Учебник русской жизни Православие.Ru

  001   002   003   004  005   006   007   008   009   010
В начало текстаВ конец текста
Это же не об Иешуа Га-Ноцри роман, а о Воланде, это " евангелие " от Воланда, или антиевангелие. А что такое бал у сатаны - это антилитургия, черная месса, выписанная по всем канонам. Но самое главное, что сделал Булгаков, - он Богочеловека превратил в какого-то экстрасенса. Понимал ли он это? Конечно понимал. Его отец был профессором Киевской духовной семинарии, и у него самого в метриках стоит " отлично " по закону Божьему. - Идея, что Христос не более чем исторический персонаж, кажется, была популярна в начале двадцатого века? - Это протестантская точка зрения, и на ней основана книга Эрнста Ренана " Жизнь Иисуса Христа " , которой тогда зачитывалась " продвинутая " интеллигенция. Книга выдержала четырнадцать переизданий до революции, она была и у Толстого, и у Булгакова. А еще Булгаков использовал - я это проверял - магистерскую диссертацию Николая Маккавейского " Археология истории страданий Господа Иисуса Христа " , изданную в 1891 году в Киеве. Он был счастлив, когда нашел эту книгу в Москве, и взял оттуда исторические реалии Палестины первого века, которые всех так поражают, вплоть до описания тканей, накидок, завязок на сандалиях охранников и так далее, и, конечно же, подробный ход событий Страстной седмицы. - Есть точка зрения, что в " Двенадцати " у Блока тоже изображен не Христос, а Антихрист. Вы согласны с ней? - Здесь все очень запутано. Сам Блок писал Чуковскому, что видел образ Христа, когда сочинял поэму, и, с одной стороны, бросается в глаза аллюзия с двенадцатью апостолами, и то, что главный герой " за вьюгой невидим и от пули невредим " . С другой стороны, это, конечно, не Христос, а Его антипод. Что выдает подмену? Хотя бы то, что он в " белом венчике из роз " , а не в терновом венце в качестве Страдальца и за самих революционеров. Далее - " пальнем в Святую Русь " . То есть в русских святых, идущих за Христом. Наконец, животный страх у тех двенадцати. Почему? Потому что они от Бога-то оторвались и чувствуют этот страх в присутствии другого. А если это не Бог, то кто? Понятно кто. И Блок, написав поэму за две недели (она же словно " вылилась " у него из частушки) и прочитав ее на следующий день, заметил: сегодня я гений! Думаю, он понял, что написал. - Он понял, и это его не смутило? - Это объяснимо с точки зрения общественного и культурного контекста, в котором создавалась поэма. Кстати, еще одна ошибка, которую часто допускают в преподавании литературы, связана с тем, что каждое произведение рассматривают само по себе, вне культуры своего времени. А если показывать его в контексте, тогда все становится на свои места. Скажем, было три фазы в развитии мировоззрения писателей. До конца пятнадцатого века это теоцентризм, когда в центре мироздания находится Бог и оттуда Он смотрит на человека ( отсюда - обратная перспектива икон ) . С конца пятнадцатого века по сороковые годы семнадцатого это антропоцентризм, когда царь Вселенной - человек и в литературе обсуждается, каким он должен быть. А с сороковых годов семнадцатого века по настоящее время - эгоцентризм, когда в центре Вселенной - " я " : " Я, гений Игорь Северянин " . Так вот, чем отличается период Серебряного века, с девятисотых по двадцатые годы двадцатого века? Эгоцентризм писателей доходит до веры в " себя " , " своего Бога " . Это есть и у Мережковского, и у Гиппиус, и у Блока. Они все были православные по рождению и по крещению, но умышленно отошли от этой культуры. У той же Гиппиус в стихах Бог присутствует, но это не православные стихи, это противопоставление человека Богу.

Урок Гоголя: шинель как прообраз мерседеса - Все, что вы рассказываете, очень интересно. Но возникает недоумение: откуда вы это знаете и почему в традиционном литературоведении мы не встречаем ничего подобного? - А это к вопросу о том, для чего нужно изучать древнерусскую словесность. Я медиевист по специальности и в литературе, скажем, девятнадцатого века замечаю то, чего не замечают мои коллеги, кто занимается только девятнадцатым веком. У меня глаза по-другому " поставлены " , потому что я привык иметь дело с этой самой духовной основой русской культуры.
  001   002   003   004  005   006   007   008   009   010
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

архиепископ иларион человек cможет адекватно воспринимать богослужение русском славянском языке если проникнется тем духом тем образом мыслей которыми были порождены богослужебные тексты | алексия николаевича | константина николаевича | тюменские лингвисты открыли русском языке новый союз | церковь иконы божией матери всех скорбящих радость при дворце великого князя николая николаевича |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: Учебник русской жизни Православие.Ru
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера