Источник текста

Паломничество в Свято-Крестовоздвиженский женский монастырь – Азбука паломника


Идёт загрузка карты… 1762 Полтавский Крестовоздвиженский женский монастырь — Свято-Крестовоздвиженский женский монастырь православный монастырь Полтавской епархии, памятник архитектуры национального значения. Содержание

9 Ссылки История Монастырь основан в 1650 г. по благословению Киевского митрополита Сильвестра (Косова) игуменом Мгарского монастыря Каллистратом, на средства 1-го Полтавского полковника Мартына Пушкаря, а также других представителей казацкой старшины и горожан. В 1695 г. обитель сожгли крымчаки, в 1709 г. – разорили шведы, которые, втащив сюда свои пушки, обстреливали из них город. По преданию, знаменитое пулевое ранение в ногу (25 июня 1709 г.) , – из-за которого Карл XII был скован в движениях в день Полтавской битвы, – получено королем близ монастыря (при объезде аванпостов) от казаков (верных Петру) . В память победы, с 1803 г. архимандритам обители повелели носить на скрижалях мантии образы прп. Сампсона Странноприимца (в день его памяти произошла битва) и св. вмч. Георгия Победоносца, а в 1857 г. к монастырю был приписан Свято-Сампсониевский храм на поле сражения.

В 1775-1786 гг. монастырь был резиденцией епископов Славянских, в 1786-1797 гг. – Екатеринославских; в 1792 г. здесь был погребен широко известный своими проповедями и благочестием Екатеринославский архиеп. Амвросий (Серебренников) , а в 1801 г. – свт. Афанасий (Вольховский) ; в 1790‑х гг. в обители жил и викарий Екатеринославской епархии епископ Иов (Потемкин) (†1823) – племянник Григория Потемкина; при учреждении в 1884 г. в Полтавской епархии должности викарного епископа Прилукского, монастырь стал его резиденцией. В 1923 г. обитель закрыли, в 1942 г. она возродилась как женская, в 1960 г. была вновь закрыта, в 1991 г. – возрождена.

В монастыре началась история Славянской семинарии, созданной трудами Славянского архиеп. Евгения (Булгариса) : в 1778 г. в обители устроили школу для подготовки монастырских певчих; в том же году ее реорганизовали в духовное училище и перевели в город, где оно в 1780 г. было преобразовано в семинарию; еще до перенесения семинарии в 1798 г. в Новомиргород, в ней учились основоположник новой украинской литературы Иван Котляревский (†1838) , переводчик античных классиков Николай Гнедич (†1833) , украинский писатель Василий Гоголь-Яновский (†1825) – отец Николая Гоголя (†1852) . Семинария находилась в непосредственном ведении владык Славянских, ее ректорами были архиеп. Никифор (Феотоки) и митрополит Гавриил ( Банулеско-Бодони ) . С 1818 г. при обители существовало мужское духовное училище: до 1876 г. оно находилось в подаренном монастырю помещении на склоне холма, а затем было переведено в город (действовало до 1918 г.) .

Посетивший Полтаву в 1845 г. поэт Тарас Шевченко изобразил монастырь на одном из рисунков и упомянул в повести «Близнецы» (1855) . Строки об обители есть и в поэме Лины Костенко «Маруся Чурай» (1979) о полулегендарной полтавской певице сер. XVII в. : «Той монастир недавно збудували. Там дзвони є на різні голоси. Його Пушкар з Іваном фундували, раніш були ліси там і ліси» («Тот монастырь построили недавно. Звонят в нем на любые голоса. Он учреждался Пушкарем с Иваном, а раньше были там леса… леса») . Описание Территория обители протянулась с севера на юг (по оси мысовидного выступа холма) , в виде узкого ромба с усеченными вершинами острых углов. Она опоясана кирпичной оградой 1-й пол. 1990-х гг. ( на месте аналогичной ограды 1880-х гг. ) . В центре северного «торца» обители кольцо ограды включает 4-ярусную 47-метровую колокольню 1786 г. в стиле украинского барокко, напоминающую по отделке Великую колокольню Киево-Печерской Лавры. Западнее колокольни устроены св. врата. Севернее колокольни, вне монастыря, в 1991 г. сооружен памятный знак в честь монастырского некрополя, уничтоженного в советское время (исполнен в виде каменной трапеции с вмурованными фрагментами уцелевших надгробий) . На юг от колокольни, по оси монастырской усадьбы, расположены (в порядке удаления) Крестовоздвиженский собор, храм Св. Троицы, храм св. прав. Симеона Богоприимца.

Крестовоздвиженский собор возведен на стыке XVII–XVIII вв. в стиле украинского барокко и сочетает мотивы древнерусского (3 продольных нефа, 6 опорных столпов) , деревянного украинского (5 основных куполов расставлены прямым, а не диагональным крестом) и западного (еще 2 купола воздвигнуты на углах притвора) зодчества. Между колокольней и собором находится могила монахини Антонии (Жартовской) (†1991) , собравшей подписи в пользу возрождения монастыря. Между собором и храмом Св. Троицы сооружена ротонда над чтимым источником.

Храм Св. Троицы построен в 1995-1999 гг. на месте снесенной в советское время одноименной церкви XVIII-XIX вв. (построена в 1750 г. и перестроена в 1864 г.) , служившей, как и собор, местом погребения архиереев. В 2001 г. в крипте храма погребен митрополит Полтавский и Кременчугский Феодосий (Дикун) .

Храм св. прав. Симеона Богоприимца соорудил в 1887 г. полтавский меценат Иннокентий Котельников (†1902) в память единственного сына Симеона (†1886) : мальчик умер в Полтаве, когда его везли на юг для лечения от туберкулеза, и перед смертью завещал похоронить себя в Крестовоздвиженской обители, которая очень понравилась ему (отец исполнил волю сына, затем поселился в Полтаве и стал благотворителем монастыря, за что удостоился звания почетного гражданина города) .

Вдоль западной части ограды обители, напротив собора, протянулся корпус келий 1770 г. постройки, поновлявшийся в 1863 и 1892 гг. Южнее, напротив храма Св. Троицы, имеющего статус прихода, в 1990-х гг. выстроен дом приходской Свято-Троицкой общины. Еще южнее, также вдоль ограды, тянется корпус келий, сооруженный в 1889 г. Иннокентием Котельниковым, с домовым храмом прп. Серафима Саровского 1-й пол. 1990-х гг. Кроме указанных зданий, в южной и восточной частях монастырской усадьбы находится несколько хозяйственных строений. Святыни Икона Божией Матери «Упование всех концов земли» Оригинальный образ Пресвятой Богородицы «Упование всех концов земли», написанный в 1821 г. иноком Даниилом (Московченко) на стене кельи в монастырской колокольне, утрачен в советское время. Сохранилась единственная копия иконы, бывшая келейной у сщмч. Василия (Зеленцова) (в 1918 – миссионер, 1919-1920 – священник, 1925-1926 – викарный епископ, †1930) . Некоторое время она находилась в частном владении, затем – в Свято-Макариевском храме. В 1990-х гг. святыня перенесена в монастырь (празднование – 6 нояб.) .

Отель " Турист " На живописном берегу знаменитой реки Ворскла, среди вековых деревьев зеленой зоны разместились корпуса туркомплекса «Турист», подчеркивая величие природного творения. Из окон отеля открывается вид на холмы с церквями, монастырями и лесными массивами над берегом реки Ворскла. Отель придерживается принципа обслуживания с высоким качеством по низким ценам. Удачное расположение отеля, удобный подъезд, хорошо развитая собственная инфраструктура, широкий перечень предлагаемых услуг, приемлемые цены, доброжелательный персонал создают прекрасные условия для работы и отдыха. Адрес: " Украина, 36022, Полтава, ул. Мира, 12 Телефоны: +38 0532 57-27-61; 099 260-37-28; 066 810-54-33; 067 682-56-91 Отель " Явир " Гостиница расположена в деловом и культурном центре города, на пересечении одной с центральных улиц города Полтавы (ул. Фрунзе) , рядом с выгодной транспортной развилкой.
Предыдущая страница

Источник текста


Ссылки на другие источники в источнике:

Файл:Вознесенский храм Полтава2.jpg — Азбука паломника | Файл:Успенский храм Миргород.jpg — Азбука паломника | Файл:Мгарский монастырь4.jpg — Азбука паломника | Файл:Троицкий монастырь Полтавская область.jpg — Азбука паломника | Файл:Мгарский монастырь2.jpg — Азбука паломника | Файл:Мгарский монастырь3.jpg — Азбука паломника | Паломничество в Троицкий Велико-Будищанский женский монастырь – Азбука паломника | Паломничество в Свято-Макариевский кафедральный собор – Азбука паломника | Паломничество в Миргород, Свято-Успенский храм – Азбука паломника | Паломничество в Спасо-Преображенский Мгарский мужской монастырь – Азбука паломника | Паломничество в Полтаву, Спасо-Вознесенский храм – Азбука паломника | Паломничество в Полтаву, Свято-Сампсониевский храм – Азбука паломника | Паломничество в Свято-Крестовоздвиженский женский монастырь – Азбука паломника | Паломничество в Козельщанский Рождества-Богородичный женский монастырь – Азбука паломника |
Паломничество в Свято-Крестовоздвиженский женский ... ... загрузка карты… 1762 Свято-Крестовоздвиженский женский монастырь Полтавский Крестовоздвиженский женский монастырь православный монастырь Полтавской епархии, памятник архитектуры национального значения. Содержание 9 Ссылки История Монастырь основан в 1650 г. по благословению Киевского митрополита Сильвестра (Косова) игуменом Мгарского монастыря Каллистратом, на средства 1-го Полтавского полковника Мартына Пушкаря, а также других представителей казацкой старшины и горожан. В 1695 г. обитель сожгли крымчаки, в 1709 г. – разорили шведы, которые, втащив сюда свои пушки, обстреливали из них город. По преданию, знаменитое пулевое ранение в ногу (25 июня 1709 г.) , – из-за которого Карл XII был скован в движениях в день Полтавской битвы, – получено королем близ монастыря (при объезде аванпостов) от казаков (верных Петру) . В память победы, с 1803 г. архимандритам обители повелели носить на скрижалях мантии образы прп. Сампсона Странноприимца (в день его памяти произошла битва) и св. вмч. Георгия Победоносца, а в 1857 г. к монастырю был приписан Свято-Сампсониевский храм на поле сражения. В 1775-1786 гг. монастырь был резиденцией епископов Славянских, в 1786-1797 гг. – ... Посмотреть другие результаты по теме ...

Постоянная ссылка: Паломничество в Свято-Крестовоздвиженский женский монастырь – Азбука паломника
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"