Источник текста

Кострома|Церковь Иоанна Златоуста


Комментарии (1) Статью добавил (а) : JuNe, 16 декабря 2005 Среди старой застройки на посаде сохранилась едва ли не чудом церковь Иоанна Златоуста, которая обычно датируется 1751 годом. Упоминается в дереве еще в 1628-м, построена на средства Михаила Федоровича. Тогда рядом существовала зимняя церковь Фрола и Лавра, а это уже интересно – обычно храмы такого посвящений ставили там, где ногаи и прочие кочевники имели право торговать своими конями.

В советское время – центр Костромской епархии. Вероятно, в 1791 году к ней пристроили колокольню, уничтожив деревянный храм Фрола и Лавра, который все еще стоял рядом. Прежде рядом находилось кладбище, срытое лишь в конце 18-го столетия.

По этому храму особенно хорошо видно, как запаздывали вкусы в провинции, и то славно: хоть что-то, якобы древнее, украсило эту безрадостную часть города.

Статью добавил (а) : Алексей Груздев, 18 декабря 2005 Церковь во имя святителя Иоанна Златоуста 156013, г. Кострома, ул. Лавровская, 3 тел. (4942) 51-44-93 В писцовой книге города Костромы за 1628 год " в Златоустовской улице в Кузнецах " упоминается " ружная деревянная с трапезою церковь святых мучеников Флора и Лавра, да место церковное Иоанна Златоуста " . Улица, ведущая к храму, с давних времен получила наименование Лавровской. Здесь, недалеко от старой деревянной церкви, в 1751 году костромской купец Иван Семенович Аравин построил новый каменный храм во имя святителя Иоанна Златоуста. В 1791 году известные костромские купцы Дурыгины - владельцы многих домов и практически всех земельных участков на близлежащей Павловской улице - устроили в Иоанно-Златоустовском храме приделы в честь Тихвинской иконы Божией Матери, во имя святых мучеников Флора и Лавра и соименного одному из Дурыгиных великомученика Димитрия Солунского, Мироточивого. Иоанно-Златоустовский храм не закрывался даже в самые суровые годы гонений на веру и церковь в ХХ столетии. В тридцатых-пятидесятых годах ХХ века он являлся кафедральным собором Костромской епархии; здесь находилась главная святыня Костромской земли - чудотворная Феодоровская икона Божией Матери, сюда переносились многие иконы, богослужебные книги, церковная утварь и одеяния из закрытых в тридцатые годы церквей Костромы. В Иоанно-Златоустовском кафедральном храме 3 декабря 1936 года совершал свое последнее богослужение - всенощное бдение накануне праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы - священномученик Никодим, архиепископ Костромской и Галичский; вернувшись после богослужения домой, он был арестован и помещен в ярославскую тюрьму, где и скончался 21 августа 1938 года. В начале 60-х годов власти предприняли попытку закрыть Иоанно-Златоустовский храм. Вот что пишет об этом в своей книге " Священномученик Никодим: жизнь, отданная Богу и людям " (Кострома, 2001) архиепископ Костромской и Галичский Александр: " В начале шестидесятых годов, уже при Хрущеве, по Костромской епархии - как и по всей стране - прокатилась новая волна закрытия и разрушения церквей. Угроза нависла и над кафедральным Иоанно-Златоустовским храмом. Первым шагом к его закрытию стал перенос (по инициативе государственных властей) в марте 1964 года архиерейской кафедры в древнюю церковь Воскресения на Дебре, расположенную на берегу Волги. Власти полагали, что " сокращение на одну единицу количества действующих церквей в Костроме в значительной мере ослабит активность церковников " (Государственный архив Костромской области, ф. Р-2102, оп. 1, д. 64, л. 21) . Однако в октябре 1964 года Н. С. Хрущев был смещен со своего поста, развернутая им антицерковная кампания постепенно утихла, и храм на Лавровской улице - хотя и лишившись статуса кафедрального собора - сохранился как действующая церковь… " В шестидесятые-девяностые годы ХХ века недалеко от Иоанно-Златоустовского храма, на Лавровской улице, в небольшом одноэтажном деревянном доме располагались архиерейская резиденция и Костромское епархиальное управление (сейчас, с переносом резиденции и епархиального управления в новые здания, этот дом используется как служебное жилье епархии) . В настоящее время церковь во имя святителя Иоанна Златоуста продолжает действовать как приходской храм, любимый многими православными костромичами. Настоятелем церкви является протоиерей Валерий Бунтеев.

Статью добавил (а) : Александр Богданов, 29 марта 2010 Архитектурный облик памятника сложился в два этапа, отразив довольно широкий спектр стилистических особенностей. Храм представляет характерное для Костромы середины XVIII в. сочетание барочных форм и допетровских приемов. Типологически он очень близок к несохранившейся костромской церкви Всех Святых ( 1756-1757 гг. ) с высоким трехсветным четвериком, увенчанным пятиглавием. Трапезная и колокольня, а также апсиды выдержаны в стиле раннего классицизма, причем в архитектуре колокольни заметны и черты зрелого классицизма. Храм выстроен в 1751 г. на средства купца И. С. Аравина, трапезная и колокольня — в 1791 г. купцами братьями Дурыгиными. Очевидно, тогда же была заново сложена апсида (или переделаны ее фасады) . Частичному изменению подверглись в конце XVIII в. и фасады четверика храма. Тамбуры перед южным и северным фасадами храма, а также боковые одноэтажные пристройки к колокольне относятся к советскому времени. Ограда с воротами сооружены во второй половине XIX в.

Композиция кирпичной, оштукатуренной церкви построена по продольно-осевой схеме. Высокий трехскатный четверик храма завершен пятью главами с глухими цилиндрическими барабанами. С востока примыкает крупная, равная четверику по ширине апсида со скругленными углами, с запада — поперечно вытянутая трапезная. Скругленные апсиды боковых приделов частично заслоняют фасады храма. Над алтарями приделов поставлены глухие главы. Стройная трехъярусная колокольня увенчана шпилем. Фасады храма и трапезной отличаются скупым, лаконичным декором. Четверик на всю высоту объема обработан на углах огибающими лопатками. Окна — прямоугольные второго света и арочные третьего — обрамлены профилированными наличниками с лучковыми подвышениями. На восточном фасаде на уровне верхних окон помещены восьмиугольные ниши с живописными изображениями святых — это один из традиционных элементов в архитектуре памятника. Антаблемент четверика обогащен триглифами во фризе и мутулами в карнизе. Барабаны глав отличаются развитой барочной формой. Они усложнены выпуклыми ризалитами, завершены профилированным, сильно раскрепованным карнизом. Фасады трапезной и апсиды расчленены мелкими прямоугольными нишами, в которые заглублены окна с рамочными наличниками. Антаблемент имеет многообломный карниз.

Более развитым и пластически богатым декором обладают фасады колокольни с арочными проемами во всех ярусах. Два нижних яруса оформлены двухколонными портиками с треугольными фронтонами. Трехчетвертные колонны — тосканские, но антаблемент с триглифным фризом характерен для римско-дорического ордера. Верхний ярус обработан тосканскими пилястрами и завершен дробно профилированным антаблементом с сухариками в карнизе. Круглые люкарны под венчающей главой оформлены фигурными обрамлениями. Высокое пространство четверика перекрыто сомкнутым сводом. С апсидой, перекрытой полулотковым сводом, храм связан тремя проходами, с трапезной — одним широким арочным проемом. Двустолпная трапезная перекрыта в средней части крестовыми сводами, в боковых помещениях (приделах) — полулотковыми сводами с распалубками. Стенное письмо в храме позднее, живопись масляная, неоднократно промывавшаяся и правленая, но сохранившая иконографию и орнаментальный декор авторского варианта середины XIX века. В четверике росписи сохранились лишь на простенках и над аркой западной стены. В простенках — фигуры в рост святых Екатерины и Параскевы, Варвары и Нины, над ними в круглых медальонах погрудные изображения евангелистов. На западной стене композиция “Вознесение Господне”. Своды трапезной по склонам расписаны на сюжеты двунадесятых праздников. Центры сводов отмечены крупными орнаментальными розетками, от которых по ребрам сводов идут живописные рамы, имитирующие лепной декор классицистического стиля. Угловые композиции внизу сводов заполнены крупномасштабными орнаментальными вставками из круто завивающихся листьев аканта, розеток и с головками херувимов в круглых медальонах. Орнамент в стиле гризайли имитирует лепной декор классического стиля.

Пятиярусный иконостас четверика конца XIX века имеет классицистическую композицию с фронтоном, карнизами. “Тело” иконостаса выкрашено в зеленый цвет, накладная резьба и колонны позолочены. Современные иконостасу колонки установлены в двух верхних ярусах, ниже использованы витые барочные колонки иконостаса XVIII века, ему же принадлежали царские врата и кронштейны под колоннами. Детали накладной резьбы, плоско-рельефные, ажурные, современны “телу” и иконам, т. е. XIX в. Живопись икон — объемная, светлая, напоминающая олеографии. Центральная икона “Богоматерь Неопалимая купина” сохраняет иконописные приемы конца XVIII - начала XIX вв. (реставратор Г. Б. Губочкин) . Храмовый образ “Иоанна Златоуста” (реставратор А. М. Малафеев) является редким образцом костромской иконописи конца XVII — начала XVIII вв. с ее любовью к декоративным, орнаментальным мотивам. По позему иконы написаны пышно цветущие побеги, близкие по стилю к орнаментальным гравюрам “Требника” Петра Могилы 1644 г. Иконостасы приделов — двухъярусные, с высокой горельефной резьбой картушей, консолей, колонн и царских врат. В навершии между картушами — диагональная трельяжная решетка. Все элементы декора характерны для барочных иконостасов второй половины XVIII в. В четверике и трапезной перед иконостасами установлены киоты с иконами. Резьба их, геометрическая, псевдорусского стиля, позолочена по полименту, вероятно, они все принадлежали другому храму и принесены в период массовых закрытий храмов, так же как иконы с цированными орнаментами на позолоте начала XX в.

Вдоль красной линии улицы установлена кирпичная ограда с металлической решеткой простого рисунка на цоколе, между столбами. Квадратные столбы обработаны вертикальными филенками и завершены вазонами. Ворота в средней части ограды образованы прямоугольными пилонами с арочными нишами. Пилоны увенчаны разорванными треугольными фронтонами.

Лит. : И. Беляев. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб., 1863. С. 19; ИАК. Вып. 31, СПб., 1909. С. 101; Б. И. Дунаев. Кострома в ее прошлом и настоящем по памятникам искусства. М., 1913. С. 57; В. Н. Иванов и М. В. Фехнер. Кострома. М., 1955. С. 56. ГАКО, ф. Р-513 (Е. В. Кудряшов) , оп. 1, д. 68, л. 1-5, 7.

Средства церкви постоянные: капитал в пользу церкви 4610 руб., проценты с него 200 руб., церковная лавка, дающая доходу 280 руб. Церковная земля 1500 кв. сажень, план на церковную землю и межевые книги есть.

Причт: священник и псаломщик. Средства причта постоянные: причтовый капитал 3595 руб., аренда церковной лавки, дающая дохода 280 руб.

Прихожан муж. пола 152, жен. пола 169, по характеру занятий приход смешанный: чиновники, мещане, крестьяне, работающие на фабриках, кузнецы и мелкие торговцы. Прихожане живут в разных частях города. «Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии». Справочная книга, Кострома, Губернская типография 1911 г.

Добавить статью или комментарий Текст статьи Уведомить меня по итогам проверки статьи Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.

Источник текста


Ссылки на другие источники в источнике:

Холмечи|Церковь Тихвинской иконы Божией Матери | Большуха|Церковь Тихвинской иконы Божией Матери | Вщиж|Церковь Тихвинской иконы Божией Матери | Рапля|Часовня Тихвинской иконы Божией Матери | Старое Зимино|Церковь Покрова Пресвятой Богородицы | Саратов|Церковь Тихвинской иконы Божией Матери (строящаяся) | Ростов|Рождественский монастырь. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери | Псков|Церковь Илии Пророка быв. Ильинского монастыря | Вишкиль|Тихвинской иконы Божией Матери, молельный дом | Североонежск|Часовня Тихвинской иконы Божией Матери | Новое Козьяново|Часовня Тихвинской иконы Божией Матери | Ильинская Слобода|Церковь Илии Пророка | Парфентьево|Церковь Николая Чудотворца | Домашаны|Иоанно-Богословский женский монастырь. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери | Доброе|Церковь Тихвинской иконы Божией Матери | Поток|Церковь Тихвинской иконы Божией Матери | Борисовское|Церковь Тихвинской иконы Божией Матери | Стан|Церковь Воскресения Христова | Кекино|Церковь Тихвинской иконы Божией Матери | Санкт-Петербург|Церковь Тихвинской иконы Божией Матери в имении В.Н.Боброва "Тертулля" | Новинка|Церковь Тихвинской иконы Божией Матери | Мурино|Церковь Тихвинской иконы Божией Матери | Вычегодский|Церковь Тихвинской иконы Божией Матери | Санкт-Петербург|Часовня Тихвинской Иконы Божией Матери при СПУ №1 | Бураково|Часовня Тихвинской иконы Божией Матери | Волковское|Церковь Тихвинской иконы Божией Матери | Романово|Церковь Тихвинской иконы Божией Матери | Егла|Церковь Тихвинской иконы Божией Матери | Боровичи|Церковь Тихвинской иконы Божией Матери | Старый городок|Церковь Тихвинской иконы Божией Матери при Никольской больнице | Дмитриевское|Часовня Тихвинской иконы Божией Матери | Еглизи|Часовня Тихвинской иконы Божией Матери | Людково|Церковь Тихвинской иконы Божией Матери | Тула|Церковь Николая Чудотворца Часовенская | Речица|Церковь Тихвинской иконы Божией Матери | Вятка (Киров)|Спасо-Преображенский монастырь. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери | Белинский|Собор Покрова Пресвятой Богородицы | Филимоново|Церковь Димитрия Солунского | Любони|Церковь Тихвинской иконы Божией Матери | Глухово|Церковь Тихвинской иконы Божией Матери | Ярославль|Церковь Тихвинской иконы Божией Матери | Кутафино|Церковь Тихвинской иконы Божией Матери | Окунево|Церковь Тихвинской иконы Божией Матери | Выборг|Церковь Тихвинской иконы Божией Матери 7-го Финляндского стрелкового полка | Санкт-Петербург|Церковь Тихвинской иконы Божией Матери при подворье Троицкого Лютикова монастыря | Санкт-Петербург|Троицкая Александро-Невская лавра. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери | Творожково|Троицкий Творожковский монастырь. Часовня Тихвинской иконы Божией Матери | Поникли|Церковь Воскресения Словущего | Старая Рачейка|Церковь Космы и Дамиана | Заовражье|Церковь Рождества Христова | Санкт-Петербург|Часовня Тихвинской иконы Божией Матери | Санкт-Петербург|Троицкая Сергиева Приморская пустынь. Часовня Тихвинской иконы Божией Матери | Брест|Церковь Тихвинской иконы Божией Матери | Санкт-Петербург|Часовня Тихвинской Иконы Божией Матери при Колпинском морге | Мусирма|Церковь Тихвинской иконы Божией Матери | Княжево|Церковь Покрова Пресвятой Богородицы | Павлово-на-Неве|Церковь Тихвинской иконы Божией Матери | Никольское|Церковь Николая Чудотворца | Вадинск|Тихвинский Керенский (мужской) монастырь. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери | Юдмозеро|Церковь Тихвинской иконы Божией Матери | Кожпосёлок, урочище|Богоявленский Кожеезерский женский монастырь. Церковь Тихвинской иконы Божией ... | Акшуат|Церковь Тихвинской иконы Божией Матери | Шебекино|Церковь Тихвинской иконы Божией Матери | Акулово|Церковь Тихвинской иконы Божией Матери | Воссинансаари, остров|Тихвинский скит Валаамского монастыря. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери | Атиг|Церковь Тихвинской иконы Божией Матери | Кадышево|Церковь Тихвинской иконы Божией Матери (новая) | Великое|Церковь Тихвинской иконы Божией Матери | Обозерский|Часовня Тихвинской иконы Божией Матери | Пехлец|Церковь Тихвинской иконы Божией Матери | Обозерский|Церковь Тихвинской иконы Божией Матери | Борисоглебск|Собор Спаса Преображения | Серпухов|Часовня Тихвинской иконы Божией Матери | Курба|Церковь Казанской иконы Божией Матери | Нижний Новгород|Церковь Тихвинской иконы Божией Матери в Берёзовой Пойме | Осока|Церковь Тихвинской иконы Божией Матери (старая) | Малинищи|Церковь Тихвинской иконы Божией Матери | Хвалинская|Часовня Тихвинской иконы Божией Матери | Павлово|Церковь Тихвинской иконы Божией Матери | Чурилово|Церковь Тихвинской иконы Божией Матери | Рига|Часовня Тихвинской иконы Божией Матери | Холм|Церковь Тихвинской иконы Божией Матери | Идрица|Церковь Тихвинской иконы Божией Матери | Березовский Рядок|Церковь Успения Пресвятой Богородицы | Москва|Церковь Рождества Христова, что в Кудрине | Борок|Часовня Тихвинской иконы Божией Матери | Ульяновск|Церковь Тихвинской иконы Божией матери | Саратов|Спасо-Преображенский мужской монастырь. Собор Спаса Преображения | Братково|Церковь Спаса Нерукотворного Образа | Васильевское|Церковь Василия Великого | Скопин|Церковь Параскевы Пятницы | Красносельское|Церковь Тихвинской иконы Божией Матери | Боровск|Церковь Рождества Христова | Москва|Церковь Спаса Преображения в Богородском | Торжок|Церковь Параскевы Пятницы | Иркутск|Церковь Тихвинской иконы Божией Матери | Титовское|Церковь Тихвинской иконы Божией Матери | Серзево|Церковь Спаса Нерукотворного Образа | Кулиги|Церковь Покрова Пресвятой Богородицы | Рыбниковское|Церковь Тихвинской иконы Божией Матери | Выпуково|Церковь Тихвинской иконы Божией Матери | Чекуево|Церковь Спаса Преображения | Ново-Спасское (Новоспасское)|Церковь Тихвинской иконы Божией Матери | Казань|Церковь Тихвинской иконы Божией Матери в Старотатарской слободе | Светиково|Церковь Тихвинской иконы Божией Матери | Большевик (Дашковка)|Церковь Николая Чудотворца | Шапкино|Церковь Рождества Пресвятой Богородицы | Шадринск|Кафедральный собор Николая Чудотворца | Мегрино|Церковь Тихвинской иконы Божией Матери | Шалово|Церковь Тихвинской иконы Божией Матери | Данков|Собор Тихвинской иконы Божией матери | Никольское (Волковского с/о - бывш. Никольское-Долгоруково)|Церковь Николая Чудотворца | Кирсанов|Церковь Тихвинской иконы Божией Матери | Кострома|Церковь Иоанна Златоуста | Бардово|Церковь Тихвинской иконы Божией Матери | Ярославль|Собор Феодоровской иконы Божией Матери | Москва|Домовая церковь Тихвинской иконы Божией Матери при ЦКБ МП | Епифаново|Тихвинской иконы Божией Матери, молельный дом | Романщина|Церковь Тихвинской иконы Божией Матери | Москва|Церковь Тихвинской иконы Божией Матери, что в Малых Лужниках | Тула|Успенский монастырь. Церковь Спаса Преображения |
Златоуст|Церковь Иоанна Златоуста ... в западной части села, на небольшой площади у дороги; доминирует в окружающей застройке. Построена из кирпича и побелена. К настоящему времени утрачены верхние ярусы колокольни, глава храма и перекрытие трапезной. Интересный пример ярусного храма с развитым декором в стиле елизаветинского барокко. Основной двусветный четверик, сильно вытянутый по поперечной оси, имеет пониженные боковые части с двускатными кровлями и повышенную центральную, на которую поставлен крупный восьмерик с куполообразной граненой кровлей. Барочную сложность в объемное построение вносит узкий пониженный алтарный выступ в виде прямоугольника с дугообразной восточной стеной и вогнутыми углами в местах примыкания к четверику. Развитая по продольной оси пониженная трапезная равна по ширине основному объему; к середине ее западного фасада примыкает сохранившийся четверик нижнего яруса колокольни. Края фасадов четверика, восьмерика и трапезной отмечены парными пилястрами, по верху всех объемов проходит ступенчатый карниз. Выразительны фигурные барочные наличники окон (частью ложных) с ушами, фартуками и слегка изогнутыми лучковыми сандриками. Подкупольная часть перекрыта восьмилотковым сводом, ... Посмотреть другие результаты по теме ...

Постоянная ссылка: Кострома|Церковь Иоанна Златоуста
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"