ЖИДИЧИНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ • ...

  001  002   003   004
В начало текстаВ конец текста
со всеми доходами был передан королем кн. К. И. Острожскому с правом назначения архимандрита, управлявшего обителью через своего наместника. Кандидата в архимандриты должны были предлагать «князи, панове и земяне Волынской земли вместе со старцами» (АрхЮЗР. Ч. 8. Т. 4. № 34) , что свидетельствует об особом значении Ж. м. на Волыни и о стремлении местного общества придать обители тот статус, к-рым обладали на Киевской земле Киево-Печерский или на Полоцкой земле Евфросиниев в честь Преображения Господня мон-ри. 4 сент. 1539 г. опекуном архимандрии был назначен владимирский староста Федор Андреевич Сангушко, одновременно остававшийся ктитором Мелецкого Николаевского мон-ря, а затем - Роман Федорович Сангушко. Привилеем кор. Сигизмунда II от 26 дек. 1569 г. Ж. м. был передан Луцкому еп. Ионе ( Борзобогатому-Красенскому ) , который не только фактически разорил монастырское хозяйство, но и вынес из обители документы и церковную утварь ( воздвизальный крест, чаши, дискос и др. ) . Кн. К. Острожский и луцкий староста Александр Пронский несколько раз при поддержке вооруженного отряда изгоняли Иону из мон-ря. 28 мая 1580 г. по распоряжению польского кор.

Гедеона (Балабана) , открыв т. н. эру Балабанов в истории мон-ря. Этот период характеризуется напряженной борьбой за Ж. м. между правосл. и греко-католич. иерархией. С 1596 г. на обитель постоянно посягал и даже совершал открытые вооруженные нападения Луцкий еп.

Кирилл (Терлецкий) . В 1603 г. Ж. м. был фактически легализован королем как православный в связи со снятием баниции (лишения прав) с племянника еп. Гедеона архим. Григория (Балабана) . Одним из значимых эпизодов этого противостояния стало сидение архимандрита на крыше монастырского здания в качестве протеста.

В ХVI в. Ж. м. стал крупным землевладельцем, в 30-х гг. ХVII в. мон-рю принадлежал 291 «дым» в 18 населенных пунктах. С нач. ХVI в. размеры владений и имущества монастыря постоянно менялись. Так, в 1576 г. Ж. м. получил пожертвования от кн. Богуша Корецкого, а в 1586-1591 гг. в результате судебной тяжбы с кн. Романом Сангушко потерял неск. имений. В нач. ХVII в., при архим. Григории (Балабане) , Ж. м. удалось выиграть неск. судебных процессов, в т. ч. с панами Гулевичами и Загоровскими.

После смерти в 1620 г. архим. Григория (Балабана) кор. Сигизмунд III передал греко-католикам Луцкую епархию - еп. Иеремии Почаповскому, а Ж. м. в 1621 г. - архим. Никодиму Шибинскому.

Владислава IV Вазы были составлены «Пункты успокоения» - документ, определявший положение православной Церкви в Речи Посполитой. Согласно «Пунктам... », Луцкую кафедру предполагалось вернуть православным, а Ж. м. передать униатам. Однако, несмотря на соглашение, кафедра была пожизненно оставлена за униат. епископом. 15 марта 1633 г. кор. Владислав IV передал мон-рь в распоряжение новоизбранного Луцкого еп.

Афанасия (Пузыны) . Вскоре благодаря поддержке короля и правосл. шляхты еп. Афанасий отобрал у униат. Луцкого еп. Иеремии Почаповского часть церковных имений. Однако постановление сейма 1635 г. вновь признало епископом Луцким Иеремию Почаповского.

По королевскому привилею от 20 апр. 1638 г. Жидичинская архимандрия окончательно была передана греко-католич. Церкви, митр. Рафаилу Корсаку. С этого времени Ж. м. стал постоянной резиденцией Луцких греко-католических епископов. В 40-х гг. XVII в. обитель пришла в упадок, к 1647 г. в ней проживало лишь 6 монахов. Нек-рое время в ХVII в. в Ж. м. находилась чудотворная Холмская икона Божией Матери. Здесь же униат. еп. Иаков Суша написал кн. «Феникс» о чудесах от иконы.

Согласно «Летописи Самовидца о войнах гетмана Б. Хмельницкого и о междоусобиях, бывших в Малой России по его смерти», в Ж. м. принял постриг с именем Гедеон и стал его архимандритом бывш. гетман Юрий Хмельницкий. Возможно, митр. Киевский, Галицкий и всея Руси Дионисий ( Балабан-Тукальский ) номинально назначил Гедеона (Хмельницкого) архимандритом Ж. м., чтобы вернуть обитель в Православие.

К 1740 г. Ж. м. владел 88 дворами в 13 населенных пунктах. К нач. ХIХ в. мон-рем было приобретено еще 4 селения; общее число крепостных достигло 1, 6 тыс. чел. (в т. ч. 838 «ревизских душ») . Хозяйство Ж. м. имело натуральный характер (в 1765 г. насчитывалось 117 овец, 30 баранов и 30 ягнят) , крестьяне работали на монастырь 2-3 дня в неделю. Также Ж. м. активно занимался торговлей, продавал лес и сено, закупал соль и другие товары в основном по Волыни и Галичине. Указом имп. Екатерины II от 3 сент. 1795 г. греко-католич. мон-ри, не занимавшиеся просветительной и благотворительной деятельностью, подлежали ликвидации. Ж. м., находившийся в ведомстве Холмской епархии, был официально закрыт, но фактически он продолжал существовать. При имп. Павле I греко-католич. Ж.
  001  002   003   004
В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

жидичинский имя святителя николая чудотворца мужской монастырь |

Источник текста


Постоянная ссылка: ЖИДИЧИНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ • Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, мобильная версия
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера