Календарные заметки на 14 декабря: память святого пророка Наума : ...

 001   002
В начало текстаВ конец текста
13. 04. 2018 «Подлинное познание вещи есть ведение его логоса. Бог же созерцает их предвечно. Можно ли это наз... 12. 04. 2018 Он, направляя свою человеческую волю на всецелое послушание Богу, преодолевает греховные страсти, ... 12. 04. 2018 Он, направляя свою человеческую волю на всецелое послушание Богу, преодолевает греховные страсти, ... 12. 04. 2018 Человеческая природа Христа предельно преображала и обожена в самом зачатии. А естественные страсти... Проект документа «Пассия как элемент современного православного богослужения» 14. 04. 2018 ………. ………. Системный комментарий ….. Все церковные, храмовые службы, включая... Календарные заметки на 14 декабря: память святого пророка Наума [

О пророке Науме нам известно только из библейской книги, носящей имя пророка. Почти вся информация о нем самом содержится в надписании этой книги: «Пророчество о Ниневии; книга видений Наума Елкосеянина» ( 1: 1 ) . Одновременно надписание это является и названием текста. Здесь, несмотря на лаконичность, можно попытаться извлечь немало ценной для нас информации об авторе.

Само имя пророка, Нахум, которое переводится с древнеевреякого как «утешение» или «утешитель», могло быть псевдонимом или прозвищем автора пророческого текста. Родиной Наума называется Елкос, или Елкош. Иероним в IV веке предлагал видеть под указанным названием одну из деревень в Галилее, которую он именует «Элкеза» или «Элкезеум». [1] А вот автор сочинения «Жизни пророков» (VI в.) , которое ошибочно приписывали Дорофею Тирскому, идентифицировал Елкош с иудейским селением под названием Бет-габре (соременный — Бейт-Джебрин, в древности также называвшийся Элевтерополь) , которое находилось на расстоянии примерно 32 км на юго-запад от Иерусалима, на территории колена Симеонова. [2] «Средневековое раввинистское толкование, — пишет по этому поводу И. Вайнберг в своем " Введении в Танах " , — локализует ее на территории колена Шимеон, т. е. на юге Йехуды, где в эпиграфическом материале VIII-VI вв. до н. э. из Лахиша встречается уникальное в Танахе личное имя Нахум. Если учесть мнение французского исследователя А. Лемэра о существовании в позднее доменное время местной школы писцов в Лахише, то идея искать в этой среде создателя книги Нахума выглядит не такой уж невероятной». [3] Касательно времени, когда книга была составлена, имеются некоторые ориентиры: так в Наум 3: 8 упоминается о падении «Но-Амона», под которым явно подразумевается город («Но» — калька древнеегипетского слова nt, означающего «город») , где особо почитался божество Амон, то есть Фивы в Египте - самый значимый религиозный центр страны. О взятии города в 663 г. сообщается в надписи Ашшурбанипала, который захватил его. Этот год как раз и служит верхней границей для примерного определения времени написания книги пророком. Нижней же границей признается 612 год, когда в свою очередь была взята столица стремительно тогда клонившейся к закату ассирийской империи — Ниневия. Дискуссии по поводу последней даты ведутся до сих пор. Многие эгзегеты предлагают считать наиболее вероятной датой 625 г., когда на историческую сцену вступает основатель халдейской династии Вавилоне, отец Новуходоноссора II — Набопаласар, начавший сразу же активную и успешную борьбу с ассирийцами. Также вполне можно допустить и время уже после падения Ниневии, учитывая местами довольно точные подробности в описании штурма у пророка Наума. Данное предположение совершенно не противоречит восприятию текста как пророчества, так как под последним имелось в виду у евреев не столько предсказание будущего, сколько провозглашение воли Бога относительно тех или иных событий и деяний (как, например, пророческое обличение Нафаном преступлений царя Давида в 2 Цар 12) . Впрочем, непосредственное впечатление от текста такое: Ниневия еще не взята, хотя угроза, нависшая над ней, как утверждает пророк, неотвратима, и она вскоре должна осуществиться.

Ослабление Ассирийской военной державы, выразившееся в целом ряде поражений, которые нанесли ей в ходе восстания ваваилонсие и мидийские правители, стало основным внешним поводом, подвигшим Наума взяться за написание книги. Вместе со многими мыслящими людьми своего времени как в Иудее, так и за ее пределами пророк почувствовал наступление весны освобождения от рабства, угнетения и насилия, которые на протяжении полутора столетий чинили в отношении многих народов и государств ассирийские цари.

Пророк исполняется необыкновенного духовного энтузиазма и облекает свою речь в торжественную поэтическую форму. Но Наум, будучи захвачен обличительным пафосом, не просто радуется освобождению и жестко иронизирует над бессилием некогда могущественного государства-тирана; прежде всего он богословствует. Именно с поэтических рассуждений о божественном возмездии начинается его книга. Бог-Яхве, совсем было оставивший Израиль, снова начинает проявлять себя как Спаситель и Судия, совершая отмщение ассирийцам за весь «обман, убийства и...
 001   002
В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

книга пророка наума nahum book | раненый лев фрагмент рельефа царская охота дворца ашшурбанипала ниневии ассирия 669 635 | назарий лежава | часовня царственных страстотерпцев назарово | евдокией назиной |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: Календарные заметки на 14 декабря: память святого пророка Наума : Портал Богослов.Ru
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера