совершенно жанр. Маленькие картины изумительно красивые по живописи, изысканные, утонченные, всегда какая-нибудь маркиза, переодетая пастушкой, и какой-нибудь ее кавалер пастушок танцую, музицируют на лоне природы, а природа – это просто театральные кулисы. Жизнь только театр, и в ней все люди актеры, и они призваны играть какие-то роли, а на самом деле они хотят жить в свое удовольствие. Любви нет, потому что любовь предполагает жертву, подвиг (настоящая любовь) . Это игра в любовь.

Вот сейчас перед нами картина, которая называется «Путешествие на остров любви». Это античный миф о таком острове любви. Вот общество разнообразное, пестрое, галантное, кавалеры, дамы, которые отправляются на этот остров, чтобы предаться там наслаждениям всевозможным. Это игра в любовь. Это, конечно, не настоящая любовь. Художники этого направления не могли расписывать храмы, как вы понимаете.
  001   002   003   004  005   006   007   008   009   010
В начало текстаВ конец текста

Источник текста

Вам может быть интересно:

геннадиевская библия | гефсиманский скит | гефсиманский имя равноапостольной марии магдалины монастырь | гефсиманском скиту | александр гефсиманский |
Постоянная ссылка: Лилия Ратнер. Пейзаж как воспоминание об Эдемском и Гефсиманском садах | Православие и мир
> Помогите ребёнку на реабилитацию <
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера