Послушание и доверие к игумении как основа духовного преуспеяния ...

  001   002  003   004
В начало текстаВ конец текста
Если духовный отец будет указывать, а сам ученик его не будет двигаться, то никогда не уйдет, а так и сгниет у этого столпа. Очень важна при этом, как сказано было выше, полная откровенность духовному наставнику, исповедание тайн и помышлений сердечных, поскольку, по словам св. Иоанна Лествичника, «помыслы, необъявляемые духовному отцу, переходят в дела», а враг рода человеческого ничего так не боится, как быть объявленным, потому что сразу теряет силу и власть над человеком. Все старцы и ученики старцев шли этим путем. Вспомним преп. Антония Печерского, преп. Сергия Радонежского, которые своим примером, своим горением к Богу воодушевили сотни и даже тысячи душ к иноческой жизни. Преподобный Сергий и ученики его основали около сорока монастырей, а лик святых Русской православной Церкви пополнился целым сонмом преподобных.

Духовное жительство – это всегда обоюдный труд – и наставников, и послушников. Время наше теперь очень сложное, и игумену или игумении очень часто приходится, по апостолу, быть всем для всех, чтобы спасти хотя бы некоторых. Господь гордым противится, смиренным дает благодать, но если человек не хочет стяжать это смирение, быть в послушании у старшего, то, соответственно, не может тут быть никакого духовного развития, никакого благодатного устроения. Еще в середине 19 века святитель Игнатий Брянчанинов в одном из своих писем писал: «Особливо в наш век, при усилении соблазнов, надо очень поддерживать людей: и без того у нас в монастырях людей несколько способных очень мало, не говорю уже о вполне благонадежных: это величайшая редкость в самых благоустроеннейших монастырях» [7]. В другом письме он же одной настоятельнице монастыря пишет: «О непокоряющихся и не внимающих слову спасения не надо очень печалиться; но сказав им подобающее, предавать их воле Божией, которая может их обратить на правый путь чрез другие орудия и средства. На ближних сильнее действует молитва о них, нежели слово к ним: потому что молитва вводит в действие Самого всесильного Бога, и Бог творит с созданием Своим всё, что Ему благоугодно». Далее святитель Игнатий советует игумении пасти вверенных ей овец прилежными и многими о них молитвами, верою, смирением, терпением, душеназидательным посильным и умеренным словом, чтоб слово учащаемое не произвело, по замечанию некоторого великого отца, отвращения к слову в слушателях [8].

В одном из своих писем матушка Арсения пишет о методе своего духовного руководства: «Наше стадо понемногу прибавляется; вчера была принята под руководство еще одна послушница, после целогодичного испытания н а шего искания и ее. В монастыре у нас утвердилось такое убеждение, что ко мне под руководство духовное так трудно попасть, что лучше и не искать этого, кто же решится поискать, тот решается всею душою. Отчего же я так стеснила вход к себе? Оттого, что очень тесен путь. Тесен он тем, что требует отречения полного, тесен тем, что ни в себе, ни около себя не дает человеку видеть опору на этом пути, тесен еще более тем, что во мне, как в названном руководителе, видит трость, ветром колеблемую, часто приклоняющуюся к земле и почти сокрушенную. А в руководителе всегда хочется видеть твердый жезл, на который во всякое время можно было бы опереться. Но этого я не могу и даже не хочу дать. Довольно того, если руководитель укажет, где искать, где найти этот жезл, и блаженна душа, если найдет его, этот непоколебимый жезл опоры, в едином крепком и никогда неизменном, вечно живущем Господе» [9].

Блажен и треблажен наставник, который приведет своих духовных чад к Богу. Если он научит их мужеству и ответственности, молитве и воздержанию, научит их идти по пути очищения сердца от страстей и самоотречению – ему не страшно будет умереть в свое время. Весьма поучительным и назидательным является момент в жизни игумении Арсении, когда она, оказывая послушание своей наставнице, принимала настоятельскую должность. Посмотрите, как вера и любовь к наставнице пересиливают всё, какое вдохновенное слово говорит старица, какое мужество придает это слово колеблющейся ученице… Схимница Ардалиона говорила ей: «Хотя я желаю, чтоб ты исполнила в этом мою волю, но желаю, чтобы ты сама убедилась в необходимости ее исполнить, чтоб ты с охотой приняла на себя должность, которую предлагают тебе сестры, и к которой призывает тебя Господь; чтоб ты с усердием пожелала послужить обители, воспитавшей тебя в монашеской жизни».
  001   002  003   004
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

дорогие братья сестры радостью сообщаем что воскресенье февраля 9.00 состоится богослужение возглавлять которое будет владыка пантелеимон | симфония творениям преподобных оптинских старцев том страсти | пассия 2-я вечернее богослужение неделю 3-ю великого поста апреля 2016 года | бегство мучеников канция канциана канцианиллы наставника прота левая створка алтаря 1510–1520 мастер крайнбургского алтаря музей средневекового искусства австрии вена | 24.04.2008 днепропетровск управляющий епархией совершил богослужение честь василия великого |

Источник текста


Постоянная ссылка: Послушание и доверие к игумении как основа духовного преуспеяния сестер : Портал Богослов.Ru
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера