> Дело дня: Помогите ребёнку <

ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ • Православная Энциклопедия под редакцией ...

  001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016  017   018   019
В начало текстаВ конец текста
(Hannick. Maximos Holobolos; Иванова. 2002) . Список из Цетинского мон-ря особенно важен в отношении лексических разночтений (Там же) . Старшие рус. списки содержатся в домакариевских Минеях-Четьих XV в., напр. в РГБ. Волок. № 591 ( Л. 33-41, 80-е гг. XV в. ) и др. ( см. : Сергий ) Спасский (. Месяцеслов. Т. 1. С. 499) . Критическое издание Жития Д. А. по южнослав. спискам, сопровождающееся исследованием, подготовлено К. Ивановой и В. Пилевой (см. : Иванова. 2002. С. 353-354. Примеч.) .

Житие Д. А., написанное Симеоном Метафрастом, было переведено на слав. язык между 1518 и 1525 гг. в Москве прп.

Максимом Греком (о списках см. : Иванов. 1969, где ошибочно указано, что текст не изд.) , включено в состав ВМЧ и в т. н. агиографический свод кн. A. M. Курбского - сборник переводных житий (ГИМ. Син. № 219, ок. 1579 г. - Калугин. 1998. С. 49, 52) . Перевод Максима Грека наряду с лат. изданием Л. Сурия (по изд. : De Probatis Sanctorum Historiis. Colonia, 16184) положен в основу редакции «Книги житий святых» св. Димитрия, митр. Ростовского ( К., 1689 ) .

Все существовавшие к XVI в. тексты о Д. А. были собраны в ВМЧ митр. Макария. Здесь находятся слав. переводы Житий Митродора (без имени переводчика) , Симеона Метафраста, а также сказания из стишного и нестишного Прологов (ВМЧ. Окт. Дни 1-3. Стб. 238-263, 787-790) .

В украинско-белорусских списках XVII в. известно Житие Д. А. в переводе на «просту мову» (нач. : «Сей святый Дионисий з места славнаго Афина») - см. Минеи-Четьи. Вильнюс. БАН Литвы. ф. 19. № 81, XVII в. ; № 82, 1669 г. (Добрянский Ф. Н. Описание рукописей Виленской публичной б-ки, церковнославянских и русских. Вильна, 1882. С. 124, 133) . Лит. : Иванов А. И. Литературное наследие Максима Грека. Л., 1969. С. 54-55, № 12; Hannick. Maximos Holobolos. S. 112, N 44; Калугин В. В. Андрей Курбский и Иван Грозный: Теоретич. взгляды и лит. техника древнерус. писателя. М., 1998 (по указ.) ; Иванова К. «Западни светци» в състава на староизводните Чети-минеи: (Предварителни бележки) Средневековна християнска Европа: Изток и Запад: Цености, традиции, общуване. София, 2002. С. 353-354. А. Турилов Иконография Д. А. в соответствии с чином епископа представлен в архиерейском облачении: фелони (иногда в полиставрии) , с омофором, в руках держит Евангелие. Согласно его иконографии, сложившейся к концу иконоборческого периода, он обычно изображается с темными волосами с проседью и заостренной бородой средней длины. Одно из ранних единоличных изображений Д. А. было представлено на несохранившейся мозаике в тимпане наоса собора Св. Софии К-польской ( ок. 878; известно по рис. Г. Фоссати ) . Изображение Д. А. сохранилось в диаконнике кафоликона мон-ря Осиос Лукас ( 30-е гг. XI в. ) ; в сев. апсиде каппадокийской ц. Ала-килисе в Белисырме (XI в.) ; в ц. Асину (Панагии Форвиотиссы) близ Никитари, Кипр (1105 06) ; в кафедральном соборе в Чефалу, Сицилия (1148) ; в Палатинской капелле в Палермо, Сицилия ( 50-60-е гг. XII в. ) ; в трапезной мон-ря ап. Иоанна Богослова на Патмосе (ок. 1200) ; в ц. св. Афанасия «ту Музаки» в Кастории ( 1384-1385 ) . Икон с единоличным образом Д. А. немного, наиболее значимая из них по художественным качествам - икона XVI в. из мон-ря Пантократор на Афоне (ГЭ) .

На Руси образ Д. А. включен в декорацию жертвенника ц. Спаса на Нередице в Вел. Новгороде (1199) ; алтаря собора Спасо-Евфросиниева мон-ря в Полоцке (3-я четв. XII в. ; в руках держит свою голову) ; ц. св. Симеона Богоприимца в Зверине мон-ре в Вел. Новгороде ( кон. 60-х - нач. 70-х гг. XV в. ) .

Д. А. изображается в композиции «Успение Пресв. Богородицы» среди святителей - очевидцев события Иакова Иерусалимского, Тимофея Эфесского, Иерофея Афинского. Вероятно, к ранним примерам изображения можно отнести миниатюру в Минологии из Великой Лавры св. Афанасия на Афоне ( Laur. D 54. Fol. 134v, кон. X-XI в. ) . Святители, среди к-рых, очевидно, представлен и Д. А., изображены в сцене «Успение Пресв. Богородицы» в росписи ц. Св. Софии в Охриде (сер. XI в.) , в ц. Асину и др. ; на иконах из Десятинного мон-ря ( нач. XIII в., ГТГ ) , из Успенского собора Московского Кремля ( ок. 1479, ГММК ) , из Троицкого собора Павлова Обнорского мон-ря (Дионисий) ? (, ок. 1500, ВГИАХМЗ) , из Успенского собора Иосифова Волоколамского монастыря ( 1591-1599, ЦмиАР ) и на мн. др. Образ Д. А. устойчиво включается как в краткую редакцию «Успения Пресв. Богородицы» (фреска в ц. Спаса Преображения на Ильине ул. в Вел. Новгороде, 1378, мастер Феофан Грек; оборот Донской иконы Божией Матери, кон. XIV в.) , так и в расширенную (храмовая икона Успенского собора Московского Кремля, ок. 1479) .
  001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016  017   018   019
В начало текстаВ конец текста

Источник текста

Вам может быть интересно:

руины базилики сщмч дионисия ареопагита афинах | дионисия ареопагита | отлох санкт-эммерамский | отлоха санкт-эммерамского | церковь дионисия ареопагита муратовке |
Постоянная ссылка: ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ • Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, мобильная версия
> Дело дня: Помогите ребёнку <
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера