> Помогите ребёнку на реабилитацию <

Ответы на вопросы читателей журнала «Русский Дом» — апрель 2016 г. — ...

 001   002
В начало текстаВ конец текста
У меня вопрос о чистой и нечистой совести. Все, наверное, помнят слова поэта: «Да жалок тот, в ком совесть нечиста». И преподобный Максим Исповедник говорит, что совесть — вещь нужнейшая. Но особенно понятным становится нам это Великим постом, когда мы идем к Пасхе Господней. Какими добрыми делами должны мы загладить наши бесчисленные недобрые дела, чтобы приблизиться к ее свету «с непосрамленным лицом»? Сколько бы я ни старалась быть лучше, каждый день убеждаюсь в том, что по существу ничего не меняется. Я не имею в виду грубые грехи, но прежде всего то, что в нашей молитве «на сон грядущим» изо дня в день повторяется. Например, превозношение, осуждение, самолюбие, зависть. По совести говоря, разве это не грубые, не грубейшие грехи? Сам факт этого бесконечного повторения не свидетельствует ли, что речь идет о бездне, которая не имеет дна?

Л. Трофимова, г. Краснодар Слово Божие постоянно напоминает нам, что крещение есть обещание Богу доброй совести, спасающее нас Воскресением Христовым ( 1 Петр. 3, 21 ) . Да, на нашем пути к Богу есть преграда, которую Спаситель хочет убрать. Эта преграда — нечистая совесть. Никто не может избежать этой преграды. Она становится порой хронической болезнью. Что значит иметь нечистую совесть? Иметь нечистую совесть значит чувствовать себя виноватым, быть недовольным собой, потому что мы не в ладу с нашей совестью, потому что мы не достигаем того нашего подлинного «я», в котором заключен образ Божий. У нас нет согласия с самими собой, мы чувствуем себя несчастными. Мы сознаем себя связанными, мы находимся в неестественном положении, даже если это не перешло у нас в комплекс неполноценности.

Заметим попутно, что эта нечистая совесть может прекрасно сосуществовать с другим состоянием совести, когда мы очень довольны собой, лучше сказать, исполнены самодовольства. Эти два состояния нечистой совести — две стороны одной и той же преграды. В обоих случаях мы видим себя в зеркале нашего «я», подобно мифологическому Нарциссу. Если мы начинаем любоваться собой, мы превозносимся. Если мы не можем ничем себя оправдать, мы погружаемся в беспросветное уныние: мы осуждаем себя, казним себя и не видим никакого выхода. Нечистая совесть — состояние самого глубокого несчастья, причину которого мы не всегда способны осознать. Внутренне мы ощущаем себя, как евангельская согбенная женщина: мы ничего не видим, кроме приближающихся к нам чьих-то ног, и не различаем идущего к нам Господа.

Надо, чтобы Спаситель пришел к нам и восставил нас. И Господь приходит, чтобы возложить на нас руки, то есть излить на нас Духа Святого, от Отца исходящего, Который наполнит наши сердца и сделает нас свободными ( Ин. 8, 32 ) . Господь обращается к нам, постараемся услышать Его! Он не требует от нас, чтобы мы принесли Ему наши добрые дела, но прежде всего мы должны поставить перед собой другое зеркало и изнести себе другой суд. Нам необходимо увидеть Господа. Он — Единый Судия — совсем не такой, как мы воображаем. Судить для Него значит восстановить правду. И только Он один может это сделать. Он праведный Судия, потому что Он — Спаситель. А нечистая совесть — это неправедное состояние души. Мы созданы по Его образу, но как этот образ в нас искажен! Господь приходит восставить нас, Господь приходит освободить нас. Он говорил уже с нами через пророков: «Милости хочу, а не жертвы». Потому мы должны предать себя всецело Его милосердию, и наши сердца наполнятся Им. Мы начнем видеть ясно, мы обретем способность идти решительной поступью путем заповедей Божиих, то есть путем любви, в которой заключено все, что есть в жизни. Наша совесть нечиста, потому что мы забываем, что быть христианином значит жить и действовать в согласии с Духом Божиим, с дыханием любви и истины.

Вот для чего дается нам этот Великий пост. Каждый из нас должен приготовить в своем сердце путь Господу. Когда наша совесть становится нечистой, будем изо всех сил противостоять вражьему искушению. Оставим страх, скрывающий от нас лик Христа, — в Нем одном будем искать наше оправдание. Мы — пленники, ждущие освобождения. Мы — грешники, не теряющие надежды на прощение. Отбросим всякое уныние. Святые отцы говорят, что когда мы сосредоточены на себе, мы пытаемся сами творить свою жизнь, как если бы мы были Творцом. Когда наше сердце стеснено и наша совесть нечиста, устремимся к высшему суду, который совершает Христос, — единственный Спаситель, единственный Кто любит людей. Не существует иного праведного суда — суда спасения, кроме Его любви.
 001   002
В начало текстаВ конец текста

Предыдущий текст

Источник текста

Вам может быть интересно:

искушение диаволом иисуса христа пустыне | божественной литургией | христофором эммаусским | иоанна предтечи монастырь иордане | алтарная преграда |
Постоянная ссылка: Ответы на вопросы читателей журнала «Русский Дом» — апрель 2016 г. — Moral.Ru
> Помогите ребёнку на реабилитацию <
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера