Правила святого Никифора Исповедника c толкованиями епископа Никодима ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010
В начало текстаВ конец текста
Если, по неведению, вымыт будет антиминс, то, вследствие этого, он не теряет освящения и не становится нечистым. ( Ап. 73; VII Всел. 7 ) .

2. О значении св. антиминса мы говорили в толковании 31-го правила Трулльского Собора. Настоящее же правило разумеет случай, когда кто-либо, по неведению, вымоет антиминс, и замечает, что он от этого святости своей не теряет, а потому и не нуждается во вторичном освящении, подобно тому, как не освящаются снова ни св. потир (чаша) , ни другие священные сосуды, если в виду долгого употребления их понадобится чистить

Второбрачного не следует венчать, но следует наказать отлучением от пречистаго таинства на два года, троебрачных же – на пять лет. (Ап. 7; Трул. 3; Анкир. 19; Неокес. 3, 7; Лаод. 1; Василия Вел. 4, 12) .

Начальные слова правила в подлиннике гласят: ό δίγαμος ου στεφανούται (bigamus ηοη coronatur, в Кормчей – двоеженец не венчается) , что в сущности значило бы: второбрачный не украшается венцом, на главу его не возлагается венец. При совершении таинства брака главным моментом является то, когда священник, благословляя новобрачных, говорит: «Господи Боже наш, славою и честью венчай я (Κύριε ό Θεός ημών, δόξη και τιμη στεφάνωσον αύτούς) », а эти слова священник произносит сразу после того, как положит венцы на головы жениха и невесты, так что таинство тогда уже в сущности совершено. Вследствие этого и самое таинство называется венчанием (στεφάνωμα) . А потому слова правила «второбрачный не венчается» означают, что тот, кто желает вторично вступить в брак, не может удостоиться церковного благословения, иными словами: над ним не может быть совершено церковное «последование венчания» (ακολουθία του στεφανώματος) и, следовательно, согласно смыслу настоящего правила, церковь не благословляет второго брака, а считает его недозволенным. Гражданская же власть признавала законность такового брака, чем пользовались многие христиане и вступали во второй брак. Церковь не протестовала против этого, но подвергала таковых лиц епитимии, отлучая их на год или на два от св. причастия (Василия Вел. 4) , что в настоящем правиле повторяет и патр. Никифор. И если он подвергает таковой епитимии второбрачных, то сколь большей епитимии должен был он подвергнуть троебрачных? Вследствие этого он и предписывает, что таковые должны быть отлучены от причастия на пять лет.

Для понимания предписания настоящего правила, согласно которому только первый брак удостаивается благословения и венчания церковного, а не удостаиваются этого второй и еще меньше третий брак, – нужно иметь в виду то строгое суждение церкви первых веков о втором браке, о чем мы упоминали в толковании 1-го правила Лаодикийского Собора. Такое суждение о втором браке, как видно, имело в восточной церкви в начале IX века, когда жил патриарх Никифор, всеобщее значение. Оно имело силу также и в X веке, как видно из διάταξις συνοδική περί δευτερογαμίας константиинопольского патриарха Сисиния II (995–998) , где повторяется данное правило Никифора

4. Только впоследствии, а именно в XI или в начале XII века, изменилось такое суждение церкви о втором браке, как видно из канонического ответа Никиты, митрополита ираклийского, на вопрос епископа Константина. В этом своем ответе митр. Никита говорит, что, по точному учению церкви, второбрачный не может быть удостоен венчания (τους διγάμους ουκ οΐδε στεφανουν) , что, однако, в Константинопольской церкви строго не соблюдается, а возлагаются венцы и на второбрачных (αλλά και τοις διγάμοις τους νυμφικούς στεφάνους έπιτιθησι) , только второбрачные отлучаются от св. причастия на один или два года, и священнику возбраняется принимать участие в их брачном пиршестве

5. Эта практика Константинопольской церкви стала с тех пор всеобщею, почему составлено было соответствующее «последование о двоебрачном», в котором возложение венцов на головы брачующихся точно такое же, как и у первобрачных. Для оправдания этого отступления от древней церковной практики о второбрачных, в изданиях греческих великих евхологионов приводятся текстуально как настоящее правило патр. Никифора, так и канонический ответ митр. Никиты

Кто, по нужде, сделает отдохновение на короткое время в притворе церковном, тот не подвергается наказанию; если же на долгое время остается, да будет изгнан и подвергнут епитимии, а церковь возьмет свое. ( Ап. 73; Трул. 74, 76, 97 ) . Правило 4.

Надлежит принимать благочестивые пожертвования, которые приносятся для блага тех, кои умерли без завещания, и особенно, если таковые и при жизни намеревались так поступить.

Церковь всегда молилась и молится за умерших членов своих. Это предписано еще в Ап. постановлениях, причем специально определено и время, когда это имеет быть совершаемо

7.
 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

аристоклия пресвитера димитриана диакона афанасия чтеца | дионисия ареопагита афинского рустика пресвитера елевферия диакона | церковь тимофея апостола татианы мученицы | кириак фавст пресвитер авив диакон мученики александрийские | первый лист жития апостолов антиохийского патриарха макария iii xvii спбф ран 1227 131б |

Источник текста


Постоянная ссылка: Правила святого Никифора Исповедника c толкованиями епископа Никодима (Милаша) - читать, скачать - святитель Никифор, патриарх Константинопольский, исповедник
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера