> Дело дня: Помогите ребёнку <

ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ • Православная Энциклопедия под редакцией ...

  001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017  018   019
В начало текстаВ конец текста
gr. 1156. Fol. 255v, 3-я четв. XI в. (и Минологий) Vindob. hist. gr. 6. Fol. 2v, 2-я пол. XI в. (- в рост; Минологий посл. четв. XI в. из мон-ря Кутлумуш на Афоне) ГИМ. Греч. 175. Fol. 19v - в рост, Fol. 28r - в мучении; Минологий (Bodl. Охоn. F. 1. Fol. 11v, 1327-1340 гг.) - в мучении (и в настенных минологиях ряда балканских храмов) вмч. Георгия в мон-ре Старо-Нагоричино, Македония ( 1317-1318 ) , и Успения Богородицы в мон-ре Грачаница, Косово и Метохия (ок. 1320) , - полуфигура, Христа Пантократора в мон-ре Дечаны ( 1335-1350 ) - в мучении и др. (.)

В «Догматическом паноплии» Евфимия Зигабена Д. А. изображен среди святителей, представляющих свои творения императору (Vat. gr. 666. Fol. 1v; ГИМ. Греч. 387. Fol. 5v - 6 - обе рукописи 2-й пол. XII в.) .

В нек-рых греч. синаксарях и стишных слав. Прологах после сказания имеется подробное описание облика Д. А., заимствованное из иконописных подлинников или же, наоборот, послужившее основой для них (подобные описания редки в синаксарных сказаниях) . В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота Д. А. описан как «старец кудрявый с раздвоенною бородою и с длинными волосами» (Ч. 3. § 8. № 10) , «был усечен мечом… держит голову свою в руках» (Ч. 3. § 22. 3 окт.) . В рус. сводном иконописном подлиннике по списку Г. Д. Филимонова (XVIII в.) описаны как облик Д. А., так и сцены с его участием («Успение Пресв. Богородицы» и «Чудо по усекновении головы») : «Подобием весьма стар, сед аки Климент, власы кудреваты, риза святительская, санкирь с белил; сей на облаце к погребению Божия Матерее со апостолы предста. Сей же святый чудо удивлению достойно показа: егда ему мучитель главу отсекоша, тогда святый своими руками прием, ходив до двою поприщ, дойде некия жены именем Катулы, и на тоя длани яко некое сокровище положи» (С. 165) .

Легенда, соединившая в образе одного человека личности Д. А., Дионисия, автора «Ареопагитик», и мч. Дионисия, 1-го Парижского еп., отразилась на иконографии святого как на греч. Востоке, так и на лат. Западе (Д. А. среди скорбящих апостолов в мозаичной композиции «Успение Пресв. Богородицы» собора Марторана в Палермо и кафедрального собора в Чефалу) Сицилия (, обе XII в.) ; Д. А. представлен не как обычно в одеждах епископа, а в хитоне и гиматии, подобно апостолу, на алтарной картине школы Чимабуэ ( собр. лорда Актона, Флоренция ) и на мозаиках флорентийского баптистерия, нач. XIV в.

В западноевроп. искусстве единоличные фронтальные изображения Д. А. - епископа (скульптура хора кафедрального собора в Бамберге, 1235; витраж ц. св. Дионисия в Эслингене, ок. 1300; дверца реликвария нач. XIV в., Лёгумклостер) столь же распространены, как и изображения Д. А. в молитвенном предстоянии, ставшие популярными с XVI-XVII вв. : алтарная картина (№ 28а) ок. 1500 г. ( Гос. музей, Амстердам ) ; алебастровая статуя (1658) работы Г. и Б. Марси для капеллы св. Дионисия на Монмартре ( ныне в ц. Сен-Жан-Сен-Франсуа в Париже ) . «Мученичество» Д. А. представлено 2 типами изображений: усекновением главы (алтарная картина нач. XV в. Ж. Малуэля, Лувр) и разбиванием черепа мечом или секирой (2-й тип редок, напр. на фреске капеллы св. Гереона в Кёльне) XII в. (, на барельефе сев. портала кафедрального собора Шартра и на витраже ц. св. Дионисия в Сен-Дени-де-Жуэ) XIII в. () . Д. А. - кефалофор нередко изображался или буквально - фигура показана без головы, усекновенная голова (как правило, увенчана митрой) в руках святого (напр., миниатюра из Часослова Карла VIII) Paris. BNF. 1370. Fol. 212v, кон. XV в. () , или в соответствии с вост. традицией изображения кефалофоров, напр. св. Иоанна Предтечи - его облик невредим, усеченная глава как знак мученичества в руках (витраж кафедрального собора в Бурже) XII в. (; фреска в ц. св. Куниберта в Кёльне) ок. 1230 (; реликварий св. Эммерама в Регенсбурге) ок. 1440 (и др.) . Уникальное изображение представлено на фреске XV в. в капелле св. Грата в Люсераме: Д. А. указывает на рану на шее от усекновения.

В многофигурных композициях Д. А. часто изображался вместе с пресв. Рустиком и диак. Елевферием (миниатюра из Часослова Карла VIII) Paris. lat. 1370. Fol. 212v, кон. XV в. (- Рустик и Елевферий обезглавлены) , в сопровождении ангелов (миниатюра из Большой хроники Франции - Paris. fr. 6465. Fol. 57, 1-я пол. XV в.) ; скульптура зап.
  001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017  018   019
В начало текстаВ конец текста

Вам может быть интересно:

перенесение мощей вмц екатерины синай миниатюра прекрасного часослова иоанна герцога беррийского 1405-1408/09 метрополитен-музей нью-йорк col cloisters 1954 54.1.1.fol | свт киприан митр киевский всея руси фрагмент росписи преображенского собора новоспасского мон-ря москва 1689 | кирилл митр китийский впосл кирилл архиеп кипрский фотография нач | митра вклад царя михаила федоровича романова москва 1642 мон-рь вмц екатерины | печать киевского митр георгия нац заповедник "софия киевская |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ • Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, мобильная версия
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера