Пасха в Иерусалиме в IV веке Поместные Церкви проект портала ...

 001   002
В начало текстаВ конец текста
. Обычно постившиеся придерживались правила есть только один раз в день, но в соблюдении поста были и отступления от этого правила. Некоторые соблюдали особо строгий пост: одни ели раз в два-три дня, другие же – два раза в неделю. Это были так называемые «недельники»: они вкушали по субботам, после причащения Святых Даров, и по воскресеньям. Чрезмерно постящиеся, по замечанию Сильвии, не были восхваляемы, как не были порицаемы немного постящиеся, ибо исполнение поста зависело от духовного и нравственного состояния каждого. Службы великой четыредесятницы совершались в следующем порядке: по воскресеньям – обычная послеполунощная и утренняя служба, далее литургия, но не в храме Воскресения, а на Голгофе. К ежедневным богослужебным часам (кроме шестого и девятого) добавлялся третий час. Дважды в неделю – по средам и пятницам – девятый час ( в 15: 00 ) совершался на Сионе; служба эта совершалась там не только в великую четыредесятницу, но и в остальное время года, за исключением тех дней, когда на среду или пятницу выпадал праздник в честь какого-либо мученика. Во время Великого поста на Сионе по средам и пятницам из уст священников и епископа звучало слово Божие. По завершении девятого часа народ с песнопениями сопровождал епископа в храм Воскресения, где совершалась вечерняя служба, после которой раз в неделю, как правило по пятницам, совершалось всенощное бдение, а в субботу утром – литургия, чтобы «недельники» смогли причаститься.

В пятницу седьмой седмицы Великого поста всенощная совершалась на Сионе, где утром в субботу служили литургию, после которой архидиакон оповещал народ, чтобы тот был готов в седьмой час ( 13: 00 ) к переходу в Вифанию. А в кафедральном соборе Вифании, на том месте, где сестра Лазаря встретила Господа, к тому времени собирались монахи, чтобы встретить прибывающего с процессией епископа. Антифонно пелся псалом, читалась соответствующая часть Евангелия, после чего поющие переходили ко гробу Лазаря. Неисчислимое множество народа наводняло окружающие холмы. После службы один из священников, стоя на высоком месте, читал Евангелие о совершении Пасхи Господом и его учениками, а потом все возвращались в храм Воскресения, где совершалась обычная вечерняя служба. На следующий день после литургии (то есть в воскресенье. – Примеч. перевод.) в храме Воскресения архидиакон оповещал народ, что в течение всей Страстной седмицы каждый день в девятый час будут проходить собрания в Мартирии и что сегодня около седьмого часа ( 13: 00 ) совершится переход на Масличную гору. Действительно, в означенный час в храме Масличной горы появлялся епископ, пелись песни и антифоны, читались соответственные места из Евангелия, после чего все уходили в Эмвомион, а после песнопений и молитв, совершаемых там около одиннадцатого часа ( 17: 00 ) , читалось Евангелие о торжественном входе Господнем в Иерусалим.

Удивительная процессия, все увеличиваясь, спускалась с Масличной горы к Иерусалиму. Впереди с пальмовыми ветвями в руках шел народ, и, конечно же, тут было множество детей, даже грудных, которых несли на руках их матери. Далее, окруженный священниками, следовал епископ, восседая на осляти. Торжественный ход оглашался радостными детскими восклицаниями: «Осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних». Очень медленно шествие обходило Иерусалим и останавливалось перед храмом Воскресения, куда входил вместе с народом епископ для совершения обычной вечерней службы [8]. Так в Иерусалиме совершалось воспоминание одного из эпизодов земной жизни Спасителя, спустя примерно три века после того, как оно произошло в действительности.

Через празднества и по прошествии веков евангельские события ощущались как живые там, на Святой Земле, которая до сих пор хранит память о присутствии Господа. Когда великому катехизатору Иерусалимской Церкви святому Кириллу были необходимы очевидные доказательства о Господе нашем Иисусе Христе, он мог просто обратить взор оглашаемых к лежащим вокруг святым местам, чтобы показать им живые свидетельства. «Вот святое древо Креста, – говорил он им. – А та пальма в ущелье свидетельствует о ветвях, которые были в руках у детей, восхвалявших тогда Господа; Гефсиманский сад – об Иуде; святая Голгофа свидетельствует о воскрешении из мертвых; о святости Гроба свидетельствует камень, лежащий до сего дня» [9]. Памятники, свидетельствующие о земной жизни Господа живы в Иерусалиме, в нем и его окрестностях каждый угол и каждая пядь земли связаны с каким-либо святым событием или воспоминанием. Чуть ли не сам голос Богочеловека звучит еще в Святом граде, где неизменным сохранялось Его учение.

 001   002
В начало текстаВ конец текста

Ссылки на другие источники в источнике:

Пасхальное послание Феофила III, Патриарха святого града Иерусалима и всей Палестины / Поместные ... | Рождественское послание Блаженнейшего Феофила III, Патриарха святого града Иерусалима и всей ... | Патриарх Иерусалимский Феофил III: «Частные лица… не могут диктовать Патриархату, что делать» / ... | Священномученик Филумен Святогробец / Поместные Церкви // проект портала Православие.Ru | Пасха в Иерусалиме в IV веке / Поместные Церкви // проект портала Православие.Ru | Монастырь Святого Креста в Иерусалиме. Часть 1 / Поместные Церкви // проект портала Православие.Ru | Монастырь Святого Креста в Иерусалиме. Часть 2 / Поместные Церкви // проект портала Православие.Ru | Там, где подвизалась преподобная Пелагия. Записки паломника / Поместные Церкви // проект портала ... |

Источник текста


Постоянная ссылка: Пасха в Иерусалиме в IV веке Поместные Церкви проект портала Православие.Ru
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера