Учение Оптинских старцев

  047   048   049   050   051   052   053   054   055   056  057   058   059   060   061   062   063   064   065   066   067
В начало текстаВ конец текста
Придерживаясь этих соображений, можно обойти помысл, если только не медлить и не увлекаться им.

6. 4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА И ПОМОЩЬ БОЖИЯ» В отношении хульных помыслов следует заметить, что враг внушает нам хулу на кого-либо в надежде, что эту хулу мы повторим. Это нельзя делать ни мысленно, ни тем более вслух. Преп. Амвросий предостерегает: Знай, что хулу, внушаемую врагом на кого либо, вполне повторить грешно, и вредно, и оскорбительно [2, т. 2, с. 88].

Здесь мы подошли к теме ответственности человека. До сих пор речь преимущественно шла о действиях врага, который инициирует помыслы, и непричастности человека к созданию помыслов. Человек должен в силу данной непричастности учиться не смущаться и не бояться помыслов. Однако если человек соглашается с помыслом, например повторяет хулу на другого человека в разговоре, то становится виновным в грехе.

Преп. Никон дает подробное наставление на этот счет: … Враг рода человеческого не дремлет, ему хочется запнуть стопы человека, сбить его с дороги. Он борет человека всевозможными способами и средствами, он возбуждает мысленную брань, то есть борьбу с грехом в мыслях человека, с целью ввергнуть человека в грех и делом. Тяжела эта борьба. Доводит она иногда человека до уныния и разслабления, даже до согласия на грех.

И вот это согласие на грех уже погрешительно перед Богом. И в нем нужно каяться. Но если удержался человек, не впал в грех самым делом, то, значит, не запнулись стопы его, не споткнулся он. Но лишь человек выпустит веления закона Божия из памяти своей и из чувства сердца своего, грех прельщает его, и он падает, запинаются стопы его, он сбивается с дороги, греша уже не мысленно только, но и делом ( т. 2, с. 77 ) .

Враг вызывает мысленную брань в человеке, т. е. ситуацию, когда человек вынужден бороться с проникновением и углублением греховного прилога в душу человека через сочетание и сосложение. Цель врага — сделать эту борьбу настолько тяжелой для человека, чтобы он впал в уныние и безволие, и в конце концов согласился на грех.

Согласие на грех, т. е. готовность согрешить не в мыслях только, но и на деле, уже погрешительно перед Богом. В мысленной брани мы не должны сдаваться, уступать давлению врага и выполнять его злую волю. Только терпеливое несение тяготы этой борьбы, отказ подчиняться врагу оставляет нас без греха. Старец указывает, каким оружием мы можем отразить врага. Это «веления закона Божия в памяти своей и в чувстве сердца своего». Стоит нам забыть о заповедях или охладеть к ним, грех нас прельщает и мы не можем одолеть его. И только наше покаяние и помощь Божия восстанавливают нашу способность бороться с грехом. Без покаяния сила Божия нас оставляет, как о том и говорит преп. Никон: Согласие с помыслами греха есть общение с врагом, отсюда отступление от нас силы Божией и помощи [2, т. 2, с. 70].

Как видно из поучения, Бог не наблюдает безучастно за мысленной бранью. В одних случаях Он использует Свою силу и помогает человеку, в других — оставляет человека. Знание почему так происходит важно, и преп. Никон поясняет: Господь ждет: куда склонится наше сердце — сохранит верность Ему или предаст Его из-за временной слабости греха.

Сказали святые отцы: «отсеки помысл — отсечешь и все». Очень важно помнить, что всяким согласием с грехом, а через грех и с бесами, мы предаем Господа, предаем Его за мерзостную цену греха. Кого и на что мы промениваем?! Личное несогласие на грех и борьба против него молитвою и исповедью — необходимы [2, т. 2, с. 78].

Отсечение помысла — вот цель, которую человеку необходимо ставить в мысленной брани. Отсекается помысл — отсекается все, в том числе делается невозможным согласие с грехом. Сопротивление бесов, насаждающих помыслы, должно преодолеваться усилием, борьбой, в которых главную роль играют молитва и исповедь. В этом случае человек сохраняет верность Господу и получает от Него помощь.

Позиция Бога — ключевой элемент учения старцев о помыслах. Хотя помыслы инициируются врагом, а человек вынужден от них защищаться, Бог попускает помыслы в наказание нам за гордость и ее плоды: высокоумие и т. д.

Преп. Лев показывает это соотношение между действием врага, нашей гордостью и попущением Божиим: …Вы получили некоторое спокойствие по прибытии от нас, чему завидуя, злокозненный враг вооружился против вас и смущает различными помыслами, представляя будто бы благословные причины, стараясь оными поколебать основание, на коем вы, при помощи Божией, желали созидать здание добродетели и благоугождать Господу.
  047   048   049   050   051   052   053   054   055   056  057   058   059   060   061   062   063   064   065   066   067
В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

икона божией матери споручница грешных молятся время греховного омрачения всяком унынии отчании скорби душевной день празднования марта | икона божией матери живоносный источник молятся страждущие телесными недугами страстями душевными немощами обращающиеся ней верою получают исцеления день празднования пятница светлой седмицы | икона божией матери взыскание погибших молятся при головной зубной боли лихорадке болезни глаз вразумлении отпавших веры православной погибающих детях благодатном браке пристрастия винопитию день празднования февраля | воспоминание отчасти святыя горы афонския како наречена бысть святая гора коих вин дел ради тако прозвася | икона божией матери почаевская молятся охранении ересей расколов нашествия иноплеменных исцелении слепоты как телесной так духовной освобождении плена день празднования июля |

Источник текста


Постоянная ссылка: Учение Оптинских старцев
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера