> Помогите ребёнку на реабилитацию <

Заметки о православной вере - читать, скачать - архимандрит Макарий ...

  011   012   013   014   015   016   017   018   019   020  021   022   023   024   025   026   027   028   029   030   031
В начало текстаВ конец текста


Всевышний, усердию верных внимая, Тобою на них свет Божественный льет. Божий храм Обращаясь к коринфянам, Апостол Павел пишет: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущаго в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога... Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» ( 1Кор. 6, 19–20 ) . Таким образом, человек уподобляется храму, причём, как в храме возносится хвала Богу, так и человек призван к прославлению Творца. Человек, являющийся венцом творения Господня, уподобляется жилищу Бога Живого – храму. В другом месте Апостол языков опять говорит на эту тему: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят; а этот храм – вы» ( 1Кор. 3, 16–17 ) . Но, как разорение храма, так и надругание над человеком, согласно Священного Писания, является большим грехом: «А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата... скажет: «безумный», подлежит геенне огненной» ( Мф. 5, 22 ) – говорит Христос.

В свою очередь, в образе храма имеются антропоморфные элементы и храм уподобляется человеку. Высказывания об этом встречаются, например, у современных авторов. Академик Д. С. Лихачев, говоря о красоте русской природы, русской души, пишет в «Заметках о русском»: «Московские церкви XVI и XVII вв. не случайно напоминают игрушку. Недаром у церкви есть глаза, шея, плечи, подошва и «очи» – окна с бровками или без них. Церковь – микрокосм... » 114. Таким образом, мы видим аналогию: храм – это место особенного присутствия Живого Бога; и человек – есть вместилище бессмертной души. Трёхчастный храм (алтарь, центральная часть и притвор) соответствует трёхчастной человеческой природе (дух, душа и тело) . В святом Крещении каждому человеку даётся ангел хранитель и имя святого угодника Божия. Храм освящается в честь святого, или священного события. Богослужебная жизнь Церкви даёт нам еще одно подтверждение этого соотношения: храм – человек. В древности в силу действовавших тогда Богослужебных уставов, праздновался не престольный праздник, как ныне, т. е. не именины храма, а день его рождения, т. е. дата освящения 115. В современном церковном календаре сохранилась только одна такая память из русской истории: 26 ноября полагается память освящения храма мученика Георгия в Киеве, воздвигнутого князем Ярославом в честь своего Небесного покровителя.

После апостольских времён понятие храм благодаря развитию гимногафической и гомилетической мысли получило развитие и приобрело различные новые значения, став амбивалентным. Этот образ часто применяется для прославлении Пречистой Девы Марии. Богоматерь, послужившая делу спасения рода человеческого, явилась храмом Божества. Кондак праздника Введения Богоматери во храм начинается словами «Пречистый храм Спасов... » В службе чудотворной иконе Неопалимая Купина (пам. 4 сент.) Она называется: «Храм Трисолнечнаго Света прекрасный» 116. Далее молящийся обращается с просьбой к Богоматери: «... храм мя чистоты и целомудрия соделай» 117. Святые подвижники, стяжавшие добродетели, также уподобляются храму. О пророке Захарии говорится: «Храм жив и одушевлен Божественнаго Духа был еси и посреде храма, славне, Богу служа чистым сердцем, неправедно заклан был еси» 118. В службе преподобному Симеону Столпнику ( 459; пам. 1 сент. ) подвижник прославляется: «... храм уготовил еси себе Господу Твоему» 119. «Небесным храмом» называются райские обители 120. В службе обретению мощей святителя Иоасафа Белгородского († 1754) , которое было совершено в 1911 году, говорится: «... еще живу ему сушу, храм Святаго Духа бывает» 121. В древнерусской книге «Изборник» 1073 читаем: «Храми Божии суть вои святии» 122. Эта мысль очень точно передаёт действительную суть храмов Церкви воинствующей, в земных условиях пребывающей. Одновременно в памяти возникает образ древнерусского храма, имеющего шлемовидное завершение

3, на Руси появилась практика строительства т. н. обыденных церквей. Эти храмы возводились всем миром за один день, как молитвенное обращение к Богу во время всенародных бедствий для их отвращения. Во время эпидемий с утра начинали строить храм и затем к вечеру в нём совершалась Божественная Литургия. Трудясь и говея весь день, к вечеру все причащались в новом храме и после этого отступали различные, тяжёлые бедствия.

Можно назвать особый, знаковый храм Москвы – Успенский собор в Кремле. Построенный в 1479 году, он сразу становится символом Православия в Московской Руси и местом многих исторических событий. Современник преподобный Иосиф Волоцкий ( † 1515; пам. 9 сент. ) писал о нём: «Храм этот можно назвать небом на земле: он, как великое солнце, дивно украшенный, сияет посреди Русской земли чудотворными иконы и мощами святых» 123.
  011   012   013   014   015   016   017   018   019   020  021   022   023   024   025   026   027   028   029   030   031
В начало текстаВ конец текста

Предыдущий текст

Источник текста

Вам может быть интересно:

ферапонтова лужецкого можайского мон-ря | митрополитом калининградским смоленским кириллом | митрополитом смоленским калининградским кириллом | архангельско-холмогорская епархия лет дня возрождения | богословское наследие митрополита ленинградского новгородского никодима |
Постоянная ссылка: Заметки о православной вере - читать, скачать - архимандрит Макарий (Веретенников)
> Помогите ребёнку на реабилитацию <
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера