Дневник. Том V. 1862, Март - читать, скачать - праведный Иоанн ... |
30, 9 ]; о втором грехе я припал в храме к престолу благодати и к Агнцу Божию, на нем почивающему, с покаянием и сокрушенным сердцем, сказав: Агнче Божий, вземляй грех мира, помилуй мя, согрешил пред Тобою: презрех нищего.
И Он опять снял с меня тяжкое бремя греха и мирное, легкое, сладостное иго Свое возложил на меня. Слава милосердию Твоему, Агнче Божий! Марта 28-го дня 1862 г.
Упование на богатство, на пищу и питие, на одежду, жилище, на людей есть хула на Духа Святого, ибо мы Духом Святым живем, а не пищею и питием, или одеждою, или домом, или человеком. Брат не избавит, избавит ли человек? [ Пс. 48, 8 ]. В брате, который должен тебе чем-либо: например если он изобидел тебя чем-либо, или туне ест твою пищу и пьет питие, или взял деньги, – созерцай себя самого, который ежедневно причиняет бесчисленные оскорбления Отцу Небесному и, значит, должен Ему тьмою талант и которому премилосердый Отец ежедневно прощает множество грехов. Еще: в брате, приходящем к тебе туне хлеб ясть, виждь себя, туне ядущего Хлеб животный 76 – Христа Господа. Находи в этом случае повод к радости о благости Отца Небесного и прославлению щедрот Его. Он (диавол) был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи [ Ин. 8, 44 ]. Диавол вначале был сотворен весь истинен, но не устоял в истине и лишил себя всякой истины, сделавшись ложь, то есть прямою противоположностию истины. Дух есть истина [ 1Ин. 5, 6 ], говорит Владыка, то есть существо Духа Бога есть истина, потому что Дух Божий есть Сый и от Него всё, вместе с Отцем и Сыном – мир мысленно – духовный и мир чувственный, вещественный. Диавол есть ложь, то есть, превратившись сам из истины в ложь, в существо мечтательное (хотя и остался сам действительным, то есть с бытием своим) , и из себя производит всё мечтательное, обольстительное, не сущее, или ложное; только от Сущего – истинное, только от Жизни – жизнь. Диавол же, сделавшись не тем, чем был (из истины – ложь) , и производит из себя то, что не есть, то есть мечту, ложь, не жизнь, а смерть, ибо древо от плода своего познается, и никак не может произвести истины, потому что он отпал от ней совершенно и существо свое превратил в ложь, в отрицание всякой истины, а чего не имеет в себе, того не может и произвести из себя, – только от Сущем и Истинного сущее и истинное. Мы, поколику стоим в истине, в Боге, производим истинное: истинные и благие помыслы, святые чувства и добрые дела; а поколику стоим во лжи, плодим из себя противоположное, диавольское, Господь нарицает не сущая, яко сущая [ Рим. 4, 17, а диавол существующее- несуществующим. О, отрицание бытия и жизни! О, призрак духовный! О, мечтатель! Потому он обольщает людей и делает их, если они верят его мечтам как истине, соумысленниками своими. Дух истины есть жизнь: Дух животворит [Им. 6, 63], говорит Господь; по противоположности, дух лжи – диавол – есть смерть, потому что един живот наш – Бог, а что противоположно Ему, то смерть. Жизнь заключается только в истине, потому что истина есть Бог, виновник всего сущего и живущего.
О, Кронштадт! В нем наравне с лавками и лавочками, трактирами, харчевнями, клубами, театрами, кондитерскими, винными погребами наравне стоят и домы блудилищные, как бы лавочки какие, в которые распутное юношество ходит удовлетворять преступную алчность своей страстной плоти! О! Какой усердный служитель сатаны Кронштадт! О, какое зло эти домы блудные! Я сказал: они стоят наравне с лавочками. Это сказано верно, без преувеличения. Как в лавочку без зазрения совести заходит всякий, нуждающийся в пище и питии, или в винный погреб заходит всякий, кто пьет вино или охотник до винных веселостей, – так в домы блуда с наглостию и каким-то видом законности идут все охотники до юпитеровых похождений 77, нимало не стыдясь гнусности своих поступков и требуя себе жалких существ в человеческом образе, но не человеков по делам, как бутылку вина или меду. |