Источник текста

О «ненужном» богословии / Православие.Ru


Нравится О «ненужном» богословии Размышления в день преставления святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова Роман Савчук «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Всё чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его… Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» ( Ин. 1: 1–5, 18 ) , – так начинает свое благовестие один из ближайших учеников Господа апостол и евангелист Иоанн Богослов. И в этом евангельском прологе, исполненном глубоких богословских мыслей и посылов, мы находим важное свидетельство о сущности нашей веры. Любимый ученик Спасителя дает нам возможность понять, что Христос пришел в мир не просто для того, чтобы явить людям пример благочестивой жизни, и смысл Его служения не ограничивался нравственными уроками, но Мессия открыл нам истину о Боге Творце и дал возможность, познавая эту истину, наследовать вечную жизнь.

Это очень важное свидетельство, поскольку православных христиан нередко упрекают в том, что они, отказавшись от «евангельской простоты», перегрузили учение Христа излишней философией и пустым богословием. Нам стараются доказать, что истинность веры измеряется не правильностью понимания Откровения, а «добротою» приверженцев той или иной религиозной системы. Тем самым благовестие Спасителя сводится только лишь к нравственной системе, учению о «добрых людях», при этом забывается о словах ближайшего ученика Господа: «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас… Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас» ( 1 Ин. 1: 8, 10 ) . Это очень опасная подмена – свести учение Христа к одним лишь нравственным нормам. И главная опасность здесь в том, что в такой системе Спаситель не нужен, «добрый человек» может вполне обойтись и без Церкви, он может быть нравственным, не переступая порог храма… Христос и апостол Иоанн Богослов. Фрагмент фрески «Тайная вечеря» из росписи собора монастыря Ватопед на Афоне. Первая половина XIV века. «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» ( 1 Ин. 2: 15 ) , – предупреждает нас Друг Христов. А значит, смысл нашей любви не в том, чтобы приобрести благоволение всех окружающих, а в том, чтобы познать Промысл Божий, покориться воле Создателя. Не случайно именно в Евангелии от Иоанна мы находим важное дополнение для понимания притчи о милосердном самарянине ( см. : Лк. 10: 25–37 ) . Господь ставит в пример поступок иноплеменника, упрекая при этом в жестокосердии не кого-либо, а представителей духовного чина израильского народа. Казалось бы, это и есть повод, чтобы задаться вопросом: кто из названных в притче – милосердный самарянин или жестокие израильские священнослужители – исповедует истинную веру в Господа Вседержителя? Однако в разговоре с самарянкой Спаситель совершенно ясно говорит о ее соплеменниках: «Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев» ( Ин. 4: 22 ) .

А в Евангелии от Марка мы встречаем юношу, который с раннего возраста соблюл все заповеди и даже пришел ко Христу, чтобы у Него научиться истине о Царствии Небесном. В искренности благочестивого настроя юноши и в его добродетельной жизни мы не можем сомневаться, поскольку «Иисус, взглянув на него, полюбил его» ( Мк. 10: 21 ) . Однако и это внешнее благочестие, доброта намерений не смогли дать главного плода – не привели человека к Богу, и «он, смутившись… отошел с печалью, потому что у него было большое имение» ( Мк. 10: 22 ) .

Если измерять истинность веры лишь нравственным критерием, тогда Евангелие от Иоанна окажется во многих местах наполненным пустой философией и ненужными богословскими отступлениями. А с ними мы часто сталкиваемся в благовестии любимого ученика Спасителя. Именно он передает для будущих поколений христиан глубокую беседу Господа о Хлебе жизни. «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» ( Ин. 6: 51 ) , – говорил Спаситель мира окружавшим Его ученикам. Однако ревнители «евангельской простоты» были и в то время. И они посчитали, что лучше знают смысл Откровения, поэтому «многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать? »; и «с этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним» ( Ин. 6: 60, 66 ) .

В Евангелии нет ничего лишнего. И оно отнюдь не так просто, как нам пытаются представить апологеты мнимой «евангельской простоты».

В Православии действительно не всё возможно понять и логически обосновать, здесь мы не всегда встречаем людей безупречных в нравственном смысле, однако Евангелие ясно доказывает нам, что не этим определяется истинность веры. Истина не нуждается в аргументах, и ее сила и ясность не затмеваются ошибками тех, кто ее исповедует. В Евангелии нет ничего случайного и лишнего. При этом оно отнюдь не так просто и понятно, как нам пытаются представить апологеты мнимой «евангельской простоты». Евангелие читается жизнью, читается усилиями и трудом. Однако это, пожалуй, единственное, что действительно стоит затраченных усилий и в чем неоправданное упрощение смысла может стоить слишком дорого – целой вечности! Роман Савчук 9 октября 2014 г. Квитанция Реквизиты для юридических лиц Реквизиты для переводов из-за границы Оплата с банковской карты Visa, MasterCard и Maestro Оплата наличными через кассы и терминалы Пожертвование через Сбербанк Онлйн

Комментарии тамара 17 декабря 2015, 17: 57 читательнице (Подмосковье) --- матушка, не надо так цепляться к фразам отдельным. неужели автор не знает, что без дел вера мертва. речь идёт о понимании Священного писания. прочитайте ещё раз. очень коротко и доступно. спаси Бог автора и многая и долгая ему лета. Иоанн 30 октября 2014, 15: 27 Супер! По-моему, просто блестящий ответ проф. Осипову и его поклонникам! Андрей 11 октября 2014, 05: 15 Хорошо и предельно ясно сказано о важности союза и соотношении веры и любви в проповеди Святителя Феофана Затворника на День Преставления Св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, которая напечатана в книге " Двери покаяния " Господи, помилуй! Св. Апостол Иоанне Богослове и Святитель Феофане Затворниче, молите Бога о нас!

Евгений Фещенко 11 октября 2014, 01: 26 Нельзя быть нравственным без Бога. Не получится, ибо немощны.

Читательница (Подмосковье) 10 октября 2014, 00: 04 Автор: «Нам стараются доказать, что истинность веры измеряется не правильностью понимания Откровения, а «добротою» приверженцев той или иной религиозной системы». Неужели истинность веры измеряется правильностью понимания Откровения?! Глазам своим не поверила. Критерий истинности веры – любовь к Богу и ближним. Можно в силу природного ума или образования правильно понимать «Откровение», но любви не иметь, добрых дел не совершать. И какая такому понимающему польза от его понимания?! Если «детской» веры не дано, то знание (понимание Священного Писания) – это лишь начало движения к Богу. «Вера без дел мертва» (ап. Иаков) . У каждого свой путь к Богу. Верующему «в простоте сердца» не нужны ни экзегетика, ни экклезиология, ни прочее богословие. Кто истинно верует – в том страх Божий, тот от греха бежит. Люди грешат от отсутствия страха Божия, что является следствием маловерия.


Источник текста


Ссылки на другие источники в источнике:

И Ангелу Русской Церкви напиши... / Православие.Ru | О «ненужном» богословии / Православие.Ru | Слово на преставление святого Иоанна Богослова / Православие.Ru | Вера - не уравнение / Православие.Ru | Современники о Патриархе Тихоне / Православие.Ru | Образ святого Иоанна Богослова в кондаках преподобного Романа Сладкопевца / Православие.Ru | «Патриарх Тихон стоит в ряду величайших вселенских святых» / Православие.Ru |
О «ненужном» богословии / Православие.Ru
... О «ненужном» богословии Размышления в день преставления святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова Роман Савчук «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Всё чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его… Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» ( Ин. 1: 1–5, 18 ) , – так начинает свое благовестие один из ближайших учеников Господа апостол и евангелист Иоанн Богослов. И в этом евангельском прологе, исполненном глубоких богословских мыслей и посылов, мы находим важное свидетельство о сущности нашей веры. Любимый ученик Спасителя дает нам возможность понять, что Христос пришел в мир не просто для того, чтобы явить людям пример благочестивой жизни, и смысл Его служения не ограничивался нравственными уроками, но Мессия открыл нам истину о Боге Творце и дал возможность, познавая эту истину, наследовать вечную жизнь. Это очень важное свидетельство, поскольку православных христиан нередко упрекают в том, что они, отказавшись от «евангельской простоты», перегрузили ... Посмотреть другие результаты по теме ...

Постоянная ссылка: О «ненужном» богословии / Православие.Ru
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"